Сознание
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Источник: Глоссарий по педагогике.
- термин, употребляемый и в быту, и в психологии для обозначения такого состояния психики человека, когда он рефлексирует, т. е. отдает себе тот или иной отчет в происходящем вокруг него или в его внутреннем мире и в организме. В этом случае сознание противополагается бессознательному или чему-то плохо замечаемому (плохо сознаваемому) человеком. Литература: [70].
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
б) термин, употребляемый и в быту, и в психологии для обозначения такого состояния психики человека, когда он рефлексирует, т.е. отдает себе тот или иной отчет в происходящем вокруг него или в его внутреннем мире и в организме. В этом случае сознание противополагается бессознательному или чему-то плохо замечаемому (плохо сознаваемому) человеком. Очень многие процессы, состояния, явления в психике протекают, происходят так, что человек их не рефлексирует. т.е. не знает о них (они, таким образом, протекают бессознательно). Например, человек может правильно воспринимать близкий предмет как маленький, а удаленный – как большой, хотя по законам геометрической оптики проекция близкого, но малого предмета, занимает более значительную площадь на сетчатке глаза, чем проекция далекого, но крупного. Все эти сложные процессы правильного отображения величины и удаленности предметов в сознании человека протекают бессознательно за счет содружественной работы глаз, глазодвигательных мышц, зрительных мозговых центров и на основе имеющегося у человека опыта. В поле ясного внимания, сознания представлен в данном случае только результат этих процессов – верный образ реальности, тогда как о процессе порожденияэтого образа можно узнать только опосредованно, применив методы научной психологии. И таких неподотчетных явлений, характеризующих психику, очень много, и это нормально. Можно плохо или искаженно знать о самом себе, о своих личных качествах, что сплошь и рядом происходит не только в процессе развития ребенка, подростка, в юношеском возрасте, но и в возрасте зрелости, и в период старения человека. В этом смысле изучение научной психологии расширяет кругозор человека, знания его о самом себе и других людях (и, следовательно, возможности управления собой и взаимодействия с людьми) так же, как, скажем, изучение естественных наук расширяет его кругозор в отношении природы (и, следовательно, возможности использования ее «даров»).
Возможны нарушения С. Они могут вызываться органическими повреждениями нервной системы, наркотическими и иными, в частности производственными, отравлениями, а также и психическими перегрузками, переутомлением, тяжелыми душевными потрясениями
– психотравмами. К нарушениям сознания относят, например, такие: дезориентировка во времени, месте, обстановке; неотчетливое восприятие окружающего; спутанность мышления, «скачка мыслей»; затруднение воспоминаний о событиях внешнего или внутреннего мира; «оглушенное состояние», когда человек действует как бы «спросонок»; «делириозное помрачение сознания», когда на человека наплывают яркие посторонние представления, идеи, обрывки воспоминаний вплоть до ложных восприятий; «деперсонализация» (свои мысли, чувства, действия воспринимаются человеком как бы со стороны, как чужие).
Ориентироваться в нарушениях С. педагогу важно, чтобы при необходимости принять решение о целесообразности обратиться к специалисту (например врачу, психотерапевту).
Нормальные состояния психики могут характеризоваться разными степенями рефлексии (ясности, разносторонности отчета человека в происходящем). Вопрос о градациях (в норме) ясности, адекватности, разносторонности осознания человеком происходящего пока еще не нашел в науке общепризнанного решения. Можно указать на высший уровень ясности сознания, который отмечают по данным некоторых самонаблюдений и обозначают как «озарение». Это состояние и переживание возникает у человека, когда он с увлечением выполняет интересующую его работу, и нужные мысли, творческие догадки, воспоминания, образы творческого воображения как бы сами собой приходят в голову; все нужное хорошо помнится, четко удерживается в голове (см. Вдоховение).
Одна из важных задач педагога – делать достоянием ясного С. учащихся не только содержание учебных предметов, но также воспитывать, формировать у них умения психологического самопознания, самооценки, умения правильного познания других людей.
