СПОСОБНОСТИ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Способности
совокупность устойчивых психологических особенностей человека, предопределяющих успешность деятельности.

Источник: Военная педагогика

СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

СПОСОБНОСТИ
индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Способности
индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности; способности развиваются на основе задатков человека.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Способности
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Использование командиром в практике подготовки подчиненных данных психологической науки о способностях способствует повышению эффективности их обучения и воспитания.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия талантами гениальности.

Источник: Педагогический словарь

Способности
это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

СПОСОБНОСТИ
индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления [61, c. 142; 66, c. 353; 67, c. 381; 70, c. 225; 80, c. 640; 82, c. 729].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СПОСОБНОСТИ
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СПОСОБНОСТИ
особенности человека, которые позволяют ему успешно овладеть тем или иным видом деятельности, совершенствоваться в ней. Одни из С. носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например, умственные и физические С., С. к обучению; другие – узкий, специальный: технические, художественные, математические и др. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Способности
индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам ее выполнения (Б. М.Теплов). Развитие С зависит от взаимодействия наследственных и средовых факторов, в первую очередь — обучения и воспитания. Оптимальные условия для проявления С. создаются в сензитивные периоды развития. Актуальная задача педагогов и родителей состоит в использовании возможностей каждого сензитивного периода.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СПОСОБНОСТИ
индивидуально выраженные возможности успешного осуществления той или иной деятельности. Способности включают как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используют разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве других критериев может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированны как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные), инженерные.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

СПОСОБНОСТИ
Индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные, межличностные (социальные), внутриличностные (С. к самоанализу). С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. При обучении языку С. в значительной мере зависят от уровня развития слуха, памяти, вербального мышления. Развитие С. обусловливается наличием мотивации. Диагностика коммуникативных способностей осуществляется с помощью специальных тестов. Известны две точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта, Г. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы. Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность – высшая степень одаренности, проявляющаяся в творчестве. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, в том числе и их С. к изучению языка – важная сторона деятельности педагога и предпосылка успешности овладения языком.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические, анатомо-физиологические, конституциональные особенности человека, нейродинамические свойства мозга, определяющие при прочих равных условиях быстроту, основательность, легкость и прочность овладения различными видами деятельности. Реальное проявление способностей зависит от природных предпосылок -задатков, а также индивидуальных условий их развития. Применение близнецового метода показывает более высокие коэффициенты корреляции по ряду способностей внутри монозиготных пар в сравнении с парами сибсов, выросших в одинаковых условиях. Вместе с тем хороших результатов достигают ученики с разными способностями под руководством талантливых учителей или при массовом развитии некоторых способностей в условиях определенных культур. Развитие способностей зависит от учета сензитивных периодов в развитии человека, творческого отношения к делу, психологической готовности учиться и трудиться, степени самостоятельности и критичности оценки своих достижений. Различают общие, обеспечивающие успешность усвоения основных, многих видов деятельности (интеллектуальные способности), и специальные способности, отвечающие более узким требованиям профессиональной деятельности (музыкальной, сценической, математической, художественной и т.п.). Наиболее распространенная форма оценки степени выраженности способностей-оценка с помощью различного рода тестов (достижений, интеллекта, креативности и др.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Способности
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности. Способности педагогические – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С.п.: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение общаться, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой).

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

СПОСОБНОСТИ
качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью. Способности различаются по степени выраженности (от полной неспособности до таланта и гения); по их развиваемости; а также как общие способности, отвечающие многим видам деятельности (например, интеллектуальные способности) и специальные способности, отвечающие требованиям какой-либо конкретной деятельности (например, музыкальные, художественные педагогические и т. д.). Развитие тех или иных способностей опирается на врожденные задатки. Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. В то же время, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Кроме того, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Литература: [20, 53].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

