Философия
Философия
(гр. phileo – люблю + sophia – мудрость) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; общая методология научного познания.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ФИЛОСОФИЯ
наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.
ФИЛОСОФИЯ
теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством, наукой).
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Философия
греч.; букв. любовь к мудрости) - мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ФИЛОСОФИЯ
от греч. phileo—люблю и sophia — мудрость) — наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Но в противоположность наукам философскому мышлению не свойственно прогрессивное развитие. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы и работает над их разрешением.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ФИЛОСОФИЯ
учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Будучи детерминирована социальной действительностью, философия оказывает активное воздействие на общественные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Философия – одна из девяти форм общественного сознания. Литература: [65].
Философия
гр. – любомудрие) – наука о познании мира, имеющая предметом умственное (мысленное) постижение начал и оснований, законов и целей, порядка и связи всего видимого и невидимого, чувственного и сверхчувственного. Философия исследует и определяет законы и цели всего бытия вообще, умственной, нравственной жизни и деятельности человека в первую очередь. Это познание вещей Божеских и человеческих. По выражению философа – «это эпоха, схваченная в мысли», это наука «о достижениях человеческой мудрости, о познании истины и добра». На основе интеграции философских и педагогических знаний родилась философия образования.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ФИЛОСОФИЯ
одна из самых древних областей человеческого знания. Философия означает «любовь к мудрости», она возникла на относительно высокой ступени общественного развития. Ее социальной предпосылкой явилось отделение умственного труда от физического, открывшего возможность для специальных занятий философией. Наряду с этим духовно-культурной предпосылкой возникновения философии стала возросшая сумма знаний об окружающем мире, о законах его развития, накопленных к тому времени. Платон считал, что философия — это способ освободить душу человека из ее телесных пут и поднять ее к высотам вечных идей посредством интеллектуальной деятельности. Предмет философии, писал он, это непреходящие вещи и события, это — высшее, неизменное, вечное. Именно поэтому философия и способна доставить человеку подлинное наслаждение духа. Платон разделил философию на собственно теоретическую и социально-практическую. Собственно теоретическая философия исследует исходные элементы знания в смысле первопринципов вещей, а практическая философия изучает приложение идей, в частности, идей справедливости, добродетели, благоразумия, мужества к практике государственной жизни. Аристотель, как и Платон, полагал, что философия обращена на познание «всего», однако, не в смысле знания всех деталей, но в смысле исследования причин явлений. Подлинные причины вещей, процессов обладают общим характером, поэтому-то в философии совпадает познание общего и познание причин существенного. Познание прочих причин, считает Аристотель, оказывается уже делом производным, вторичным и выпадает на долю частных наук. По его мнению, философия — наиболее строгая наука; ведь наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами. По значению осуществляемых философией поисков Аристотель квалифицирует философское познание как «божественное». Самое исходное и изначальное в рамках философского познания — познание взаимоотношения возможности (материи) и действительности (формы). Бог есть вечная, неизменная и непреходящая форма всех форм. Гегель также полагал, что философия — решающая сфера формирования духа. В философии дух возвышается до своего подлинного достоинства; в философской сфере пропадает пошлость жизни и пустота интересов. В философии, считает Гегель, человеку представляется необходимым субстанциональное содержание. Мужественное принятие истины, вера в силу духа — первое условие занятия философией. Скрытая сущность Вселенной не обладает достаточной силой, чтобы противостоять мужеству познания. Вселенная должна открываться ему, позволить его взорам проникнуть в ее богатство и глубины, подчеркивает Гегель. В философии есть нечто такое, что не может быть превзойдено, считает К. Ясперс, видный философ современности. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире, явить смысл, охватывающий эти цели. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.