Философия

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Философия
(гр. phileo – люблю + sophia – мудрость) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; общая методология научного познания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ФИЛОСОФИЯ
наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ФИЛОСОФИЯ
теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством, наукой).

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Философия
греч.; букв. любовь к мудрости) - мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ФИЛОСОФИЯ
от греч. phileo—люблю и sophia — мудрость) — наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Но в противоположность наукам философскому мышлению не свойственно прогрессивное развитие. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы и работает над их разрешением.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ФИЛОСОФИЯ
учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Будучи детерминирована социальной действительностью, философия оказывает активное воздействие на общественные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Философия – одна из девяти форм общественного сознания. Литература: [65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Философия
гр. – любомудрие) – наука о познании мира, имеющая предметом умственное (мысленное) постижение начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного. Философия исследует и определяет законы и цели всего бытия вообще, умственной, нравственной жизни и деятельности человека в первую очередь. Это познание вещей Божеских и человеческих. По выражению философа – «это эпоха, схваченная в мысли», это наука «о достижениях человеческой мудрости, о познании истины и добра». На основе интеграции философских и педагогических знаний родилась философия образования.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ФИЛОСОФИЯ
одна из самых древних областей человеческого знания. Философия означает «любовь к мудрости», она возникла на относительно высокой ступени общественного развития. Ее социальной предпосылкой явилось отделение умственного труда от физического, открывшего возможность для специальных занятий философией. Наряду с этим духовно-культурной предпосылкой возникновения философии стала возросшая сумма знаний об окружающем мире, о законах его развития, накопленных к тому времени. Платон считал, что философия — это способ освободить душу человека из ее телесных пут и поднять ее к высотам вечных идей посредством интеллектуальной деятельности. Предмет философии, писал он, это непреходящие вещи и события, это — высшее, неизменное, вечное. Именно поэтому философия и способна доставить человеку подлинное наслаждение духа. Платон разделил философию на собственно теоретическую и социально-практическую. Собственно теоретическая философия исследует исходные элементы знания в смысле первопринципов вещей, а практическая философия изучает приложение идей, в частности, идей справедливости, добродетели, благоразумия, мужества к практике государственной жизни. Аристотель, как и Платон, полагал, что философия обращена на познание «всего», однако, не в смысле знания всех деталей, но в смысле исследования причин явлений. Подлинные причины вещей, процессов обладают общим характером, поэтому-то в философии совпадает познание общего и познание причин существенного. Познание прочих причин, считает Аристотель, оказывается уже делом производным, вторичным и выпадает на долю частных наук. По его мнению, философия — наиболее строгая наука; ведь наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами. По значению осуществляемых философией поисков Аристотель квалифицирует философское познание как «божественное». Самое исходное и изначальное в рамках философского познания — познание взаимоотношения возможности (материи) и действительности (формы). Бог есть вечная, неизменная и непреходящая форма всех форм. Гегель также полагал, что философия — решающая сфера формирования духа. В философии дух возвышается до своего подлинного достоинства; в философской сфере пропадает пошлость жизни и пустота интересов. В философии, считает Гегель, человеку представляется необходимым субстанциональное содержание. Мужественное принятие истины, вера в силу духа — первое условие занятия философией. Скрытая сущность Вселенной не обладает достаточной силой, чтобы противостоять мужеству познания. Вселенная должна открываться ему, позволить его взорам проникнуть в ее богатство и глубины, подчеркивает Гегель. В философии есть нечто такое, что не может быть превзойдено, считает К. Ясперс, видный философ современности. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире, явить смысл, охватывающий эти цели. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
407.57 кб

Философия образования С. И. Гессена и В. В. Зеньковского

Крылова Нина Васильевна
Объединяющим основанием образовательных концепций С. И. Гессена и В. В. Зеньковского является определение путей формирования духовного человека в направлении постижения трансцендентного как высшего совершенства. Но для С. И.
Читать PDF
251.10 кб

Философия и теория образования в аспекте современных противоречий

Наливайко Н. В., Пушкарева Е. А.
Читать PDF
150.31 кб

Философия и образование в XXI веке

Межуев Вадим Михайлович
Читать PDF
138.33 кб

Философия для бакалавров: Учебное пособие /Под ред. В.И. Пржиленского. Ростов н/Д 2007

Федоровский А. П.
Читать PDF
84.65 кб

Философия образования: теория и практика

Гуревич Павел Семенович
Читать PDF
88.59 кб

Рецензия на коллективную монографию «Философия и культурология в современной экспертной деятельности

Безгрешнова Алевтина Михайловна
Читать PDF
294.77 кб

Информационное общество и новая философия образования

Григорьев А. Н.
Рассматриваются современные тенденции развития цивилизации, обусловливающие переход от общества индустриального к обществу информационному, а также задачи, стоящие перед системой образования России на современном этапе.
Читать PDF
149.48 кб

Философия и культурология: единство в развитии (К 65-летию Г.В. Драча)

Борцов Ю. С., Королев В. К., Штомпель Л. А.
Читать PDF
44.60 кб

Философия в контексте гуманитаризации высшей школы в России

Шипелик О. В.
Читать PDF
117.17 кб

Западная философия образования на рубеже XX-XXI веков

Платонов Владимир Васильевич
Читать PDF
182.13 кб

Философия и педагогика современного образования: анализ концептуальных подходов

Каюткина Ольга Вячеславовна
The article is devoted to the relationship of рhilosophy and рedagogy which are the basis of cognitive matter of philosophy of education. The article turns to synthesis of pedagogical and philosophical ideas.
Читать PDF
204.48 кб

Философия инноваций

Егоркин Владимир Георгиевич
Статья раскрывает генезис и сущность инноваций в социально-культурном и философском аспектах как типичного явления постмодерна. Основное внимание уделяется инновациям в сфере образования.
Читать PDF
283.61 кб

Журнал «Философия образования». Юбилейная конференция

Марков Виктор Иванович
Статья посвящена юбилейной конференции и основным итогам работы за 10 лет Научноисследовательского института философии образования при Новосибирском государственном педагогическом университете и журнала «Философия образования».
Читать PDF
269.58 кб

Зачем современному экономисту философия? Действительно, зачем?!

Скибицкий М. М.
Читать PDF
0.00 байт

Философия и перспективы междисциплинарных исследований в отечественной науке

Сыров В. Н.
В статье предпринят анализ перспектив междисциплинарных исследований в гуманитарных науках и потенциала философии в реализации междисциплинарных стратегий.

Похожие термины:

  • Философия образования

    область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности.
  • Философия прагматизма, прагматизм

    отгреч. pragma, pragmatos - дело, действие) - философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки
  • ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

    научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных вопрос
  • Философия воспитания

    это попытка исследовать в философском плане основные во­просы, связанные с процессом передачи культурных ценностей (Т. Баффорд).
  • ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ

    продуманный школьным коллективом комплекс ответов на важнейшие для каждой школы вопросы: -Что есть человек, и в чем смысл его жизни; -Каковы пути нормального развития человеческой личности; какие
  • доктор философии , доктор по профилю

    высшие академические степени, присуждаемые лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям;
  • ДОКТОР ФИЛОСОФИИ

    ученая степень, Присуждаемая после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным или социальным наукам, в Великобритании, Италии, Франции и других странах, а также лицо, имеющее эт