Желание

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Желание
особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ЖЕЛАНИЕ
осмысленное побуждение и удовлетворение конкретной потребности осознанными действиями, деятельностью. Более высокая форма направленности личности, чем влечение, но более низкая, чем интерес. Литература: [36, 49].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЖЕЛАНИЕ
эмоциональная форма направленности личности, более высокая, чем влечение, и более низкая, чем интерес. Желаемое человек осознает как цель стремления, как то, к чему он стремится. По З. Фрейду, Ж. - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное Ж. стремится осуществиться, опираясь на первые опыты его удовлетворения. Фрейд не отождествлял Ж. и потребность. Потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется по нахождению нужного объекта (например, пищи). См. также Мотивы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Желание
ст.-слав. – жалеть) – эмоционально-волевое свойство личности, выражающееся в стремление человека достичь какую-либо цель. Желание – это хотение, стремление, влечение, отражающие потребности личности. Объектом желаний может быть все: какой-то предмет, человек, действие (исправиться, подражать, помочь, трудиться, учиться, бороться). Желающий (возжелавший) чего бы то ни было человек начинает действовать. Различают желания благородные и неблагородные, т.е. безнравственные, правомерные и неправомерные, т.е. превышающие права человека. Православная педагогика советует иметь желания и достигать их лишь для поддержания нормальной жизни духа и тела, как его обиталища. Во всем ином рекомендует научиться царствовать над неблагородными и неправомерными желаниями, избавляться от рабства желаний.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Желание
1) внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л.; 2) любовное влечение, вожделение; 3) в псих. переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-л. поступок (действие).Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение Ж. Наиболее распространенным является употребление слова «Ж.» в значении эмоционально окрашенного влечения к какому-л. объекту; в этом значении схватывается связь Ж. с чувствами, эмоциями, аффектами; 4) в этике Ж. рассматривается прожде всего с точки зрения его обусловленности социальными нормами и ценностями – в этом смысле Ж. понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-л. цели, идеала, мечты. Ж. является одним из важнейших моментов тех психич. состояний личности, которые предваряют ее поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний.Поэтому Ж. описывается в психологии не только как влечение (эмоциональная сторона) к объекту деятельности, но и как хотение и намерение совершить сам процесс этой деятельности. При этом хотение понимается как самопроявление личности, ее волеизъявление (см. Воля), а намерение – как сознательное побуждение к осуществлению действия, включающее осознание потребности в нем (см. Мотивы, Потребности). Развитие Ж. определяется как предметом Ж., способами и условиями его удовлетворения, так и устойчивостью, длительностью, силой самого Ж. В зависимости от этого различают Ж.: выполнимые, нереальные, противоречивые, безрассудные, целевые и т.п. Ж., наряду с интересами и убеждениями, характеризуют сознательное отношение человека к его деятельности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЖЕЛАНИЕ
разновидность побуждений, мотивов деятельности человека, характеризующихся (в отличие от влечений) осознанием объекта, на который они направлены. Любое побуждение является субъективным отображением некоторой нужды человека в чем-либо (в двигательной активности, в продуктивной деятельности, в новой информации, новизне, в эстетическом переживании, в пище, в самосохранении и так далее без видимого конца) и субъективно характеризуется: а) более или менее ясным осознанием человеком своего состояния (образом «Я в данный момент»), а именно переживания беспокойства, напряжения; б) более или менее ясным образом своего потребного состояния; в) более или менее ясными представлениями о тех предметах, объектах, видах активности, посредством которых может быть достигнуто потребное состояние. Что касается таких природных побуждений, как влечения к новизне, пище, противоположному полу, самосохранению, то психологическое своеобразие их в том, что представления, отмеченные выше в пункте «б», выражены при этом слабо, смутно. Если же эти представления становятся более четкими, проясняются, то влечение становится более сложным мотивом и обозначается как Ж. (хочу не просто насытиться, а подай мне «бараний бок с кашей» или «поросенка с хреном и со сметаною»; хочу не просто тепло одеться, но иметь «фирменные джинсы», «дубленку» и пр.; хочу не просто избавиться от скуки и узнать что-то новенькое, а заняться определенной темой – вопросами учебной мотивации или узнать о проявлениях теоретического мышления в практическомтруде и пр.). Еще более высокие уровни побуждений, возникающие на базе относительно простых, – разнообразные познавательные интересы, потребности в содержательном общении с людьми, потребность иметь семью и вырастить хороших детей, потребность выработать связное научно обоснованное мировоззрение, потребность стать высококлассным признанным профессионалом и т.д. Побуждения, потребности людей бесконечно разнообразны и постоянно развиваются, в частности под влиянием тех предметов потребления, которые доставляет общественная среда. Управлять развитием побуждений можно тем, что человеку предлагают все новые средства их удовлетворения (этой закономерной зависимостью можно и злоупотреблять, предлагая морально недоброкачественные средства удовлетворения потребностей). Система побуждений, мотивов данного человека составляет направленность его личности.
Лит.: Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.; Воронеж, 1996; Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
185.59 кб

