ПСИХИКА
Психика
от греческого "душевный") системное свойство высоко организованной материи, заключающееся в активном отражении действительности человеком.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
ПСИХИКА
субъективный образ (картина) внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных.
ПСИХИКА
функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли, духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Психика
системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Психика
[гр. psychikos – душевный] – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, в построении индивидуальной картины мира и саморегуляции своей деятельности на основе этой картины
Психика
отгреч. pcychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ПСИХИКА
от греч. psychikos — душевный) — функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр. Определяет своеобразие поведения человека. Высшая форма психики, связанная с развитием речи и трудовой деятельностью — человеческое сознание.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ПСИХИКА
свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В их поведении П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действий, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта. Психические процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредованы ею. Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися общественными потребностями. На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) у ребенка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1-го года до 3 лет) ребенок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности: у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигательные задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки "я сам"). В возрасте от 3 до 6-7 лет в процессе игры формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В период обучения в школе в результате учебной деятельности ребенок приобщается к таким областям культуры, как наука, искусство, этика и др.; у него формируются основы логического мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПСИХИКА
от греч. psychikos — душевный), свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внеш. миром. В их поведении и деятельности П. осуществляет регуляторную функцию, обеспечивая в плане образов поиск и опробование движений и действия, а затем их контролируемое выполнение, направленное на удовлетворение потребностей субъекта.
На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выделился спе-циализиров. материальный носитель (субстрат) П. — нервная система и мозг. У человека мозг является носителем высш. формы психич. отражения — сознания.
П. возникла в процессе эволюции животных и развивалась по биол. законам от простейших до сложных форм. Свои потребности животное удовлетворяет посредством активных движений в окружающей среде, совокупность к-рых определяет его поведение, основанное на предваряющем его поиске — выборе определенного двигат. акта и его опробовании, что возможно лишь в сфере образов, отражающих окружающую среду. Оптимальный выбор движений обеспечивает удовлетворение возникшей потребности.
Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда — целесообразной продуктивной деятельности (напр., произ-во орудий и изготовление необходимых для его жизнедеятельности предметов), качественно отличающейся от поведения животных. Особый характер человеческого труда требует, чтобы результат его был представлен человеком в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять предполагаемый результат с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Это создало необходимость появления сознания, к-рое и позволяет сопоставлять представление, опосредствующее деятельность, с отражением ее продукта.
Коллективный труд, предусматривающий речевое общение людей, осуществляется при учете и согласовании каждым индивидом своих действий и высказываний с действиями и высказываниями др. людей. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, учитывать опыт др. людей. Такая способность лежит в основе высш. формы психич. отражения — сознания. Т. о., поиск и опробование действий и высказываний приобретает у человека форму сознания, развитие и функционирование к-рого подчиняется уже обществ.-ист. законам. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, к-рые строятся на основе речевого общения с помощью таких психич. процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. С помощью внимания и воли осуществляется контроль за адекватным выполнением найденных и опробованных действий, к-рые должны соответствовать определенным условиям при удовлетворении той или иной потребности. В идеальном плане человек оценивает мотивы собственных действий и поступков, пересматривает и изменяет их замыслы. Наличие идеального (т. н. внутреннего) плана позволяет человеку осуществлять контроль за своими намерениями, желаниями и чувствами, формулировать свои мысли и высказывания сообразно конкретной ситуации. Речь как важнейший элемент П. человека обеспечивает представительство в деятельности одного человека обществ.-ист. опыта всего человечества. В речи отражаются выработанные в процессе ист. развития общества способы деятельности людей, представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, выявленных обществ. практикой.
Психич. процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредствованы ею. Содержание психич. процессов определяется реальностью, отражаемой в деятельности человека. При этом оно не только является продуктом деятельности, но и побуждает человека к ней, направляет ее (в этом проявляется активность П.). Оно включает не только психич. процессы, но и состояния, и психич. свойства человека (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т. д.), к-рые составляют относительно устойчивые особенности его личности.
П. человека представляет собой единство субъективного и объективного. Субъективность П. обусловлена тем, что П. всегда принадлежит субъекту, зависит от уровня его развития и ряда индивидуальных особенностей, выражает его отношение к окружающему миру. Объективный характер П. определяется тем, что она представляет собой реальный процесс отражательной деятельности, следствием к-рой является формирование у человека определенной картины объективного мира.
Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися обществ. потребностями. На нач. этапе психич. развития (в младенческом возрасте) у ребенка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1 года до 3 лет) ребенок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности; у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигат. задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки «я сам»). В возрасте от 3 до 6—7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению разл. символов. В период обучения в школе в результате уч. деятельности ребенок приобщается к таким областям культуры, как наука, иск-во, этика и др.; у него формируются основы логич. мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.
Закономерности П. могут быть выявлены путем объективного исследования. Объективные методы позволяют изучать процессы построения движений и действий и тем самым получать факты, характеризующие особенности возникновения идеальных образов, поиска и опробования необходимых движений и действий. В совр. психологии используют метод наблюдения и эксперим. метод. Эксперимент может быть естественным, т.е. поставленным в привычных для человека условиях жизни, и лабораторным; оба вида эксперимента могут быть констатирующими и формирующими. Применяют также генетич. метод (изучение происхождения функций П. в процессе ее развития у человека) и метод тестирования. В конкретных исследованиях чаще всего одновременно применяют совокупность разл. психол. методов. Специфич. закономерности П. и ее развития исследует психология, функции мозга как материального субстрата П. изучает нейрофизиология; смежными проблемами занимается психофизиология.