СПОСОБНОСТИ
психические и личностные особенности человека, которые позволяют ему успешно осуществлять ту или иную деятельность, совершенствоваться в ней, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях и удовлетворяться результатами применения.
Различают общие и специальные способности. Первые носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С., С. к обучению; вторые – узкий, специальный: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд индивидуальных психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Природными предпосылками развития С. являются задатки, а также индивидуально-типологические особенности (Б.М.Теплов).
Личностно-психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овладению специальностью. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.
Наиболее крупным теоретиком проблемы С. в отечественной психологии является Б.М.Теплов, проводивший исследование музыкальных С. С.Л.Рубинштейн определял С. как обобщение психических деятельностей, подчеркивая их индивидуальный характер, с одной стороны, с другой, сближая С. выдающихся личностей (таланты) со С. обычных людей. В школе Рубинштейна проблема С. была поставлена в контексте соотношения потенциального и актуального (Т.И.Артемьева, Г.С.Тарасов и др.), который существенен для акмеологии. Актуальные С. не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагносцировать, актуализировать, поддерживать.
В современной психологии и акмеологии наиболее актуальной оказывается, во-первых, проблема соответствия (несоответствия) С. человека его профессиональной деятельности (последнее, согласно акмеологии, должно быть минимизировано), во-вторых, проблема личности как субъекта, максимально, целенаправленно использующего свои С.

Источник: Акмеологический словарь

СПОСОБНОСТИ
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации С. используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные С. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем С. могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные. Различают также общие и специальные С. Общие С. - это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных С., выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные С. и т.п.). Выявлены компоненты, составляющие структуру специальных С., что позволяет сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся. Известны две крайние точки зрения по вопросу о природе и происхождении С. Одна из них (ведет традицию от Р. Декарта и Г.В. Лейбница) характеризует С. как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., не следует недооценивать их природной основы, необходимости опоры на своеобразие природных особенностей человека, его одаренность (см.Одаренные дети). Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называется талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества. В отечественной психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных психических качеств и С. Обоснована идея неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Высокая степень одаренности некоторых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или нескольких возрастных периодов (Н.С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практическая задача педагогов и родителей. Помощь в проведении работы по диагностике и прогнозированию С. оказывает диагностика психологическая. — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Одаренные дети

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СПОСОБНОСТИ
индивидуально-пси-хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С - это свойства ума, к-рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в к-рых они проявляются (техн, худож, муз. С и т и). В психол исследованиях выявлены компоненты, составляющие структуру спец. С Напр., в математических различают С к формализованному восприятию матем. материала и матем. обобщению, рациональному решению задач, к «свертыванию» рассуждения и др. Подобным образом выявлены и исследованы осн. компоненты муз., лит., изобразит, и др. С., что позволило сформулировать пед. рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся.
Фундаментальная проблема в изучении С. - их природа и происхождение. Известны две крайние точки зрения по этому вопросу. Одна из них (ведущая традицию от воззрений Р. Декарта и Г. В. Лейбница). характеризует С. как врожденные образования, к-рые даются человеку в готовом виде. Другая (следуя традиции Дж. Локка). исходит из тезиса о полной зависимости С. человека от внеш. условий его жизни и утверждает, что, организуя соответствующим образом деятельность человека, можно добиться сколь угодно высокого уровня развития любых С. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., неправомерно недооценивать их природной основы: эффективным может быть лишь то воспитание, к-рое учитывает своеобразие природных особенностей человека и его одаренность. Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, наз. талантом. Гениальность - высшая степень одаренности; она проявляется в творчестве, имеющем ист. значение для общества.
Характеристика природной основы С. включает в себя возрастные предпосылки их развития. В отеч. психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на к-рых возникают оптимальные условия для развития определенных психич. качеств и С. Обоснована идея о неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Совмещение достоинств разных этапов возрастного развития - условие общего подъема возможностей ребенка; высокая степень одаренности нек-рых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или неск. возрастных периодов (Н. С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практич. задача педагогов и родителей.
Большое значение имеет работа по диагностике и прогнозированию С. Помощь в проведении такой работы оказывает психол. диагностика, к-рая стала складываться как самостоят. науч. дисциплина в нач. 20 в. под воздействием требований практики. Были разработаны показатели общего умственного развития, методы индивидуального и группового тестирования, тесты способностей и достижений (см. Тесты).
В ходе диагностики и прогнозирования С. необходимо иметь в виду относительность деления учащихся на способных и малоспособных: в большинстве случаев «малоспособные» школьники – это дети, чьи С. еще не востребованы, не раскрыты, не найдены пути их эффективного воспитания. Значимым для воспитания С. является формирование индивидуального стиля деятельности. Науч. основы его исследования были заложены в работах Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, Е. А. Климова, К. М. Гуревича и др. В основе данного подхода лежит тезис о том, что успех в деятельности может быть достигнут психологически разными путями. Это означает, в частности, что предпосылками успеха могут быть разные С. или разные компоненты одной и той же С. Отсюда следует, что развитие С. существенно зависит от того, насколько удается сформировать у школьника свой особый индивидуальный стиль деятельности, оптимальный именно для него, компенсирующий его природные недостатки и максимально использующий его достоинства.
В психол. исследованиях рассмотрена взаимосвязь понятий «С.» и «склонность»; последняя характеризуется как избирательная направленность на определенную деятельность, к-рая стала потребностью человека и в к-рой проявляются и развиваются его С. Обосновано положение о связи линий развития трудоспособности и одаренности, что открывает возможность построения общей модели ресурсов личности (Б. Г. Ананьев). Разработано понятие об обучаемости как показателе развития продуктивного (творческого). мышления учащихся и сформулированы психол.-пед. принципы развития такого мышления (3. И. Калмыкова). Показано, что эффективным средством развития умственных С. является создание проблемных ситуаций в обучении, диалогич. форма изложения уч. материала (А. М. Матюшкин).
Логика проведенных исследований привела к необходимости выйти за рамки «компонентного» рассмотрения отд. С. и изучать их в контексте целостной личности. Личностный подход к С. предполагает, что наиб. эффективным средством развития С. у школьников признается опосредованное воздействие на личность, формирование ее определенной структуры. Напр., экспериментально доказано, что проявление лит. С. у школьников существенно зависит от их умения выходить за пределы собств. «читательской позиции» и становиться на позицию др. человека - автора произведения, лит. критика, героя произведения и т. д. В данном случае речь идет не просто о выработке определенных умений, а о формировании целостного личностного отношения к лит.-худож. явлениям.
