Дифференциальная психология

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Дифференциальная психология
отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия людей.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Дифференциальная психология
лат. – разница и гр. – душа) – отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми, причины их возникновения, соотношение биологического и социального в человеке, исследующая корреляции между психологическими и физиологическими характеристиками человека. Данные дифференциальной психологии являются основой педагогической технологии дифференцированного обучения и дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(англ. differencial psychology). Раздел психологии, изучающий индивидуальнопсихологические различия между людьми. Термин Д. п. введен немецким психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных людей, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, возрастных и др. групп. Для исследования особенностей индивида используются метод наблюдения, тесты или анализ результатов самонаблюдения. Для изучающих иностранные языки особенно важными представляются индивидуальные особенности памяти учащихся, способности к овладению языком, а также принадлежность учащегося к коммуникативному или некоммуникативному типу. См. индивидуально-психлогические различия.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основоположник Д.п. - Ф. Гальтон (2-я половина 19 в.), термин ввел В. Штерн (1900). Крупные представители - А. Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др. В Д.п. применяются тесты и методы факторного анализа. Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Одна из важных задач современной Д.п. - выделение наиболее существенных параметров организации психологической деятельности, от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Выводы Д.п. имеют важное прикладное значение для практики обучения и воспитания, прогностики развития способностей индивида, профессионального отбора и профессиональной ориентации и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также гене-тич. и матем. методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Галыпон (Великобритания), к-рый изобрел ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий. Термин «Д. п.» введен В. Штерном (1900). Первыми крупными представителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и др.
В Д. п. широко применяются тесты, как индивидуальные, так и групповые. С их помощью выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количеств, вариации в психол. свойствах отд. индивидов.
Предметом острейших дискуссий на протяжении всей истории Д. п. был вопрос. о причинах психол. различий и прежде всего проблема соотношения биол. и социально-культурных факторов в формировании индивидуальных особенностей человека. В 50—60-е гг. 20 в. для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Совершенствуется техника статистич. анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кеттел, Великобритания), изучается роль ценностных ориентации личности, детально выявляются психол. аспекты возрастных и половых различий.
Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Изучаются корреляции между психол. и физиол. характеристиками человека. Одна из важных задачсовр. Д. п. заключается в выделении наиб. существенных параметров организации психол. деятельности (измерений, факторов), от к-рых зависит индивидуально-типологич. характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психол. различий важно изучение их нейрофизиол. факторов в виде осн. свойств нервной системы; это изучение ведется в рамках дифференциальной психофизиологии, возникшей благодаря работам Б. М. Теплова и его сотрудников на базе концепции типов и свойств нервной системы И. П. Павлова. Совр. Д. п. широко применяет развитый матем.-статистич. аппарат, в т. ч. методы корреляционного и факторного анализа. Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, проф. отбора и проф. ориентации.
Лит.: Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Психология индивидуальных различий. Тексты, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова, М., 1982; Anastasi A., Differential psy-chology, N. Y., 1958»; Pieron H., La Psychologie differentielle, Р.; Anastasi A., Individual differences, N. Y. — [a. o.], [1965]; Shackleton V., Fle-tcher C., Individual differences, L. — N. Y., 1984. M. Г. Ярошевский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия