Желание
Желание
особая форма активности человека, стремящегося удовлетворить осознанную им потребность с помощью определенного предмета.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ЖЕЛАНИЕ
осмысленное побуждение и удовлетворение конкретной потребности осознанными действиями, деятельностью. Более высокая форма направленности личности, чем влечение, но более низкая, чем интерес. Литература: [36, 49].
ЖЕЛАНИЕ
эмоциональная форма направленности личности, более высокая, чем влечение, и более низкая, чем интерес. Желаемое человек осознает как цель стремления, как то, к чему он стремится. По З. Фрейду, Ж. - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное Ж. стремится осуществиться, опираясь на первые опыты его удовлетворения. Фрейд не отождествлял Ж. и потребность. Потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется по нахождению нужного объекта (например, пищи). См. также Мотивы
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Желание
ст.-слав. – жалеть) – эмоционально-волевое свойство личности, выражающееся в стремление человека достичь какую-либо цель. Желание – это хотение, стремление, влечение, отражающие потребности личности. Объектом желаний может быть все: какой-то предмет, человек, действие (исправиться, подражать, помочь, трудиться, учиться, бороться). Желающий (возжелавший) чего бы то ни было человек начинает действовать. Различают желания благородные и неблагородные, т.е. безнравственные, правомерные и неправомерные, т.е. превышающие права человека. Православная педагогика советует иметь желания и достигать их лишь для поддержания нормальной жизни духа и тела, как его обиталища. Во всем ином рекомендует научиться царствовать над неблагородными и неправомерными желаниями, избавляться от рабства желаний.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Желание
1) внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л.; 2) любовное влечение, вожделение; 3) в псих. переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-л. поступок (действие).Осуществление этого поступка переживается как удовлетворение Ж. Наиболее распространенным является употребление слова «Ж.» в значении эмоционально окрашенного влечения к какому-л. объекту; в этом значении схватывается связь Ж. с чувствами, эмоциями, аффектами; 4) в этике Ж. рассматривается прожде всего с точки зрения его обусловленности социальными нормами и ценностями – в этом смысле Ж. понимается как стремление, точнее, импульс к достижению какой-л. цели, идеала, мечты. Ж. является одним из важнейших моментов тех психич. состояний личности, которые предваряют ее поведение и деятельность; оно характеризует прежде всего мотивационную и волевую сторону этих состояний.Поэтому Ж. описывается в психологии не только как влечение (эмоциональная сторона) к объекту деятельности, но и как хотение и намерение совершить сам процесс этой деятельности. При этом хотение понимается как самопроявление личности, ее волеизъявление (см. Воля), а намерение – как сознательное побуждение к осуществлению действия, включающее осознание потребности в нем (см. Мотивы, Потребности). Развитие Ж. определяется как предметом Ж., способами и условиями его удовлетворения, так и устойчивостью, длительностью, силой самого Ж. В зависимости от этого различают Ж.: выполнимые, нереальные, противоречивые, безрассудные, целевые и т.п. Ж., наряду с интересами и убеждениями, характеризуют сознательное отношение человека к его деятельности.
ЖЕЛАНИЕ
разновидность побуждений, мотивов деятельности человека, характеризующихся (в отличие от влечений) осознанием объекта, на который они направлены. Любое побуждение является субъективным отображением некоторой нужды человека в чем-либо (в двигательной активности, в продуктивной деятельности, в новой информации, новизне, в эстетическом переживании, в пище, в самосохранении и так далее без видимого конца) и субъективно характеризуется: а) более или менее ясным осознанием человеком своего состояния (образом «Я в данный момент»), а именно переживания беспокойства, напряжения; б) более или менее ясным образом своего потребного состояния; в) более или менее ясными представлениями о тех предметах, объектах, видах активности, посредством которых может быть достигнуто потребное состояние. Что касается таких природных побуждений, как влечения к новизне, пище, противоположному полу, самосохранению, то психологическое своеобразие их в том, что представления, отмеченные выше в пункте «б», выражены при этом слабо, смутно. Если же эти представления становятся более четкими, проясняются, то влечение становится более сложным мотивом и обозначается как Ж. (хочу не просто насытиться, а подай мне «бараний бок с кашей» или «поросенка с хреном и со сметаною»; хочу не просто тепло одеться, но иметь «фирменные джинсы», «дубленку» и пр.; хочу не просто избавиться от скуки и узнать что-то новенькое, а заняться определенной темой – вопросами учебной мотивации или узнать о проявлениях теоретического мышления в практическомтруде и пр.). Еще более высокие уровни побуждений, возникающие на базе относительно простых, – разнообразные познавательные интересы, потребности в содержательном общении с людьми, потребность иметь семью и вырастить хороших детей, потребность выработать связное научно обоснованное мировоззрение, потребность стать высококлассным признанным профессионалом и т.д. Побуждения, потребности людей бесконечно разнообразны и постоянно развиваются, в частности под влиянием тех предметов потребления, которые доставляет общественная среда. Управлять развитием побуждений можно тем, что человеку предлагают все новые средства их удовлетворения (этой закономерной зависимостью можно и злоупотреблять, предлагая морально недоброкачественные средства удовлетворения потребностей). Система побуждений, мотивов данного человека составляет направленность его личности.
Лит.: Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.; Воронеж, 1996; Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Е.А. Климов
Лит.: Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990; Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.; Воронеж, 1996; Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.