Лит: Леонтьев А Н., О формировании способностей, ВП, 1960, № 1; P у б и н-штейн С. Л, Проблема способностей и вопросы психол. теории, ВП, 1960, № 3; Лейтес Н. С., Умственные способности и возраст, М., 1971; его же, Способности и одаренность в дет. годы, М., 1984; Платонов К. К., Проблемы способностей, М., 1972; В с и г. с p Л. А., Педагогика способностей, М., 1973; Мелик-Пашаев А. А., Педагогика иск-ва и творческие способности, М., 1981; Т с и л о в Б. М., Способности и одаренность, Избр. тр., т. 1, М., 1985; Чудновский В. Э., Воспитание способностей и формирование личности, М., 1986; Spearman С, The abilities of man, L., 1927; Vernon P. E., The measurement of abilities, N. Y., 1961; The gifted and the talented: their education and development, ed. by A. Har-ry Passow, Chi., 1979; С a 11 e 11 R. B., The inheritance of personality and ability: rese-arch methods and findings, N. Y., 1982.
В. Э. Чудновский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СПОСОБНОСТИ
свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности.Но что это за качество? В ответе на этот вопрос мы недалеко ушли от Аристотеля и Авиценны:
– что означает утверждение, что способности развиваются на основе задатков;
– в чем заключается проблема общих и специальных способностей;
– как развиваются способности и какова структура способностей;
– что наследуется и что развивается в способностях;
– как овладеть своими способностями.
Этот перечень вопросов можно продолжить. Но ответить на него можно только в том случае, если мы определим, что такое способности.
Научный анализ показывает, что развитие С. представляется как развитие функциональных систем, реализующих отдельные психические функции и, одновременно, как процесс культурно-обусловленных операционных механизмов, используя которые человек и овладевает своими С. В этом случае развитие С. выступает как процесс биологического и культурного развития в их единстве.
Действительно, любую деятельность, осуществляемую в практической или идеальной форме, можно разложить на отдельные психические функции. В любой деятельности необходимо что-то воспринять, запомнить, представить, осмыслить, принять решение и т.д. Психические функции представляют собой наиболее общие родовые формы деятельности. Психофизиологические исследования убедительно показали, что отдельные психические функции реализуются сложными, нейрофизиологическими функциональными системами. Эти функциональные системы в структуре целостного мозга формировались для реализации определенных психических функций. Можно сказать, что функциональные системы обладают свойством, благодаря которому возможно осуществлять определенную психическую функцию. Это свойство функциональных систем и является общей С., отнесенной к конкретной психической функции.
В этом случае С. выступает как свойство функциональной системы, реализующей конкретную психическую функцию.
Конкретизируем высказанную мысль на примере функции восприятия. При этом ограничимся зрительным восприятием.
Не останавливаясь на детальном анализе функциональной системы зрительного восприятия, отметим, что нервные клетки каждого ее элемента (компонента): сетчатки, проводящих путей, зрительной коры обладают своими специфическими качествами: преобразование внешнего раздражения в нервный импульс, проведение нервного возбуждения, первичного анализа зрительной информации, синтеза различных зрительных признаков, синтеза сигналов различной модальности и т.д.
Именно благодаря этим свойствам отдельных компонентов сложной функциональной системы зрительного восприятия появляется новое системное качество, характеризующее деятельность этой функциональной системы в целом – С. восприятия. Благодаря этому качеству человек способен воспринимать внешний мир.
Таким образом, С. в онтологическом плане выступают как свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции. В данном определении С. рассматриваются как общие (всеобщие) качества.
Определив С. с позиции общего, мы можем рассмотреть их с позиции единичного и особенного. С позиции единичного, отдельного, индивидуального С. будут определяться тем, как общее свойство (конкретная С. воспринимать, запоминать и т.д.) выражено у конкретного индивида. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства у конкретного индивида.
Вполне естественно, что мера выраженности этого общего свойства у отдельных индивидов может быть различной. На этом этапе появляется проблема индивидуальныхразличий в С., как различной меры выраженности общей С. И тогда мы можем дополнить данное выше определение и сказать, что С. – есть свойства функ-циональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.
Какой же объяснительной силой обладает предложенное понимание С.?
При предложенном понимании С. можно наметить пути решения проблемы соотношения задатков и С. Если функциональные системы, свойствами которых являются С., представляют собой подсистемы единого целого – мозга, то в качестве элементов функциональных систем выступают отдельные нейроны и нейронные цепи (нейронные модули), которые в значительной мере специализированы в соответствии с назначением конкретной функциональной системы. Именно свойства нейронов и нейронных модулей целесообразно определить как специальные задатки. Вместе с тем, как показали исследования, активность, работоспособность, непроизвольная и произвольная регуляция, мнемические С. и т.д. зависят от свойств нервной системы, а вербальные и невербальные С. во многом определяются взаимодействием и специализацией полушарий головного мозга. Общие свойства нервной системы, специфику организации головного мозга, проявляющиеся в продуктивности психической деятельности, целесообразно отнести к общим задаткам.
При рассмотренном понимании С. и задатков становится более ясным соотношение между ними. С. не формируются из задатков. С. и задатки являются свойствами: первые – свойствами функциональных систем, вторые – свойствами компонентов этих систем.
Поэтому можно говорить только о развитии вещей, которым присущи данные свойства. С развитием системы изменяются и ее свойства, определяющиеся как элементами системы, так и их связями. Свойства функциональных систем (С.) – системные качества. При этом в свойствах системы могут проявляться и проявляются свойства элементов, ее составляющих (специальные задатки). Помимо этого, на продуктивность психической деятельности влияют свойства суб- и суперсистем, которые мы обозначили как общие задатки.
Существует и другое понимание задатков: их можно рассматривать в качестве генетических программ, определяющих развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида. Рассматривая проблемы развития С., в этом случае мы также не можем сказать, что способности формируются на основе задатков, ибо развиваться будут функциональные системы, а задатки вместе со средой будут управлять этим процессом. С. будут выступать как свойства функциональных систем.
Понимание С. как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволяет указать место С. в структуре психики. Как правило, при определении психики рассматриваются три ее аспекта: как свойства высокоорганизованной материи мозга отражать объективный мир, как субъективный образ объективного мира и как переживания. Сравнивая определения психики и С., мы видим, что именно С. реализуют функцию отражения и преобразования действительности в практической и идеальной формах. С. – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. С. конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя к отдельным психическим функциям. Одновременно С. характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции. Таким образом, С. находят свое место в структуре психики, конкретизируя общее понятие психики как свойства мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему деятельностный характер, ибо мера индивидуальной выраженности С. проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. С. имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельный характер психических функций.
Приведенные исследования показали, что структура любой познавательной С. включает в себя операционные и функциональные механизмы. В роли операционных механизмов выступают общие мыслительные операции, которые для каждой функции приобретают конкретное выражение.С учетом того, что психические функции реализуют наиболее общие, родовые формы деятельности, адекватно описать структуру психических функций можно как психологическую структуру деятельности, а развитие С. – как развитие системы, реализующей эти функции, как процесс системогенеза. Архитектоника этой системы в основных компонентах должна совпадать с архитектоникой функциональной системы трудовой деятельности, однако содержание каждого компонента будет специфичным для каждой С. так же, как и для каждой предметной деятельности.
Специфическая особенность рассматриваемой системы состоит в том, что она обладает природным свойством, направленным на реализацию определенной психической функции и проявляющимся через функциональные механизмы. Это свойство выступает в роли первичного средства, внутреннего условия, позволяющего достигнуть цель. В профессиональной деятельности в качестве таких средств, как известно, выступают знания, умения и способности субъекта деятельности.
Предложенное понимание структуры отдельных С. позволяет выдвинуть гипотезу о том, что эта структура едина для всех С. и аналогична структуре деятельности. Фактически при множестве С. реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных С. Онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией.
Развитие С. осуществляется в процессе жизнедеятельности и деятельности (учебной, трудовой, игровой). Источником развития С. выступает противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности.
Как видно из приведенных данных, развитие С. идет за счет овладения операционными механизмами.
Важнейшим моментом развития С. является тонкое приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. В этом процессе проявляется конкретность психической функции. В результате этого приспособления к условиям деятельности операционные механизмы приобретают черты оперативности. Формирование оперативности операционных механизмов С. представляет собой наиболее тонкий процесс их развития.
Выделение операционных механизмов в С. позволяет ответить на вопрос: как человек может овладеть своими С.?
Через овладение операционными механизмами восприятия, запоминания, воображения и т.д.
Таким образом, развитие С. представляет собой процесс:
– развития функциональной системы, реализующий конкретную психическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей;
– развития операционных механизмов;
– развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;
– овладения субъектом своими познавательными С. через рефлексию и овладение операционными механизмами в плане конкретных психических функций и конкретной деятельности.
Лит.: Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися? – М., 1997; Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. – М., 1997; Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996; Теплов Б.М. Избраные труды в 2 томах. Т. 1 – М., 1985; Шадриков В.Д. Способности человека. – М., 1997.
В.Д. Шадриков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
136.78 кб