О расстройствах психики см. в статьях Психиатрия детская, Аномальные дети, Аффекты, Депривация, Неврозы.
Лит.: Ухтомский А. А., Собр. соч., т. 5, Л., 1954; Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, M.; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 1—6, М., 1982—84.
В. В. Давыдов.
На относительно ранних стадиях эволюции в организме животных выделился спе-циализиров. материальный носитель (субстрат) П. — нервная система и мозг. У человека мозг является носителем высш. формы психич. отражения — сознания.
П. возникла в процессе эволюции животных и развивалась по биол. законам от простейших до сложных форм. Свои потребности животное удовлетворяет посредством активных движений в окружающей среде, совокупность к-рых определяет его поведение, основанное на предваряющем его поиске — выборе определенного двигат. акта и его опробовании, что возможно лишь в сфере образов, отражающих окружающую среду. Оптимальный выбор движений обеспечивает удовлетворение возникшей потребности.
Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда — целесообразной продуктивной деятельности (напр., произ-во орудий и изготовление необходимых для его жизнедеятельности предметов), качественно отличающейся от поведения животных. Особый характер человеческого труда требует, чтобы результат его был представлен человеком в такой субъективной форме, к-рая позволяет сопоставлять предполагаемый результат с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Это создало необходимость появления сознания, к-рое и позволяет сопоставлять представление, опосредствующее деятельность, с отражением ее продукта.
Коллективный труд, предусматривающий речевое общение людей, осуществляется при учете и согласовании каждым индивидом своих действий и высказываний с действиями и высказываниями др. людей. Это позволяет человеку смотреть на себя как бы со стороны, учитывать опыт др. людей. Такая способность лежит в основе высш. формы психич. отражения — сознания. Т. о., поиск и опробование действий и высказываний приобретает у человека форму сознания, развитие и функционирование к-рого подчиняется уже обществ.-ист. законам. Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, к-рые строятся на основе речевого общения с помощью таких психич. процессов, как ощущения, восприятие, память, чувства, мышление. С помощью внимания и воли осуществляется контроль за адекватным выполнением найденных и опробованных действий, к-рые должны соответствовать определенным условиям при удовлетворении той или иной потребности. В идеальном плане человек оценивает мотивы собственных действий и поступков, пересматривает и изменяет их замыслы. Наличие идеального (т. н. внутреннего) плана позволяет человеку осуществлять контроль за своими намерениями, желаниями и чувствами, формулировать свои мысли и высказывания сообразно конкретной ситуации. Речь как важнейший элемент П. человека обеспечивает представительство в деятельности одного человека обществ.-ист. опыта всего человечества. В речи отражаются выработанные в процессе ист. развития общества способы деятельности людей, представлена свернутая в «материи» языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, выявленных обществ. практикой.
Психич. процессы человека (восприятие, мышление, память и др.) возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредствованы ею. Содержание психич. процессов определяется реальностью, отражаемой в деятельности человека. При этом оно не только является продуктом деятельности, но и побуждает человека к ней, направляет ее (в этом проявляется активность П.). Оно включает не только психич. процессы, но и состояния, и психич. свойства человека (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т. д.), к-рые составляют относительно устойчивые особенности его личности.
П. человека представляет собой единство субъективного и объективного. Субъективность П. обусловлена тем, что П. всегда принадлежит субъекту, зависит от уровня его развития и ряда индивидуальных особенностей, выражает его отношение к окружающему миру. Объективный характер П. определяется тем, что она представляет собой реальный процесс отражательной деятельности, следствием к-рой является формирование у человека определенной картины объективного мира.
Развитие человеческой П. определяется исторически сложившимися обществ. потребностями. На нач. этапе психич. развития (в младенческом возрасте) у ребенка с помощью взрослых формируются потребность и навык общения с ними. На следующем этапе (от 1 года до 3 лет) ребенок овладевает основами предметно-манипуляционной деятельности; у него формируется способность к универсальным движениям рук, умение решать простые двигат. задачи (начало мышления), возникает стремление занять соответствующую позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (появление установки «я сам»). В возрасте от 3 до 6—7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению разл. символов. В период обучения в школе в результате уч. деятельности ребенок приобщается к таким областям культуры, как наука, иск-во, этика и др.; у него формируются основы логич. мышления, потребность в труде и навыки трудовой деятельности.
Закономерности П. могут быть выявлены путем объективного исследования. Объективные методы позволяют изучать процессы построения движений и действий и тем самым получать факты, характеризующие особенности возникновения идеальных образов, поиска и опробования необходимых движений и действий. В совр. психологии используют метод наблюдения и эксперим. метод. Эксперимент может быть естественным, т.е. поставленным в привычных для человека условиях жизни, и лабораторным; оба вида эксперимента могут быть констатирующими и формирующими. Применяют также генетич. метод (изучение происхождения функций П. в процессе ее развития у человека) и метод тестирования. В конкретных исследованиях чаще всего одновременно применяют совокупность разл. психол. методов. Специфич. закономерности П. и ее развития исследует психология, функции мозга как материального субстрата П. изучает нейрофизиология; смежными проблемами занимается психофизиология.
О расстройствах психики см. в статьях Психиатрия детская, Аномальные дети, Аффекты, Депривация, Неврозы.
Лит.: Ухтомский А. А., Собр. соч., т. 5, Л., 1954; Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, M.; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 1—6, М., 1982—84.
В. В. Давыдов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия