ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
rapport). В психометрии означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к тесту, установить контакт с испытуемым и обеспечить при помощи мотивации выполнение теста и инструкции.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого [80, c. 66].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Взаимопонимание
состояние совместности и взаимности постижения смыслов и мо­тивов субъектов деятельности и межличностных отношений, ожидания адекватной иденти­фикации и готовность к ней. Взаимопонимание позволяет согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон. Объективной основой В. выступает общность интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. В. конкретно реализуется через вербальное и невербальное поведение. В общении В. достигается при активном и внимательном слушании, стремлении обмениваться информацией, вести разговор на равных и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Взаимопонимание
это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий. Взаимопонимание – основа дружбы и любви людей, их взаимодействия в учебных и трудовых коллективах, миролюбивой межгосударственной политики и т.д. Взаимопонимание – основа семьи, дружбы, политических, религиозных и общественных объединений. Взаимопонимание как тип отношений возникает на общности культур, вероисповедания, оно одновременно есть результат воспитания и образования человека в духе миролюбия и христианской любви. Взаимопонимание есть мирное средство преодоления конфликтов и разрешения противоречий, начиная с межличностных и кончая глобальными международными. Учить отношениям взаимного понимания надо с раннего детства и непременно в семье.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
оперативная ориентировка в личных качествах и психических состояниях людей, занятых совместной деятельностью. В. – необходимая составляющая взаимодействия людей в их личной и профессионально-деловой жизни (см. Восприятие межличностное; Рефлексия).Знание и понимание людьми друг друга – важная область психических регуляторов их поведения. Каждому специалисту рано или поздно приходится работать с людьми (передавать опыт, руководить, участвовать в аттестации кадров).
Следует отметить, что знанием о человеке, «о другом» или «о себе» иногда пользуются не в самых лучших целях. Например, человек более или менее правдоподобно «хвастается», обесценивает других, чтобы создать «у кого нужно» такое знание, представление о себе, которое вызвало бы желаемое отношение к нему со всеми вытекающими из этого возможными благами.
Мнение впервые взаимодействующих людей о личных качествах друг друга вначале формируется под большим влиянием имеющихся у каждого из них предвзятых мнений, ожиданий (не обязательно отрицательных), стереотипов мышления и восприятия. Эти стереотипы сказываются в том, что человека по чертам видимого сходства невольно относят к одному из известных типов, наделяя «авансом» также и психологическими чертами, свойственными данному типу. Со временем это первоначальное представление проверяется и корректируется в практике общения, в диалоге. Формирование верных мнений, обоснованных знаний о других людях, о представителях, в частности, противоположного пола, о старших, младших, о передовых людях данной профессии, о типичных ее представителях очень важно также человеку, вступающему на путь самостоятельной жизни и задумывающемуся о профессиональном будущем – «кем быть» и «с кем быть». Решение этих задач осложняется еще и тем, что воспринимаемые признаки поведения и внешности другого человека не всегда соответствуют его подлинному внутреннему облику, часто непростому, противоречивому.
В связи со сложными зависимостями между внешней манерой поведения, наружностью и внутренней сущностью человека возникает задача развития психологической наблюдательности и определенного рода психологической «грамотности» каждого человека, не говоря уже о профессионалах, сущность работы которых требует постоянного совершенствования знаний о межличностных взаимодействиях. Внимание и наблюдательность к проявлениям именно психических свойств и состояний человека (утомленности, взволнованности, подавленности, грусти, радости и др.) – профессионально важные качества педагога, организатора, врача, работника сферы услуг.
Понимать, верно оценивать другого человека – дело отнюдь не простое не только в смысле «технологии» движения от незнания к знанию, но и в смысле сопутствующих эмоциональных переживаний. Оно требует и специального живого интереса к каждому отдельному «другому», и тренировки, и времени, и терпения, и своеобразной творческой находчивости, изобретательности в общении. Подобно тому как у человека может быть более или менее выражен интерес к природе, технике, литературе, у него может быть более или менее выражен интерес к внутреннему миру людей, их помыслам, личным особенностям, качествам, психическим состояниям. Но интерес – это, строго говоря, познавательное отношение к объекту (хочется, «тянет» узнать). Этого мало. Нужна и склонность к работе с человеком. Как показывает опыт, пониманию возрастно- половых и индивидуальных особенностей людей способствует специальный профессиональный обмен мнениями нескольких работников о конкретных личностях – товарищеская «педагогическая» или «управленческая» полемика, а также обдумывание, упорядочение своего опыта наблюдений за людьми по какой-нибудь продуманной программе.
Можно рекомендовать два варианта психологической диагностики – «холодную» и «теплую». Мать знает и понимает своего младенца без всякого тестирования (в общепринятом значении слова – без применения стандартизованных задач, проб, предполагающих количественную обработку результатов обследования); опытный педагог достаточно знает своих учеников (как показали исследования, хороший учитель весьма точно предвидит особенности, например, ответов учеников на те или иные вопросы).
Бригадир «насквозь видит» свою бригаду. Все это примеры «теплой» (предполагающей живое диалогическое общение людей) психодиагностики. Тестовая психодиагностика как бы вклинивается между людьми, разрушает живой диалог, но зато позволяет достаточно быстро узнать немногое о многих людях, получить некоторую статистическую их характеристику. Не вдаваясь в детали, отметим, что тесты, связанные с использованием формализованных и стандартизованных процедур психологического познания создают иллюзию простоты дела. В результате за тестирование берутся инойраз недостаточно подготовленные люди и, не долго думая, выдают психологические заключения. Знахарство возможно не только в медицине, но также в психологии и педагогике, и его важно избегать.
Область внешних проявлений незримого внутреннего мира человека сложна и разнообразна. Имеется группа «овеществленных», «материализованных», предметно закрепленных проявлений психики – детали, смонтированные изделия, тексты, рисунки, организационные установления, произведенные людьми. По этого рода продуктам деятельности можно составить мнение о некоторых личных качествах «авторов», об уровне их знаний, навыков, о вкусах, интересах, способностях, мечтах, чертах характера. Педагоги сплошь и рядом делают предположения и заключения такого рода – аккуратен ли учащийся, что он понял, а что не понял, что помнит, а что забыл и т.д., опираясь при этом на промежуточные или конечные результаты его деятельности.
Есть еще одна важная группа проявлений психики – это процессуальные, «текучие» объекты наблюдения – блеск глаз, учащение или задержки дыхания (и последующие «вздохи»), «холодный пот», покраснение или побледнение лица, улыбка, усмешка, смех, мимика огорчения, слезы, плач, понижение или повышение тона, изменение интонации, тембра (окраски) голоса, речевой активности, скованность или свобода движений, или их избыток (двигательное беспокойство, суетливость), а также признаки попыток скрыть от наблюдателя сознаваемые проявления душевной деятельности (человек отводит глаза, сдерживает улыбку или «надевает маску» на лицо, пытается перевести разговор на другие темы и т.д.). Важное значение для понимания человека имеют признаки его движений, действий, особенности поступков, содержание высказываний, обмолвок. Все эти проявления психики могут быть правильно поняты, истолкованы только в соотнесении с конкретной обстановкой, средой, в которой осуществляются поведение, деятельность человека, а также в соотнесении с «историей его личности».
Основной путь изучения и, следовательно, понимания психики человека – «извне – внутрь», т. е. от анализа социальной и предметной среды и конкретной обстановки к предположениям о внутренних временных состояниях и устойчивых свойствах внутреннего мира «вот этого» человека (с учетом его своеобразной биографии). В самом деле – очень важно учесть не только наличную среду, но и ту, в которой рос и развивался данный человек в прошлом, узнать, что в привычной для человека социальной среде считалось «само собой разумеющимся», «недопустимым», «нормальным» и т.д. Для одного само собой разумелось, что место, где он работал или место за обеденным столом надо за собой чисто убирать, а для другого было привычно, что за него уберут (бабушка, сестренка); один рос в условиях, где культивировалось беспрекословное повиновение старшим (перечишь – «подзатыльник»), а другой с детства усвоил, что человек должен жить своим умом, проявлять инициативу, иметь свое мнение, ошибаться и исправляться. Ясно, что биографические обстоятельства накладывают отпечаток на психический облик человека. Чтобы понять человека правильно, эти обстоятельства нужно выяснять и учитывать.
Лит.: Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982; Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим... – М., 1990; Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону. 1986; Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. – М., 1991.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
669.93 кб

Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования

Куликова Лидия Николаевна
Автор рассматривает содержательные компоненты взаимопонимания субъектов педагогического процесса в рамках аксиологического подхода.
Читать PDF
5.04 мб

Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования

Куликова Лидия Николаевна
Читать PDF
76.78 кб

Взаимопонимание в семьекак основа нравственного воспитанияполикультурной личности

Айткалиева Алмагуль Салыковна
Рассматриваются актуальные проблемы нравственного воспитания поликультурной личности в условиях современного общества. Автор стремится решить данный вопрос с позиции формирования личности в семье.
Читать PDF
1.13 мб

Диалог литератур - путь к духовному взаимопониманию народов

Флегонтова Ульяна Михайловна
Статья посвящена изучению родной литературы в контексте диалога литератур (культур) на основе базовых национальных ценностей, отражающих содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Читать PDF
797.73 кб

«Мы учим взаимопониманию…»

Гончаров Сергей Александрович
Читать PDF
168.55 кб

К проблеме взаимопонимания в поле педагогической деятельности

Коренецкая Ирина Николаевна
Читать PDF
102.16 кб

Образование и общество: поиск языка взаимопонимания

Зернов В.
Читать PDF
142.36 кб

Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема

Лялина Н. А.
В статье приведены результаты исследования культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками.
Читать PDF
234.80 кб

К вопросу о содержательных характеристиках коллектива как условия становления взаимопонимания в поле

Коренецкая Ирина Николаевна
Читать PDF
2.78 мб

Процессуальные составляющие взаимопонимания в коллективе школьников

Коренецкая Ирина Николаевна
В представленном материале автор обращается к одной из краеугольных проблем современного общества: взаимопониманию и его парадишальному определению относительно педагогического праксиса и «мета» артикуляции взаимопонимания как все
Читать PDF
817.90 кб

Преодоление трудностей взаимопонимания старшеклассников со сверстниками

Кулёва Светлана Михайловна
Трудности взаимопонимания старшеклассников со сверстниками одна из основных социальных и психологических проблем, способная порождать множество других.
Читать PDF
262.39 кб

Повышение уровня взаимопонимания и выбор психолого-педагогической концепции обучения физической подг

Горбунов Александр Викторович
Данная статья посвящена сущности компетентностного подхода при обучении курсантов и умений их применять полученные знания на практике.

Похожие термины:

  • МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

    состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий межэтническ