Построение набора задач, направленного на развитие способности к обобщению у учащихся 5-7 классов на

Чечебутова Саргылана Дмитриевна
В статье приводятся теоретические предпосылки и обоснования отбора задач, направленных на развитие способности к обобщению у учащихся национальных школ Крайнего Севера на внеклассных занятиях по математике.
Читать PDF
126.94 кб

Формирование иноязычной речевой способности как педагогическая проблема

Макаренко Николай Сергеевич
Инновационное развитие системы иноязычного образования осуществляется в направлении формирования поликультурной языковой личности будущего специалиста.
Читать PDF
142.58 кб

Коррекция актуального состояния педагогов и их способности к осуществлению контроля в процессе профе

Лесных Е. И.
В статье освещается проблема профессиональной деформации педагогов и определяются подходы к ее решению через коррекцию их актуального состояния.
Читать PDF
284.20 кб

Воспитание у младших школьников способности к самоорганизации в учении

Горовая
Читать PDF
314.35 кб

Коммуникативная компетенция как синтез речевой и языковой способности

Щербакова Виктория Викторовна
Читать PDF
4.38 мб

Конфронт как составляющая способности

Дворников Н. В.
Читать PDF
165.03 кб

Коммуникативно-речевые способности учащихся

Козырова А. А.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями коммуникативных способностей учащихся.
Читать PDF
385.85 кб

Развитие способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза

Гиль Людмила Болеславна
В статье рассматриваются основные ресурсы технологии математической подготовки студентов для развития способностей к саморазвитию студентов технического вуза, представлены педагогические условия развития способностей к саморазвити
Читать PDF
151.74 кб

Сущность развития способности к познавательной самодеятельности студента в вузе

Корнеенко Т. Н.
В статье рассмотрены некоторые вопросы развития способности к познавательной самодеятельности у студента.
Читать PDF
367.08 кб

Создание психолого-педагогических условий развития языковой способности дошкольников как педагогичес

Киселева Ольга Ивановна
Рассматривается вопрос о реализации в ДОУ психолого-педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования языковой способности дошкольников.
Читать PDF
290.84 кб

Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности

Кашавкина О. И.
Введение.
Читать PDF
433.89 кб

Психолого педагогические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков

Ларина Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование способности будущего учителя к организации и управлению педагогическим процессом

Алиева Рукият Резвановна
Читать PDF
184.23 кб

Литературные способности в контексте информатизации образования

Иванова Юлия Вениаминовна
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития литературных способностей старшеклассников на основе применения на уроках словесности информационно-коммуникационных технологий.
Читать PDF
76.63 кб

Педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту

Шрам Виктория Петровна
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту неразрывно связана с процессами обучения и воспитания подрастающего поколения, следовательно, эффективность реализации им профессиональных задач, во многом

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Авторитарные способности педагога

    способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарный стиль в деятельности педагога основывается в основном
  • способности Дивергентные

    термин, введенный Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относи­тельно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи; являются ос
  • Гностические способности

    специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему сам
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

    особенности индивида, формирующие индивидуальный способ мышления, который влияет на саморазвитие личности, обусловливающий своеобразный характер ее жизнедеятельности в целом [52, c. 48].
  • ПРАВОПРАВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

    способности человека к правоправной деятельности, выражающиеся в осознании и чувстве правовой ответственности личности. Формируются в процессе правового воспитания личности.
  • Коммуникативные способности

    проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и довер
  • Литературно-творческие способности

    индивидуально-психологические способности личности, проявляющиеся в литературной деятельности, синкретически соединяющие в себе мотивационный, знаниевый, деятельностный и эмоционально-оценоч
  • Общие способности

    такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.
  • Организаторские способности

    способности, обеспечивающие высокую эффективность организаторской деятельности военнослужащих.
  • Педагогические способности

    это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения. (Н.В. Клюева).
  • Перцептивно-рефлексивные способности

    образуют органический комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивания своего психического состояния, а также осуществления разностороннего восприятия и а
  • СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

    психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности [67, c. 381].
  • СПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ

    сочетание индивидуально–психических свойств, дающих возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско–технических знаний, умений, на
  • ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

    синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [70
  • Физические (двигательные) способности

    индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательн
  • КОММУНИКАЦИОННЫЕ (или коммуникативные) СПОСОБНОСТИ

    комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному
  • Координационные способности

    способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности. По своей сути координационные способности являются психомоторны
  • Моральные способности

    личностные структуры сознания, обеспечивающие успешность моральной деятельности: способность к сопереживанию, самоограничению, пониманию других людей, самопожертвованию, самосовершенствовани
  • ПЕРВИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

    (англ. primary mental abilities). Термин американского психолога Луиса Терстоуна (1887–1955), назвавшего так совокупность из 7 факторов, выделенных им с помощью метода факторного анализа из 50 разных тестовых зада
  • ПСИХИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

    Качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. Принято выделять три вида П. с.: 1) общие (обеспечивающие относительную легкость и проду