Эпистемология

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
теория познания, занимающаяся границами и объемом человеческого познания, его истинностью.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Эпистемология
отгреч. epist?m? - знание) - то же, что теория познания; гносеология -раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от др.-гр. πιστήμη – научное знание, наука, достоверное знание и λόγος – слово, речь). С точки зрения того, какие проблемы находятся в фокусе внимания при исследовании, различают классическую и неклассическую эпистемологию. К особенностям классической эпистемологии относят: критицизм, фундаментализм и нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм. Поскольку эпистемология в ее классическом виде сложилась в связи с формированием науки Нового времени и выступала в качестве средства ее легитимации, большинство концепций в рамках этой дисциплины рассматривали в качестве высшей формы знания именно научное знание, признавая реальность определенных предметов или явлений исходя из позиции науки по этому вопросу.
- В конце XX века начала формироваться так называемая неклассическая эпистемология, довольно радикально отличающаяся от классической. Глобальные изменения в современной культуре предписывают новое понимание знания и познания вместе с иным отношением эпистемологии к другим наукам; соответственно, меняются проблематика и методы, используемые в исследованиях. Неклассическая эпистемология характеризуется следующими особенностями: пост-критицизм, отказ от фундаментализма, отказ от субъектоцентризма, отказ от наукоцентризма. Хотя наука представляет собой наиболее важный способ познания действительности, он, однако, не является единственным и не может окончательно заменить собой все прочие. Альтернативные формы и виды знания также подлежат изучению.
- В современной философии эпистемология разбивается на два течения. В одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции. В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения (true justified belief) и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина. Наибольшее влияние на эпистемологию в данной области оказала социология, методы case studies (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Касавин И.Т. Эпистемология. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+», 2009.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90–123). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Результатом многовекового осмысления роли и места науки в системе культуры стала вполне сложившаяся к началу XX века и интенсивно развивающаяся в наши дни дисциплина — философия науки. Находясь в постоянном контакте с историей естествознания, логикой и психологией, она позволила по-новому взглянуть на роль и место научного знания (в системе других форм познания) в процессе формирования картины мира, трезво оценить соотношение когнитивных возможностей научного метода познания природы и вненаучных форм отображения мира, выявить и осознать предельные горизонты современного познания, информационно-семантические ограничения и несводимость языка науки к обычному языку общения. Различие между формализованным языком науки и естественным языком создает большие трудности во взаимопонимании между представителями науки и культуры, порождает смысловые препятствия в общении и информационные искажения в процессе проникновения научных знаний в общекультурный контекст. Видимо, отсутствие такого взаимопонимания (факт объективный и имеющий глубокие корни) и стало основой для постепенного развития «межкультурных» противоречий, и вылилось в известный конфликт «двух культур» — естественнонаучной и гуманитарной. Строение и структуру научного знания, способы и формы его производства, соотношение и связь с прочими формами культурного сознания изучает философия науки. Она исследует закономерности научно-познавательной деятельности как социальнокультурного фактора, оценивает перспективы и пути развития познания мира. Философия науки тесно связана с эпистемологией — философской дисциплиной, предметом которой является природа, происхождение и пределы человеческого познания, наиболее общие и универсальные характеристики самого знания как категории, его отношение к бытию. Эпистемология (термин, связанный с западной философской традицией), или гносеология (термин отечественной философии), описывает процесс получения научного знания о мире, анализирует критерии его рациональности и достоверности, а в более общей когнитивно-семиотической перспективе задаётся вопросом: «Как вообще возможно какое-либо содержательное знание о мире?». Эта часть философии, в свою очередь, связана с онтологией — философским учением о бытии как таковом. Онтология ставит самые общие вопросы о существовании мира вообще, о его реальности и отношении к человеческому сознанию. В современной философии познания вообще и науки, в частности, существует несколько основных подходов к реконструкции процесса познания и интерпретации фундаментальных достижений науки. Существуют более или менее формализованные схемы, в которых сделана попытка рационализировать процесс познания и выявить некоторые универсальные критерии научной рациональности, обладающие некоторыми вневременными качествами. Предлагаются вроде бы убедительные примеры из истории науки, которые свидетельствуют о наличии таковых, и на этом основании строится общая методология научного поиска и логика научных открытий. Но более детальный и широкий анализ показывает, что исторические примеры амбивалентны и с их помощью можно объяснить и обосновать различные схемы интерпретации, кроме того всегда находятся примеры, которые опровергают любую из имеющихся философских моделей научного познания. К тому же мы никогда точно не узнаем всех привходящих обстоятельств, сопутствующих тому или иному открытию, а позднейшие воспоминания самих ученых, на которые опираются философы-эпистемологи, могут содержать аберрации, т е. отражать в ряде случаев не действительные обстоятельства и факты, а желаемые ими объяснения. Единственное, что у нас есть аутентичного — это само содержание открытия или текст теории, а также тот логический компонент языка (знаково-смысловой системы), на котором изложена эта теория и который мы можем анализировать, не впадая в анахронизм. Рассматривая ретроспективно процесс развития науки, мы начинаем понимать, что это очень сложный и неоднозначный процесс, в котором нет очевидных прямых траекторий движения от простого к сложному от неизвестного к известному, от непонятного к понятному. Также, вопреки наивным представлениям дилетантов и непрофессионалов, нет универсальных безошибочных методов научного поиска, нет строго логически обоснованных принципов интерпретации полученных фактов и рациональных подходов к выбору лучшей теоретической модели из некоторого числа возможных и т.д. То есть, наука — это не четко отлаженная рациональная машина накопительного типа по производству истинных знаний о мире (так наз. «бадейный вариант». — К. Поппер), а, как и любая другая форма культурного сознания, сложная и неоднозначная когнитивная система, строгий и однозначный логико-философский анализ и рациональное описание которой посредством какой-либо одной адекватной схемы, по-видимому, осуществить невозможно. Дело в том, что, как известно, из таких наук, как логика, семиотика и информатика, попытка полностью изоморфного описания средствами языка какого-либо достаточно сложного явления, процесса, предмета, понятия и т.д. приводит к созданию текста (языкового эквивалента), который, как минимум, обладает тем же уровнем сложности и неоднозначности, что и предмет исследования, а, самое главное, в этом тексте при попытках достичь ещё более точного описания данного предмета с учетом всех деталей, доступных наблюдению, раньше или позже, неизбежно возникнут противоречия и парадоксы (так наз. гёделевская проблема). Поэтому такой путь не гарантирует высокой степени реконструкции и понима ния закономерностей сложного процесса (а скорее запутывает), и поэтому для содержательного обсуждения сложной проблемы её приходится редуцировать к некоторому количеству более или менее важных для анализа составляющих элементов. Такая редукция (и соответствующее упрощение задачи) зависит от тех оснований, по которым она происходит, — т.е. от философско-гносеологической ориентации автора, поэтому в сфере эпистемологии существует достаточно много различных философских схем и учений, в рамках которых, действительно, некоторые (но далеко не все) конкретные ситуации научного познания и обстоятельства крупных научных открытий получают рациональное объяснение. Нет и некоторой рациональной схемы, непротиворечиво и логически строго объясняющей те скрытые закономерности, которые определяют эволюцию научного знания в целом и отдельные периоды становления и развития некоторых научных дисциплин. Современная эпистемология и философия науки наполнены дискуссиями, которые ведут друг с другом представители различных школ и направлений — от достаточно жесткого рационалистического подхода (К. Поппер, Р. Карнап) через умеренный иррационализм (Т. Кун, И. Лакатос, X. Патнем) до полного иррационализма и методологического анархизма (П. Фейерабенд). Однако вряд ли есть смысл рассчитывать на то, что на эти вопросы может ответить какая-либо одна логико-философская полностью формализованная схема реконструкции процесса получения научных знаний и выявления единственно правильной логики научного открытия и тем более — некое иррациональноанархическое учение, апеллирующее к лозунгу «всё позволено». В рамках когнитивных установок современной системно-эволюционной синергетической парадигмы есть основания считать, что адекватный ответ на любую проблему следует искать не на пути конкуренции отдельных замкнутых схем описания и жесткого набора принципов реконструкции и интерпретации, а на почве эпистемологической дополнительности и гибкой связи всех существующих эпистемологических подходов и учений, где связующим звеном должен выступать некоторый наиболее универсальный принцип. В качестве такового может выступать принцип эпистемологической дополнительности. Литература: Крафт В. Венский кружок. - М., 2003; Куп Т. Структура научных революций. - М., 2001; Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М., 1995; Поппер КР. Объективное знание. - М., 2002; Современная философия науки. М., 1996. А. С. Каменев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
79.82 кб

Образовательная эпистемология и трансформация знаний

Карпов Александр Олегович
Образовательная эпистемология опирается сегодня на концепцию генеративного обучения, которая нацелена на развитие мышления, способного к созданию нового. Организация такого обучения использует идею трансформации знаний.
Читать PDF
376.81 кб

Генетическая эпистемология Жана Пиаже в контексте антропологических исследований: доводы против педа

Шкаев Д. Г.
Читать PDF
818.65 кб

Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму

Быкасова Лариса Владимировна
С позиций системного подхода в статье предпринята попытка рефлексии использования механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, и объяснения поиска нового понятийного аппарата, отвечающего современному экзи
Читать PDF
2.83 мб

Новое осмысление учения о педагогических формациях на основе эпистемологии Я. А. Коменского

Марчукова Светлана Марковна
В статье обоснована возможность использования эпистемологии Я. А. Коменского для нового осмысления теории П. Г.
Читать PDF
323.92 кб

К вопросу о роли эпистемологии в формировании современных концепций непрерывного образования

Рябова Т. В.
Читать PDF
261.50 кб

Отказ от фундаментализма и наукоцентризма как эпистемологическая проблема исследования воспитания в

Карпова Ольга Сергеевна
Раскрываются эпистемологические проблемы обоснованности и истинности научного знания в сфере воспитания, обусловленные отказом от фундаментализма и наукоцентризма.
Читать PDF
133.49 кб

Энциклопедизм как эпистемологический феномен: история идеи

Артемьева Т.
Исследование поддержано РФФИ, грант № 03-06-80090.
Читать PDF
200.72 кб

Общегуманитарный базис образования: эпистемологические компоненты

Елканова Тамара Михайловна
Рассмотрены сущность и структура интеракционно-гностического компонента концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, позволяющего осмысливать систему «человек-мир» на разных уровнях ее функционирования
Читать PDF
308.67 кб

Эпистемологические основы самоопределения личности младшего школьника в обучении русскому (родному)

Никитина Елена Юрьевна, Кохичко Андрей Николаевич
В статье рассматриваются эпистемологические основы начального обучения русскому (родному) языку в аспекте двухстороннего процесса социализации (самореализации и самоопределения) младших школьников средствами русского (родного) язы
Читать PDF
293.49 кб

Эпистемологические дискурсы профессиональной культуры личности

Фурса Ирина Анатольевна
Статья посвящена теоретико методологическим аспектам изучения феномена профессиональной культуры личности. Выделены и раскрыты семантический и трансдисциплинарный дискурсы.
Читать PDF
423.32 кб

Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета

Каргапольцев Сергей Михайлович, Чарикова Ирина Николаевна
Главной задачей современного высшего образования выступает общественно-востребованная необходимость формирования и развития не просто профессионала, но и человека высокой интеллектуальной, духовной культуры.
Читать PDF
269.64 кб

Эпистемологические аспекты педагогической реализации инновационных технологий проектирования в образ

Жаданов Виктор Иванович, Чарикова Ирина Николаевна
Сегодня все возрастающий запрос на инновационные техногии свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности.
Читать PDF
395.11 кб

Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (часть 2)

The round table discussion of the journal Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia) took place on March 14, 2017 within the framework of Humanities Readings at Russian State University for the Humanities.
Читать PDF
384.31 кб

Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (часть 1)

The round table discussion of the journal Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia) took place on March 14, 2017 within the framework of Humanities Readings at Russian State University for the Humanities.
Читать PDF
279.65 кб

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Сапунов Михаил Борисович, Полонников Александр Андреевич
В статье представлены результаты анализа онтологических, гносеологических и педагогических условий изменений в образовании, и прежде всего статуса учебного предмета.

Похожие термины:

  • Генетическая эпистемология

    вариант биогенетической концепции, в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Сделана попытка объединить данные, полученные в
  • Вопросы обучения эпистемологические

    (от гр. episteme – «достоверное знание») – вопросы, связанные с определением содержания образования, определением основного круга знаний, которые являются качественной основой образовательного проц