УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Учебный предмет
предоставляет возможности для реализации конкретного содержания образования.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающих основное содержание той или иной науки.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Учебный предмет
дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков в определенной отрасли (или нескольких отраслей) науки или искусства.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Учебный предмет
course) — компонент программы — дисциплина или отдельная часть дисциплины, изучаемая в рамках какой-либо программы обучения в течение одного семестра.

Источник: Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им.А.И.Герцена

ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ
дидактически обоснованная система знаний, умений, навыков, норм и ценностей, отобранных из соответствующей отрасли (отраслей) науки для изучения в учебном заведении.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
педагогическая адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки. При создании такой системы используют линейное построение, в котором отражена логика соответствующей науки в соответствии с уровнем развития и учебно-образовательной подготовкой учащихся.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Основная структурная единица учебно-воспитательного процесса, одно из средств реализации содержания обучения в образовательном учреждении. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение определяется образовательным стандартом, учебным планом и программой обучения. Каждый У. п. выполняет ряд функций. Это может быть формирование у обучаемых научных знаний, способов деятельности, выработка в ходе обучения навыков и умений.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
осн. структурная единица учебно-воспитательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи У.п., их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом соответствующего учебного заведения. Закономерности обучения конкретному У.п., а также цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета. Каждый У.п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные научные знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностранный язык, черчение), способности к определенному восприятию действительности (изобразительное искусство, музыка). Однако предмет школьного изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т.к., во-первых, он специфично отражает ее содержание, во-вторых, в У.п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, не свойственных собственно содержанию науки. У.п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает и другие компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др. Изучение каждого У.п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определенные базисные компоненты содержания образования, каждый из которых может быть представлен самостоятельным У.п. (или циклом учебных дисциплин). Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У.п., которые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравственному воспитанию - предметы социального цикла; эстетическому воспитанию - предметы эстетического цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
осн. структурная единица уч.-воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года определяются учебным планом соответствующего уч. заведения. Закономерности обучения конкретному У. п., а также цели, содержание, методы, организац. формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета.
Все предметы, включенные в уч. план, реализуют цели обучения и воспитания в конкретном уч. заведении. Однако каждый У. п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные науч. знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностр. яз., черчение), способности к определенному восприятию действительности (изобразит, иск-во, музыка). Содержание У. п. обусловлено спецификой объекта изучения. Предмет шк. изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т. к., во-первых, он специфично отражает ее содержание (обращая внимание учащихся лишь на основы науки), во-вторых, в У. п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, в принципе не свойственных собственно содержанию науки.
У. п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает.н. др. компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др.
Осн. цель общего образования - разностороннее развитие учащихся, к-рое предполагает помимо физич. и психич. становления человека формирование социального опыта личности, ее мировоззрения, развитие социально ценных способностей, интересов, склонностей. Изучение каждого У. п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определенные базисные компоненты содержания образования, каждый из к-рых может быть представлен самостоят. У. п. (или циклом уч. дисциплин), поскольку имеет свое особое содержание, «не растворимое» в др. предметах. С др. стороны, каждый из этих компонентов включается в качестве составного элемента в содержание всех др. У. п., т. к. инвариантные виды деятельности характеризуются взаимовключенностью. См. также Межпредметные связи.
Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У. п., к-рые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравств. воспитанию (формированию направленности личности) - предметы социального цикла; эстетич. воспитанию - предметы эстетич. цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла и т. д.
В содержание У. п. включаются науч. теории, имеющие мировоззренч. и позна-ват. значение, а также наиб. важный в пед. отношении фактологич. материал. Устанавливается рациональное соотношение между фактами и обобщениями, практич. и теоретич. работами учащихся, закладываются необходимые внутри-предметные связи, обеспечивается применение полученных знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности школьников. Соотношение знаний, умений и навыков, составляющих содержание отд. уч. дисциплины, различно. Наиб. велик удельный вес умений и навыков в предметах языкового цикла, в курсах математики, физики, черчения, физич. воспитания.
При определении глубины освещения тех или иных законов, теорий на каждой ступени обучения, а также степени детализации изучаемого материала используются результаты логич. и ист. анализа, материала науки, изучения опыта работы школ, экспериментов. Оптимальный (по трудности). вариант содержания, доступный учащимся для сознат. усвоения, является основой уч. программ и реализуется в учебниках с учетом осн. принципов обучения.
Лит.: Сох о p A. M., Логич. структура уч. материала, М., 1974; Журавлев И. К., Зорина Л. Я., Дидактич. модель уч. предмета, «Новые иссл. в пед. науках», 1979, № 1(33); их же, Представление об уч. предмете, в кн.: Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983; Л с д и с в В. С., Содержание общего ср. образования, М., 1980, гл. 3,4. В. С. Леднев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
233.83 кб

Новый учебный предмет?

Лаврик Э.
Читать PDF
89.74 кб

Воспитательный потенциал учебного предмета

Габдуллин Г.
Читать PDF
366.16 кб

Метапредметное содержание учебного предмета

Даммер Манана Дмитриевна
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования по-новому формулируют требования к результатам освоения учащимися основных образовательных программ.
Читать PDF
6.74 мб

Интегрирующая роль физики в системе учебных предметов

Ивлев В. И.
Читать PDF
355.15 кб

Мониторинг дистанционного учебного занятия по предмету

Баринова Наталья Александровна, Каримова Наркас Халиловна
В данной статье рассматривается необходимость реализации мониторинга дистанционного учебного занятия по предмету с целью получения своевременной информации о ходе протекания дистанционного учебного процесса.
Читать PDF
80.49 кб

Учебный предмет в вузе: детерминация структуры содержания

Жукова Наталья Михайловна
Представлены результаты теоретико-методологического исследования одного из аспектов проблемы теории учебного предмета высшей школы выявление ведущих факторов, определяющих структуру учебного предмета.
Читать PDF
109.92 кб

Методическая система обучения информатике и учебный предмет

Бороненко Татьяна Алексеевна
В статье предлагается модель методической системы обучения информатике, устанавливается ее взаимосвязь с моделью учебного предмета, формулируются этапы жизнедеятельности системы.
Читать PDF
279.65 кб

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Сапунов Михаил Борисович, Полонников Александр Андреевич
В статье представлены результаты анализа онтологических, гносеологических и педагогических условий изменений в образовании, и прежде всего статуса учебного предмета.
Читать PDF
4.34 мб

Формирование компетенций XXI века средствами учебных предметов

Денищева Лариса Олеговна, Краснянская Клара Алексеевна
Стремительное развитие знаний и технологий за последние десятилетия предъявляет членам современного общества новые задачи, для решения которых требуются навыки, отвечающие XXI веку.
Читать PDF
304.52 кб

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Комаров А. А.
Читать PDF
734.06 кб

Развитие личности учащихся средствами учебного предмета «Физика»

Десненко Светлана Иннокентьевна
В статье идет речь о возможных путях решения проблемы развития личности учащихся средствами учебно-го предмета «физика».
Читать PDF
142.67 кб

Мониторинг качества учебных достижений: предмет, функции, методы

Мальцев Алексей Владимирович, Томильцев Алексей Витальевич
Статья посвящена одному из видов образовательного мониторинга мониторингу результатов учебных достижений студентов.
Читать PDF
160.42 кб

Проблема интеграции учебных предметов на основе «зеленых аксиом»

Пустовалова В. В.
В статье представлены результаты исследования путей экологизации образования на основе мировоззренческих идей устойчивого развития.
Читать PDF
1.54 мб

Система понятий учебного предмета и ее графическое представление

Михайлюк Артём Авенирович
В статье обращается внимание на тот факт, что у преподавателя при построении курса учебного предмета возникает необходимость в систематизации и структуризации системы понятий учебного предмета как основы будущего курса.
Читать PDF
161.31 кб

МАЛЕНЬКИЕ РЕЦЕНЗИИ (О СОБЫТИИ МЫСЛИ И КРИЗИСЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)

Роботова Алевтина Сергеевна
Текст является откликом на заинтересовавшие автора публикации журнала в разделе «Философия и история науки». Он назван «маленькие рецензии». Почему?

Похожие термины:

  • БЛОК УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    совокупность дисциплин, объединенных по какому-либо одному (нескольким) основанию и сохраняющих при этом свою самостоятельность (например, естественнонаучные, гуманитарные дисциплины).
  • Изучение учебных предметов

    при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышен-ном уровнях.
  • Дисциплина (учебный предмет)

    педагогически адаптированная система сведений (информации) по конкретному разделу науки или практической деятельности человека.
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

    учебные предметы, обеспечивающие профессиональную подготовку специалиста; направлены на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно в профессиональной деятельно
  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает обще
  • ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    процесс упорядочения системы структурных единиц содержания и связей между ними [18; 60; 93].
  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ КУРС УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Учебный предмет – педагогически адаптированная (с соответствующими формами и средствами обучения) система знаний и умений (компетенций), выражающая основное содержание той или иной науки и соотв
  • ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

    программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образо
  • ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ, ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

    совокупность предметов, содержание которых ориентировано на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии определенной отрасли (вида производства). Цикл входит в феде