в) термин «С.» широко используется во многих других областях науки и практики (в философии, логике, языкознании, антропологии, социологии, этнографии и др.; в обиходном профессиональном жаргоне радиоэлектронщиков, например, есть даже выражения «потеря С. компьютера», «потеря С. усилителя»). В каждой области данный термин всякий раз приобретает специфическое понятийное содержание, которое нужно уточнять из контекста речи или по соответствующим специальным справочникам.
Лит.: Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986; Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. – М., 1986; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск. 1997.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Многоплановость С. делает его предметом изучения мн. наук. Для философии главным является вопрос об отношении С. к бытию.
При социологич. подходе С. рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп.
В психологии С. трактуется как особый, высш. уровень организации психич. жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психич. образов, к-рые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Важнейшая функция С. - мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. С. есть отношение субъекта к среде, что означает включение в акт С. как всей жизни субъекта в ее уникальности и неповторимости, так и непосредственно переживание им системы своих отношений к реальности.
С. - сложное системное образование, имеющее разл. уровни. Знание об этих уровнях выражается в представлениях о степени отчетливости или ясности С. Обычно эти степени диагностируются у нормального человека по его самоотчетам и по характеру ориентации в окружающей действительности. Это выражено, в частности, в переходах от сосредоточенности на объектах мысли и действий, о к-рых имеются отчетливые знания, к потере или подмене предметов мысли. С. неотделимо от внимания, свойства к-рого изучаются эксперим. психологией. В фокусе С. находится (благодаря сосредоточенности внимания). ограниченный круг объектов, тогда как др. объекты, будучи за пределами этого круга, представляют периферию С. Нейрофизиол. основа этого феномена получила свое объяснение в учении А. А. Ухтомского о доминанте. Наблюдаются также разл. степени ясности С. - от состояний, характеризуемых как озарение, внезапное прозрение, до т. н. просоночных состояний. С. находится в сложном соотношении с разл. формами неосознаваемой психич.деятельности.
С. возникает, функционирует.н. развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, обществ.-ист. практики. Отражая в своем содержании объективный мир, С. детерминируется природной и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально; идеальное выступает как продукт деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира.
Высш. уровнем регуляции деятельности на основе принятых человеком ценностей, нравств. норм является ее сознательность. Она предполагает, что эти нормы стали интегральным компонентом жизни личности. Войдя в систему ее убеждений, они реализуются с ясным и отчетливым пониманием конечных целей и возможных последствий действий. Сознательность выражается в способности человека анализировать мотивы собств. поведения, переживая их как глубокую внутр. потребность, и выбирать наиб. рациональный способ достижения поставленных им целей согласно принятым в обществе социальным и нравств. нормам. Исходный пункт отношения человека к реальному миру - целеполагающая деятельность. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира с учетом интересов человека и общества, состоит осн. жизненный смысл и ист. необходимость возникновения и ист. развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством прак-тич. деятельности творить мир.
Формированию С. человека предшествовал длит, период психол. развития животных, у к-рых имеются зачатки интеллекта как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако, неосознанной. Она появляется на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внеш. среде. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду, в процессе к-рого произошло преобразование инстинктивной в своей основе деятельности животных и формирование механизмов сознат. деятельности человека. С. могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, к-рый формировался по мере совершенствования структуры деятельности и социальных отношений, а также связанной с этим знаковой коммуникацией. С помощью орудий труда человек вовлекал предметы в сферу новых форм своего взаимоотношения с действительностью. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т.е. переход к опосредов. символич. деятельности видоизменил всю структуру человеческой активности, а тем самым и С. Логика чувственной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутр. план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила социально детерминированная система знаков - язык. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Лит.: Рубинштейне.Л., Бытие и сознание, М., 1957; СпиркинА. Г., Сознание и самосознание, М., 1972; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Марголис Дж., Личность и сознание, пер. с англ., М., 1986; Велихов Е. П., Зин-ченкоВ. П., Л с кторс к и и В. А., Сознание: опыт междисциплинарного подхода, ВФ, 1988, № 11. С. Л. Михайлов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия