БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
совокупность психических процессов и механизмов, функционирование и влияние которых человек не осознает [26, c. 35; 80, c. 49].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Бессознательный
1) впечатления, которые, будучи неприятными, были вытеснены из сознания; 2) способности, которые еще не развились и не сформировались.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Бессознательное
1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Б. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта. Понятие Б. введено 3. Фрейдом, и является одним из основных в психоанализе.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий рассматривается как особая форма психического, качественно отличная от сознания. Б. – одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях психологии. Выделяется несколько основных классов проявлений Б.: 1) неосознаваемые мотивы; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3) подпороговое восприятие, которое ввиду большого объема информации не осознается. Попытки использовать сферу Б. были предприняты при организации занятий по ряду интенсивных методов, например, в рамках интелл-метода, когда информация, предназначенная для запоминания, вводилась на экран телевизора с помощью так называемого 25 кадра и воспринималась на уровне подсознания. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались в клинической и экспериментальной психологии (Немов, 2007).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. рассматривается как особая сфера психического, качественно отличная от сознания. Б. - одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга наряду с личным Б. выделяется коллективное Б. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия "Б." была начата Фрейдом, показавшим, что мн. человеческие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие Б. было существенно расширено. Выделяется несколько осн. классов проявлений Б.: 1. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3. подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Бессознательное
это особая самостоятельная сфера психики, автономная от сознательной сферы и качественно от нее отличающаяся. Хотя и принято считать бессознательное низшей и вторичной формой душевной деятельности, оно оказывает существенное влияние на всю жизнедеятельность человека и его развитие. Бессознательное проявляется как неожиданная, неведомая, неосознаваемая, не рефлексируемая и неуправляемая сила, значительно корректирующая сложившийся порядок сознательной сферы человека, иногда в положительную, иногда в отрицательную сторону. Различают высшее бессознательное, как сверхсознание. К нему относят интуицию, вдохновение, эмпатию, предчувствие (предвидение) и др. Есть низшее бессознательное, как инстинкт, страсть, влечение, аффект и др. Многие формы бессознательного вызывают у человека страх, депрессию. Ученые утверждают существование коллективного бессознательного как генетически наследуемое в филогенезе каждым человеком и определенным народом в целом. Бессознательным называют также любые психические проявления (временные или постоянные), в которых он не отдает себе отчета, не осознает их, не контролирует, не направляет своего внимания. Примером может служить автоматическое письмо, автоматические движения. Такое бессознательное может наступать в состоянии внезапного торможения коры головного мозга. В настоящее время «бессознательное» вымещается другим термином «несознательное».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Бессознательное
совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом"; безотчетные, внерефлективные проявления психики - мотивации, мышление, эмоции и др., о которых субъект не может сказать, так как о них не догадывается; или в случае, когда внимание субъекта направлено на осознание других процессов; или происходящие во сне и иных измененных состояниях сознания. В настоящее время психические процессы, функции и состояния не разделяют на сознательные и бессознательные, а говорят лишь о той или иной степени их осознанности в данный момент. Действительность, реальность существования бессознательного заключается в его действенности, результативности, способности производить эффекты. С этой точки зрения бессознательное можно определить как "универсальный внерефлективный регулятор человеческого поведения". Крупнейший отечественный психолог Л.С. Выготский пишет: "Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им". Проявлениями бессознательного служат ошибочные действия, оговорки, остроты, навязчивые телесные привычки, сновидения, свободные ассоциации, "беспричинные" ложь и эмоциональные суждения, фантазии, идентификации с литературными и кино- героями, метафорические обороты речи и др. Обнаружения бессознательного "можно рассматривать как своеобразные знаки (тексты), замещающие вытесненные переживания и представляющие их в сознании и поведении". Бессознательное личное и коллективное - произведенное швейцарским психологом К.Г.Юнгом подразделение психических явлений, не обладающих свойством сознательности. "Мы можем различать личное бессознательное, охватывающее все приобретения личного существования, и в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное. Наряду с личными бессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга. Таковы мифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции". Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и отражают архетипические процессы.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
в широком смысле — совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психол. теорий Б. — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия к-рого не осознаются.
Понятие Б. восходит к учению Платона о «скрытом знании». В философии и психологии нового времени идеи Р. Декарта, утвердившего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиол. деятельность мозга. Концепция Б. впервые была четко сформулирована Г. В. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистич. объяснения Б. предпринял Д. Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы. И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, вопросом о чувств, познании (бессознат. априорный синтез).
В 19 в. началось собственно психология, изучение Б. Динамич. характеристику Б. ввел И. Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначально — гипноз). Исследования, особенно франц. психиатрич. школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психич. деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невро-тич. симптомами и бессознат. переживаниями травматич. характера. Отказавшись от физиол. объяснений, Фрейд представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознат. влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. К. Г. Юнг помимо личного Б. ввел понятие коллективного Б., идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества. Учение Фрейда о Б. получило иррационалистич. трактовку в ряде филос.-психол. концепций 20 в.
Д. Н. Ляликов.
Б. представляет собой форму психич. отражения, в к-рой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в Б. отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Характеристики Б. находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, аутизме, сновидениях, непроизвольном восприятии, запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины к-рых не осознаются личностью.
В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные надсознат. явления (обозначались как «архетипы коллективного Б.» — у Юнга, «коллективные представления» — у Э. Дюркгейма и т. п.) — усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние к-рых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им. Эти образцы (напр., этнич. стереотипы) усваиваются через такие механизмы, как подражание и идентификация.
2) Неосознаваемые побудители деятельности — мотивы и смысловые установки личности. Они были обозначены П. Жане как «подсознательное», Фрейдом — как «динамическое вытесненное Б.», охватывающее нереализованные влечения, к-рые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются (вытесняются) из сознания, но продолжают оказывать влияние на мироощущение и поведение человека и проявляются в непрямых символич. формах (юморе, сновидениях, обмолвках и т. п.). Важное значение имеют такие феномены Б. в межличностных отношениях, как эмпатия (не-посредств. вчувствование), эмоциональное заражение (см. Влияние), первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом, напр. младенца с матерью), проекция (неосознанное наделение др. человека собств. свойствами). Характерному для мн. направлений глубинной психологии преувеличению роли Б. в жизни индивида и общества в отеч. психологии противопоставляется теория установки Д. Н. Узнадзе и деятельностный подход к психике.
3) Неосознаваемые операциональные установки и стереотипы автоматизиров. поведения. Они возникают в процессе решения разл. задач (перцептивных, мне-мических, моторных, мыслительных) и определяются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт, — «бессознат. умозаключения » (Г. Гельмгольц), «проперцепция» (У. Джемс), «предсознательное» (Фрейд), «гипотеза» (Дж. С. Брунер), «схема» (Ф. Ч. Бартлетт), «динамич. стереотип» (И. П. Павлов) и т. п. Воздействия, актуализирующие операциональные установки и стереотипы, могут осознаваться, если на пути привычного автоматизиров. поведения встречается неожиданное препятствие (см. Автоматизм).
4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения, диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на поведение таких раздражителей, о к-рых он не мог дать отчета (И. М. Сеченов, Г. Т. Фехнер); для их обозначения были предложены понятия «лредвнима-ния» (У. Найсер), процессы к-рого связаны с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, и «субсенсорной области» (Г. В. Гершуни) — зоны раздражителей, вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения.
В отеч. психологии изучались такие проблемы Б., как неосознаваемое восприятие речи при функциональной глухоте и световых сигналов при функциональной слепоте; зависимость сновидений от состояния организма и внеш. стимуляции; возможность восприятия речи спящим в связи с проблемами гипнопедии; воздействия, оказываемые на поведение нереализованными и переставшими осознаваться намерениями и т. д.
Учет явлений Б. способствует оптимизации пед. процесса. Изучение механизмов образования навыков и привычек показало сложное динамич. соотношение сознательного и Б. в процессе деятельности. Освобождение отд. компонентов деятельности, в частности умственной, от пооперационного контроля сознания повышает ее эффективность. Однако неосознанность нек-рых внутр. приемов работы нередко становится препятствием на пути дальнейшего совершенствования в этом виде деятельности. Превращение с помощью спец. приемов неосознаваемых ощущений в осознанные служит средством творч. роста личности.
Учет неосознаваемых мотивов поведения в повседневном общении и пед. процессе позволяет оптимизировать межличностные отношения, способствует разрешению возникающих конфликтов. Возможна мотивация поведения на основе неосознанных потребностей и притязаний, к-рые скрыты даже от самого субекта и замаскированы социально приемлемыми объяснениями. Раскрытие истинных мотивов поведения способствует росту самосознания, социальной ответственности, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Лит.: Чхартишвили Ш. Н., Проблема бессознательного в сов. психологии, То., 1966; Б а с с и а Ф. В. Проблема «бессознательного», М., 1968; Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозии, Ф. В. Бассина, т. 1—4, Тб., 1978—85; Ше-розия А. Е., Психика. Сознание. Бессознательное, Тб., 1979; А с мо л он А. Г., Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности, ВП, 1980, № 3; Klein D. В., The-uncpnscious — invention or discovery? A historico-critical inquiry. Santa Jvlonica (Cal.), 1977. А. Г. Асмолов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
397.21 кб

Анализ возможностей феномена бессознательного в образовательном процессе

Клочков Владимир Павлович, Камоза Татьяна Леонтьевна, Кротова Ирина Владимировна, Донченко Нина Алексеевна
Основной целью настоящей статьи выступает предварительный анализ возможностей использования феномена бессознательного в образовательном процессе.
Читать PDF
269.95 кб

Эдьютейнмент как единство сознательного и бессознательного

Хангельдиева Ирина Георгиевна
В статье представлены основные положения эдьютейнмента как особой развлекательной формы образования.

Похожие термины:

  • Коллективное бессознательное

    самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от предков.
  • Подсознательное (бессознательное)

    в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологич. теорий П. – особая сфера психического или система процессов,
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Одна из форм самоконтроля (непроизвольная), анализ субъектом собственной деятельности. Является промежуточной стадией между осознаваемым контролем и неосознанным. Неосознанный контроль характе