ПОЛЬЗА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОЛЬЗА
ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного). В более строгом смысле П. - характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Как жизненный принцип П. выражается в правиле: "Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу". Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. П., т.о., характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с П. используются и другие ценностные понятия: "успех" - достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и "эффективность" - достижение результатов с наименьшими затратами. В отличие от П., под "выгодой" или "корыстью" в узком значении этих слов следует понимать такой интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, совершенства и т.п.). П., как правило, ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОЛЬЗА
ценностное понятие, отражающее положит. значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам; в более строгом смысле — характеристика средств, необходимых для достижения заданной цели. Нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет получить результаты, близкие этим целям (способствует успешности действий) и г) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Как и др. ценности практич. сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П., как правило, связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие П. в качестве ценностной ориентации порождает серьезные нравств. противоречия в том случае, когда П. трактуется как благо вообще или как моральное добро.
В исторически раннем или неразвитом (т.е. внутренне недифференцированном) ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех дока-питалистич. обществах стремление к П., как и к наживе, осуждалось. наиб. ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного произ-ва и денежного х-ва определило формирование иных ценностных ориентации; в рамках экономических, вещных отношений П. — приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. наиб. типичным выражением пользо-ориенти-рованной деятельности является предпринимательство, направленное на достижение прибыли посредством произ-ва товаров и предоставления услуг, к-рые, во-первых, необходимы обществу в лице разл. частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. производителями. Т. о., принцип П. проявляет всеобщую взаимозависимость человека как носителя частного интереса с др. людьми и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на П. индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, к-рыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстает в качестве средства для удовлетворения чужих целей. С возрастанием правового регулирования экон. отношений в капиталистич. обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны обществ. отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются.
Нравственно-гражд. значение принципа П. определяется тем, что он позволяет установить масштаб обществ. значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистич. своеволие. Не случайно, именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей обществ. развития. Вместе с тем абсолютизация принципа П., меркантильность разрушают духовные и нравств. основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, к-рое возможно лишь на основе бескорыстного и милосердного отношения человека к др. людям. Р. Г. Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мотивация студентов к процессу обучения: впуиз (вдохновение, польза, успех, интерес, внимательность)

Хабирова Т. Г.
Дано описание модели академической мотивации для тематического планирования курса обучения преподавателями вузов.
Читать PDF
0.00 байт

Какая польза от рецензирования журнальных статей?

Гитис Л. Х.
Читать PDF
0.00 байт

Фитнес индустрия самообман или польза для здоровья?

Бавыкин Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Дистанционное образование:актуальность и польза

Зарайский И. А.
Рассматриваются перспективы развития методики обучения студентов дистанци-онно средствами информационных технологий, путем внедрения специально разра-ботанных аналогов учебных программ институтов.
Читать PDF
0.00 байт

Использование информационно- коммуникационных технологий в обучении: польза и вред

Якимец С.В.
Какова роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном мире? Любой здравомыслящий человек скажет, что, несомненно, огромна. И это действительно так.
Читать PDF
0.00 байт

Гаджеты: польза или вред для современного школьника?

Алексеев А.Г.
Читать PDF
0.00 байт

«Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX в

Ромашина Екатерина Юрьевна
Рассмотрены и проанализированы азбуки в картинках, изданные в России в 1815-1893 гг. Предложена типология этих изданий в зависимости от их контента и структурно-функционального соотношения текста и визуального ряда.
Читать PDF
0.00 байт

Axios и практическая польза в контексте философии образовании

Яковенко Л.Н.
В статье сопоставляются духовные ценности высшего уровня и ценности практически ориентированного сознания применительно к образовательной практике.
Читать PDF
0.00 байт

Польза видеоблоггерства в современном мире

Баринова А.Н., Румянцева Н.А.
В данной статье дано понятие видеоблоггерству и определена польза для современного общества. Видеоблоггерство как род деятельности вырабатывает в человеке различные навыки и личные качества.
Читать PDF
0.00 байт

ПОЛЬЗА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ГРЫЖЕ ПОЗВОНОЧНИКА В ПОЯСНИЧНОМ ОТДЕЛЕ

Лушников Василий Андреевич, Кузнецов Игорь Анатольевич
Проблема грыжи в позвоночнике поясничного отдела весьма распространенная проблема. Приблизительно каждый 15-й человек из 10 000 столкнулся с этой проблемой.
Читать PDF
0.00 байт

Декамерон о пользе учения

Морев Игорь Авенирович
Читать PDF
0.00 байт

О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ РЕФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Михайлов В. В.
Читать PDF
0.00 байт

О центрах коллективного пользования

Серегин Павел Павлович
Читать PDF
0.00 байт

Конференция «Центры коллективного пользования и уникальные научные установки в организациях, подведо

Осадчук Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКОДОВЫХ СООБЩЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ - ПОЛЬЗ

Аникина Марина Николаевна
Статья посвящена проблеме оптимизации оперативного взаимодействия средства обучения и пользователя.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Польза страха

    Страх – это совместная реакция ума и тела для избежания опасности. Чувство страха сопровождается увеличением адреналина в крови, повышением давления, то есть мобилизацией сил организма. Кажды
  • ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    показатели, влияющие на информационные потребности пользователей. Определяющим моментом, главным источником формирования информационных потребностей, безусловно, являются показатели квалифик
  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ персональных компьютеров

    (PC users’ gender differences) наблюдаются при взаимодействии человека и компьютера во всех возрастных группах. Стереотипы общественного сознания и СМИ, тенденциозность образования и выпускаемых программны
  • МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ И ДРУГИХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ данных, изучение директивных и плановых документов, научно-методических программ, материалов коллегий министерств и ведомств, протоколов засе
  • Пользователь

    Человек, самостоятельно осуществляющий оценивание своих знаний, навыков, умений с помощью теста.
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС

    (англ. user interface) – комплекс программных средств, обеспечивающий взаимодействие пользователя с системой; средства связи между пользователем и системой.
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ НПИ

    работники образовательных учреждений, заинтересованные в получении научно-педагогической информации. В зависимости от характера информационных потребностей выделяют три основные категории: уч
  • Пользователь теста

    юридическое или физическое лицо, использующее тест или результаты тестирования для оценки уровня подготовленности испытуемых в определенной области.
  • Запрос пользователя библиотеки

    требование пользователя библиотеки на предоставление библиотечной услуги
  • Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ

    характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие программы и, наоборот реплика последней требует реакции пользователя.
  • ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

    (Craphical User Interface) – интерфейс, использующий графические элементы. Пользователь наблюдает на экране графические объекты и элементы управления. С помощью мыши он изменяет свойства объектов и приводи
  • КУЛЬТУРА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

    умение пользо- вателя целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и ме