Восприятие
психический процесс, непосредственно отражающий предметы и явления в их целостности. Восприятие дает знание предметов.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
ВОСПРИЯТИЕ
процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств; завершается формированием образа.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Восприятие
сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Источник: Исследовательская деятельность
ВОСПРИЯТИЕ
целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях [80, c. 86].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Восприятие
процесс отражения в сознании человека любых предметов и явлений окружающего мира, протекающий при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Восприятие
психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений материального мира в совокупности их различных частей и свойств в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
ВОСПРИЯТИЕ
простейшая форма психического отражения. Свойственно только человеку. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно. В отличие от комплекса ощущений оно предметно. Литература: [65].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Восприятие
(перцепция) – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием субъективного образа предмета, явления или процесса образа (перцептивный образ).
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Восприятие
психический процесс отражения предметов и явлений действ ительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием цел остности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздей ствия физических раздражителей на ре цепторные поверхности анализаторов.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Восприятие
перцепция) - психический познавательный процесс отражения в сознании военнослужащих непосредственно воздействующих на их органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении. В. - одно из важных звеньев процесса овладения знаниями.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Восприятие
итоговый процесс приема человеком информации об объекте, обеспечивающий формирование в психике индивида образа объекта или состояния. Восприятие входит составной частью в любую практику, в том числе, в познание и в усвоение, оно является одним из процессов чувственной обработки принимаемой информации, который может сопровождаться логической обработкой воспринятой информации.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ВОСПРИЯТИЕ
целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Вместе с процессами ощущений В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Литература: [20].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ВОСПРИЯТИЕ
1) процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире; 2) основная категория учебных целей, обозначающая готовность, желание и способность ученика познавать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С восприятия начинается усвоение учебного материала; воспринимать — значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ВОСПРИЯТИЕ
процесс целостного отражения элементов окружающего мира или их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.д.) в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях, протекающий при непосредственном их воздействии на органы чувств. Включает отнесение предметов или явлений к определенной категории, т.е. узнавание на основе прежнего опыта и особенностей нервной системы. Отличается широким спектром индивидуальных особенностей в быстроте, полноте и точности зрительного, слухового и осязательного восприятия, обобщенности и эмоциональной окрашенности. По изменению особенности восприятия можно определить некоторые характеристики и качества человека (активность, пассивность, усталость, внушаемость, характер и тип личности, патологические изменения и т.д.).
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Восприятие
познавательный процесс, позволяющий построить образ мира, т.е. единую связную предметную картину. В. отражает целостные предметы и ситуации, соединяет между собой разрозненные свойства в единый структурированный целостный образ. В раннем возрасте В. является ведущей психической функцией и занимает центральное место в развитии познавательной сферы ребенка. В этот период развития формируются перцептивные действия, возрастает дифференцированность восприятия, усваиваются «сенсорные эталоны». Развитие восприятия и связанных с ним предметных действий является основой для формирования наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. В системе М.Монтессори разработана методика обучения, основанная на сенсорном воспитании (развитии органов чувств с помощью окружающей среды и дидактических занятий).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВОСПРИЯТИЕ
способность воспринимать явления окружающего мира, отражающиеся в сознании в виде представлений и образов. В., наряду с ощущением, является одной из форм непосредственного познания объектов, реального мира и состояний организма. Различие между В. и ощущением состоит в том, что в процессе В. формируются образы предметов, явлений в целом, а в ощущениях – образы отдельных их признаков и свойств. Свойства В.: целостность (объект познается как единое целое), осмысленность (включенность в В. знаний и опыта), избирательность (выделение объекта из ряда других), константность (относительное постоянство образов), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств человека). В. различается по скорости, полноте, осмысленности, точности, ясности, четкости, содержательности. Некоторые из этих свойств, например, осмысленность, ярко проявляются в процессе обучения. Полнее и точнее воспринимается учебный материал, при усвоении которого обучаемые используют имеющиеся знания и практический опыт.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
Восприятие
целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать В., адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio - восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Источник: Словарь по технологиям обучения
Восприятие
1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»); 3) сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающей его среде. Организмы обычно видят, слышат, осязают, ощущают вкус и запахи, нередко воспринимают изменения метеорологических факторов, включая напряженность магнитного поля Земли и т.п. Воспринимаются и внутренние ощущения – сытость, благополучие и т.п. В ходе В. организмы познают окружающий их мир, «отражающийся» в наиболее совершенной форме – у человека в виде ощущений, образов, понятий и словесных символов.Иногда термином В. обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Примечание. Некот. факторы внешней среды не служат воспринимаемыми агентами и не дают прямой информации организму, а следовательно, адекватно не отражаются в его реакциях. Напр., через органы чувств не воспринимаются ионизирующая радиация, у человека – напряженность электромагнитного поля и др. воздействия, известные лишь по биологическим последствиям (поражения, болезни и т.п.) или на основе приборных наблюдений и определений. Все подобные факторы имеют антропогенное происхождение или усилены в ходе деятельности человека. К их В. организмы эволюционно не подготовлены.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ВОСПРИЯТИЕ
психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Исходная форма познания - ощущение. В. выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. Осн. свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Предметность В. - отнесенность получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Формирование предметности В. связано с практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям. Целостность - свойство В., состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Константность В. - относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий В. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому В. величины неразрывно связано с В. удаленности. Категориальность В. - свойственная высшим формам В. расчлененность и обобщенность. Примером мо- жет служить речевой слух, основанный на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям. В. формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, различные виды конструктивной деятельности. При нормально организованном воспитании ребенок уже к концу дошкольного возраста умеет правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия В.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОСПРИЯТИЕ
процесс построения в сознании человека целостного образа объектов (предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений), так или иначе действующих в данный момент на его органы чувств (в этом смысле говорят о так называемом чувственном образе объекта в сознании человека). Этот процесс построения чувственных образов происходит не вполне «автоматически»; он зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, следует учесть, что людям свойственно принимать свой субъективный чувственный образ объекта за сам объект. Во-вторых, само наличие объекта перед органами чувств человека отнюдь не гарантирует его правильного, точного отображения в сознании (как это происходит, скажем с фотографическим отображением); многое здесь зависит от уже имеющихся знаний, опыта, настроения и активности воспринимающего человека. Например, двое как бы «видели» один и тот же объект (посмотрели, положим, на новый станок, агрегат в цехе предприятия), но у них сложились разные субъективные образы В., разные знания об этом объекте. Один скажет неприязненно: «Шестеренки какие-то, проволоки, что-то движется туда-сюда, шум... ужас!». А другой обрадуется: «Остроумно спроектированы кинематические пары, особенно кулисный механизм. Коробку надо подрегулировать, но в общем – красота!».
Оба воспринимающих человека – как бы очевидцы одного и того же и, в принципе, могут «бороться за правду», которую они, казалось бы, сами видели. А в сущности речь идет о разных субъективных образах В. одного и того же объекта. В данном случае особенности образа В. зависят, скорее всего, от жизненного, профессионального опыта людей. И подобная картина типична как для житейских, так и для профессиональных ситуаций. Поэтому и педагогам, и учащимся важно сознавать различие между чувственным образом объекта и самим объектом, истинное знание о котором должно устанавливаться специальными приемами и методами, более или менее длительной практикой.
Образы В. обеспечивают человеку ориентировку в жизненных (в частности, в учебно- производственных, профессионально-трудовых) ситуациях. Важным является вопрос о педагогическом руководстве восприятием учащимися учебного материала.
Лит.: Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1974; Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986; Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1987.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
ВОСПРИЯТИЕ
Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. В. речи – сложный многоступенчатый и многоаспектный процесс смысловой интерпретации устной или письменной речи. С точки зрения В. речи аудирование и чтение связаны с не меньшей активностью человека, чем говорение и письмо. В. у человека характеризуется: целостностью (способностью оперировать не отдельными признаками предметов, а его целостным образом, созданным на основе ощущений; структурностью (способностью складывать целостный образ из ощущаемых отдельных кусочков, например, воспринимая последовательно расположенные звуки, их синтезируют в слова); константностью (способностью удерживать в памяти образ предмета как нечто постоянно инвариантное, несмотря на вариативность его признаков, например, слово, по-разному написанное или произнесенное в пределах нормы, опознается как знакомое); предметностью (способностью человека воспринимать не абстракцию, а образ реально существующего предмета, связанного с определенным значением); осмысленностью (стремлением воспринять что-то имеющее реальное значение и содержание, осмыслить и назвать видимое и слышимое). В. нового материала повышается, если его излагают на основе приобретенного ранее опыта учащихся (см. апперцепция). Восприятие устной речи служит психической стороной такого вида речевой деятельности, как аудирование. В восприятии речи выделяют сенсорный, перцептивный (см. перцепция) и смысловой уровни. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. В ходе В. и смысловой интерпретации текста (устного или письменного) создается образ текста и формируется часть языковой картины мира. В. речевого сообщения включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Роль В. на занятиях по языку чрезвычайно важна – в результате В. предметов и явлений внешнего мира, ассоциированных со словами, выражающими соответствующие понятия, происходит овладение лексико-грамматическими структурами языка беспереводным путем. Образы В. служат также опорой для построения собственного высказывания, облегчая процесс порождения речи.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Восприятие
целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (см. Аффект, Эмоции). Следует различать Восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (отлат. perceptio - восприятие) является включенность Восприятия в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе Восприятия относится к античности. В целом ранние теории Восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке Восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов Восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения Восприятия привело к созданию теоретических моделей Восприятия, в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым "законом перцепции" (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным Восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию Восприятия и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления Восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, Восприятие - не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ВОСПРИЯТИЕ
система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков объекта; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.
В процессе В. человек познает предметы и явления в целом, а не их отд. свойства. В основе В. лежат ощущения, но В. не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.
Спец. органов В. нет. Материалы для В. дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. д.), т.е. любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. анализаторами.
Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.
Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. п. — во всех этих случаях создается копия, сопоставимая с оригиналом. В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.
наиб. важные особенности В. — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. выражается в т. н. акте объективации, т.е. в отнесении к внеш. миру получаемых от него сведений. Предметность В. — не врожденное качество. Формирование предметности В. в онтогенезе связано с первыми практич. действиями ребенка, к-рые направлены на внеш. объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. выделяется в относительно самостоят. систему перцептивных действий. Целостность В. состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств. предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. связана его структурность. В. в Значит. мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В. музыки отд. звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов). Источники целостности и структурности В. лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. Константность В. — способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. В. человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.
Осмысленно воспринять предмет — это значит. мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. представляет динамич. поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.
В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. и вкусовое В. Обычно процесс В. осуществляется рядом анализаторов. Двигат. ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. виды В. редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В. Напр., В. учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. типа классификации В. являются формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. пространства, В. времени и В. движения.
Развитие восприятия и пути его воспитания. В. формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. д.). На 2-м мес жизни появляются отчетливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определенной установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений. Ребенок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. раздражителей и их подкрепления у ребенка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. и узнавание ребенком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребенок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к ее голосу, чувствует теплоту ее рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребенок вскоре начинает узнавать ее не только по виду, но и по голосу и даже по звукам ее шагов. В. у детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. предмет, ребенок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд. частей. В дальнейшем зрит. раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят. зрит. образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. характерным точкам предметов. Т. о., действия ребенка с предметами лежат в основе развития В.
Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребенок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. все то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребенок еще не может выделять в своем В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Все зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств. свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удаленности предметов, и особенно В. изображенных на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.
Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб. важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается все более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В. с возрастом — приобретение им большей точности, расчлененности и т. п. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и все более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребенок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потреоностями и интересами.
Дальнейшее развитие В. происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе. Начиная с мл. классов, проводится систематич. работа по развитию В., цель к-рой — не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определенных умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. занятиями делает В. активным познават. процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. оценки худож. лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. вкус учащихся. Значит. влияние на развитие В. социальной действительности (взаимоотношений людей, политич. событий и т. п.) оказывают морально-нравств. позиции и мировоззрение лиц, чье мнение представляется ребенку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.
В пед. деятельности по развитию В. необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нем участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщенности В. необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец. задача политехн. обучения заключается в развитии В. точных пространств. отношений (расстояния, величины, формы предметов).
В наиб. полной мере развитие В. достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. и производств. работы учащихся. Определение задач, предварит. изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения — все это приводит к орга-нич. связи В. с практич. действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. деятельности.
Лит. Восприятие и действие, М., 1967; Венгер Л. А., Восприятие и обучение, М., 1969; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, [пер. с англ.], М., 1970; Величковс-кий Б. М., Зинченко В. П., Л у -p и я А. Р. Психология восприятия, М., 1973; Восприятие. Механизмы и модели, пер. с англ., М., 1974; Л и и д с с и П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. с англ., М., 1974; Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской, М., 1975; Эксперим. психология. Ред.-составители П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 6, М., 1978; Рок И., Введение в зрительное восприятие, [пер. с англ.], -кн. 1 — 2. М., 1980; Allport F. H., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. — L., [1955]; Gibson E. J., Principles of perceptual lea-rning and development, N. Y., 1969; Hochberg J. E., Perception, Englewood Cliffs (№. J.).
Источник: Российская педагогическая энциклопедия