Между прагматизмом и желанием общаться (о мотивации к изучению русского языка в странах Восточной Ев

Файман Илана Эдуардовна, Бойцов Иван Арсентьевич
В статье содержится описание мотивации к изучению русского языка в Эстонии и Венгрии.
Читать PDF
125.96 кб

Обсуждение фильма Али Хамраева “Сад желаний» (1987) на медиаобразовательном занятии со студентами

Сальный Р. В.
В статье анализируется обсуждение фильма «Сад желаний» (реж. Али Хамраев, 1987 г.) со студентами Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова).
Читать PDF
354.96 кб

Формирование интереса и желания учиться по В. А. Сухомлинскому

Кочергина Вера Николаевна
В данной статье рассматривается вопрос о формировании интереса и желания учиться у учеников по мнению педагога новатора В.А.Сухомлинского.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Желание трудиться

    мотивационная составляющая психологической готовности к труду, выражающаяся как сильное чувство удовлетворения от занятий трудом и стремление к трудовой деятельности. Показатели желания труди
  • Желание учиться

    мотивационная составляющая психологической готовности человека к учению, выражающаяся как сильное чувство удовлетворения от умственного труда и стремление им заниматься. Показатели желания уч
  • Желание подчиняться правилам

    Проблема, связанная с дисциплиной и наставничеством, воспринималась бы легче, если бы родители понимали, что дети хотят совершать правильные поступки. И это желание подогревается ощущением за
  • Желание верховодить

    У ребенка возникает желание верховодить, если он не умеет вести себя в компании других детей и ему кажется, что они будут мешать ему проявлять себя. Желание верховодить указывает на то, что ребе
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желаний

    детские и подростковые практики магического, магико-игрового и игрового характера, предполагающие возможное осуществление задуманного желания в результате выполнения определенных действий. См.
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желаний на цвет автомобилей (машин)

    см.: Загадывание желаний. О детях 9–11-летнего возраста в 1995–1997 гг. в селе Погорелка Шадринского района: «Если проезжала чёрная “Волга”, то мы делали движение, как будто мы ловили её в кулак. Кулак п
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желаний на цветки сирени

    см.: Загадывание желаний.. О перв. пол. 1940-х гг.: «И совсем скоро в воздухе запахнет сиренью, поплывут по улицам лиловые букеты, и школьники перед экзаменами станут искать счастливые “пятёрки”…» (Гл
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желаний на серёжке

    см.: Загадывание желаний. О 1990–1991 гг. в Шадринске: «Иногда, для того, чтобы исполнилось желание, мы делали так: загадывали желание и переворачивали серёжку наоборот» (542). О 1997 годе в селе Гляданское:
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желаний на телефонную фразу

    см.: Загадывание желаний. О 1990–1991 гг. в Шадринске: «Иногда, для того, чтобы исполнилось желание, мы делали так… На правой руке писали цифру “2”, а затем гадающая называла еще четыре цифры наугад. Их
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желаний на выпавшую ресницу

    См.: Загадывание желаний. О 1980-х гг.: «Загадывали желание на выпавших ресницах. Если у девочки выпала ресница и лежит на щеке или у глаза, то другая говорила: “Из какого глаза выпала ресница?” Но пере
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желания на номера машин

    см.: Загадывание желаний. О пос. Каргаполье в конце 1998–1999 гг.: «Лет в 13–14 у нас с подругами была такая забава, связанная с автомобилями. Когда мы гуляли по улицам, то нам иногда попадались навстречу м
  • ЗАГАДЫВАНИЕ желания на звон в ухе

    см.: Загадывание желаний. О Шадринске в 1990-х гг.: «Ещё такое загадывание желания: когда в ухе “зазвенит”, спрашиваешь: в каком ухе звенит?” Если подруга отгадывает, то она загадывает желание, а если