ПонедельникПОНИМАНИЕ знания

ПОНИМАНИЕ

Найдено 8 определений термина ПОНИМАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Понимание

это умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Понимание

мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

ПОНИМАНИЕ

психический процесс включения информации о чем-либо в пережитый опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ПОНИМАНИЕ

процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ПОНИМАНИЕ

способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. В качестве показателя понимания может выступать интерпретация материала учащимся (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ПОНИМАНИЕ

в самом общем определении сущность понимания сводится к формуле М. Хайдеггера: быть – это значит понимать. То есть понимание в философском смысле – это способ бытия человека в мире. Применительно к педагогической герменевтике понимание человека это: – обнаружение, раскрытие, прочтение, интерпретация смысла проявлений его жизни (слов, речи, поступков...). При этом важно, что интерпретация, истолкование поступка, иного проявления жизни происходит исходя из этого поступка, проявления жизни; – оправдание, или подведение проявления жизни под ценность; – это деятельность по связыванию фактов в целостность путем обнаружения у них единого связующего смысла (в отдельных случаях придания им единого смысла).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ПОНИМАНИЕ

мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления П.: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение причин явления, его происхождения и развития, и т.д. Различаются три версии П.: 1. как непосредственное усмотрение "внутренним взором" реальности человеческой жизни; 2. как познание-переживание другого в собственном внутреннем опыте через данные извне знаки; 3. как развертывание самопонимания через расширение жизненного контекста и его постоянное переистолкование. Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности. П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. - активный процесс. Воспринимая правило, закон, понятие, описательный текст и пр., ученик должен произвести самостоятельную работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность и т.п. В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. Для этого используются несколько критериев: умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде и т.д. Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПОНИМАНИЕ

мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. опыте человека. Формы проявления П. различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение того, как устроена вещь (напр., П. конструкции к.-л. механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий; установление логич. оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. матем. теорем, доказательств и т. п.). Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ. опыта.

П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).

П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.

П. — процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.

Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы — уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. — активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.

П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.

В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. — и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.

Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.

Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».

Лит. см. при ст. Мышление.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме ПОНИМАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОНИМАНИЕ — 0

Найдено книг по теме ПОНИМАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме ПОНИМАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме ПОНИМАНИЕ — 0