Восприятие

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Восприятие
психический процесс, непосредственно отражающий предметы и явления в их целостности. Восприятие дает знание предметов.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ВОСПРИЯТИЕ
процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств; завершается формированием образа.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Восприятие
сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Источник: Исследовательская деятельность

ВОСПРИЯТИЕ
целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях [80, c. 86].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Восприятие
процесс отражения в сознании человека любых предметов и явлений окружающего мира, протекающий при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Восприятие
психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений материального мира в совокупности их различных частей и свойств в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

ВОСПРИЯТИЕ
простейшая форма психического отражения. Свойственно только человеку. В отличие от ощущений восприятие отражает объект целостно. В отличие от комплекса ощущений оно предметно. Литература: [65].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Восприятие
(перцепция) – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием субъективного образа предмета, явления или процесса образа (перцептивный образ).

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Восприятие
психический процесс отражения предметов и явлений действ ительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием цел остности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздей ствия физических раздражителей на ре цепторные поверхности анализаторов.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Восприятие
перцепция) - психический познавательный процесс отражения в сознании военнослужащих непосредственно воздействующих на их органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении. В. - одно из важных звеньев процесса овладения знаниями.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Восприятие
итоговый процесс приема человеком информации об объекте, обеспечивающий формирование в психике индивида образа объекта или состояния. Восприятие входит составной частью в любую практику, в том числе, в познание и в усвоение, оно является одним из процессов чувственной обработки принимаемой информации, который может сопровождаться логической обработкой воспринятой информации.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ВОСПРИЯТИЕ
целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Вместе с процессами ощущений В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ВОСПРИЯТИЕ
1) процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире; 2) основная категория учебных целей, обозначающая готовность, желание и способность ученика познавать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С восприятия начинается усвоение учебного материала; воспринимать — значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ВОСПРИЯТИЕ
процесс целостного отражения элементов окружающего мира или их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.д.) в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях, протекающий при непосредственном их воздействии на органы чувств. Включает отнесение предметов или явлений к определенной категории, т.е. узнавание на основе прежнего опыта и особенностей нервной системы. Отличается широким спектром индивидуальных особенностей в быстроте, полноте и точности зрительного, слухового и осязательного восприятия, обобщенности и эмоциональной окрашенности. По изменению особенности восприятия можно определить некоторые характеристики и качества человека (активность, пассивность, усталость, внушаемость, характер и тип личности, патологические изменения и т.д.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Восприятие
познавательный процесс, позволяющий построить образ мира, т.е. единую связную предметную картину. В. отражает целостные предметы и ситуации, соединяет между собой разрозненные свойства в единый структурированный целостный образ. В раннем возрасте В. является ведущей психической функцией и занимает центральное место в развитии познавательной сферы ребенка. В этот период развития формируются перцептивные действия, возрастает дифференцированность восприятия, усваиваются «сенсорные эталоны». Развитие восприятия и связанных с ним предметных действий является основой для формирования наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. В системе М.Монтессори разработана методика обучения, основанная на сенсорном воспитании (развитии органов чувств с помощью окружающей среды и дидактических занятий).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ВОСПРИЯТИЕ
способность воспринимать явления окружающего мира, отражающиеся в сознании в виде представлений и образов. В., наряду с ощущением, является одной из форм непосредственного познания объектов, реального мира и состояний организма. Различие между В. и ощущением состоит в том, что в процессе В. формируются образы предметов, явлений в целом, а в ощущениях – образы отдельных их признаков и свойств. Свойства В.: целостность (объект познается как единое целое), осмысленность (включенность в В. знаний и опыта), избирательность (выделение объекта из ряда других), константность (относительное постоянство образов), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств человека). В. различается по скорости, полноте, осмысленности, точности, ясности, четкости, содержательности. Некоторые из этих свойств, например, осмысленность, ярко проявляются в процессе обучения. Полнее и точнее воспринимается учебный материал, при усвоении которого обучаемые используют имеющиеся знания и практический опыт.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Восприятие
целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать В., адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio - восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И. М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.

Источник: Словарь по технологиям обучения

Восприятие
1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»); 2) процесс формирования этого образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»); 3) сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающей его среде. Организмы обычно видят, слышат, осязают, ощущают вкус и запахи, нередко воспринимают изменения метеорологических факторов, включая напряженность магнитного поля Земли и т.п. Воспринимаются и внутренние ощущения – сытость, благополучие и т.п. В ходе В. организмы познают окружающий их мир, «отражающийся» в наиболее совершенной форме – у человека в виде ощущений, образов, понятий и словесных символов.Иногда термином В. обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Примечание. Некот. факторы внешней среды не служат воспринимаемыми агентами и не дают прямой информации организму, а следовательно, адекватно не отражаются в его реакциях. Напр., через органы чувств не воспринимаются ионизирующая радиация, у человека – напряженность электромагнитного поля и др. воздействия, известные лишь по биологическим последствиям (поражения, болезни и т.п.) или на основе приборных наблюдений и определений. Все подобные факторы имеют антропогенное происхождение или усилены в ходе деятельности человека. К их В. организмы эволюционно не подготовлены.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ВОСПРИЯТИЕ
психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Исходная форма познания - ощущение. В. выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. Осн. свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Предметность В. - отнесенность получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Формирование предметности В. связано с практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям. Целостность - свойство В., состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Константность В. - относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий В. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому В. величины неразрывно связано с В. удаленности. Категориальность В. - свойственная высшим формам В. расчлененность и обобщенность. Примером мо- жет служить речевой слух, основанный на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям. В. формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, различные виды конструктивной деятельности. При нормально организованном воспитании ребенок уже к концу дошкольного возраста умеет правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия В.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ВОСПРИЯТИЕ
процесс построения в сознании человека целостного образа объектов (предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений), так или иначе действующих в данный момент на его органы чувств (в этом смысле говорят о так называемом чувственном образе объекта в сознании человека). Этот процесс построения чувственных образов происходит не вполне «автоматически»; он зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, следует учесть, что людям свойственно принимать свой субъективный чувственный образ объекта за сам объект. Во-вторых, само наличие объекта перед органами чувств человека отнюдь не гарантирует его правильного, точного отображения в сознании (как это происходит, скажем с фотографическим отображением); многое здесь зависит от уже имеющихся знаний, опыта, настроения и активности воспринимающего человека. Например, двое как бы «видели» один и тот же объект (посмотрели, положим, на новый станок, агрегат в цехе предприятия), но у них сложились разные субъективные образы В., разные знания об этом объекте. Один скажет неприязненно: «Шестеренки какие-то, проволоки, что-то движется туда-сюда, шум... ужас!». А другой обрадуется: «Остроумно спроектированы кинематические пары, особенно кулисный механизм. Коробку надо подрегулировать, но в общем – красота!».
Оба воспринимающих человека – как бы очевидцы одного и того же и, в принципе, могут «бороться за правду», которую они, казалось бы, сами видели. А в сущности речь идет о разных субъективных образах В. одного и того же объекта. В данном случае особенности образа В. зависят, скорее всего, от жизненного, профессионального опыта людей. И подобная картина типична как для житейских, так и для профессиональных ситуаций. Поэтому и педагогам, и учащимся важно сознавать различие между чувственным образом объекта и самим объектом, истинное знание о котором должно устанавливаться специальными приемами и методами, более или менее длительной практикой.
Образы В. обеспечивают человеку ориентировку в жизненных (в частности, в учебно- производственных, профессионально-трудовых) ситуациях. Важным является вопрос о педагогическом руководстве восприятием учащимися учебного материала.
Лит.: Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1974; Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986; Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М., 1987.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ВОСПРИЯТИЕ
Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. В. речи – сложный многоступенчатый и многоаспектный процесс смысловой интерпретации устной или письменной речи. С точки зрения В. речи аудирование и чтение связаны с не меньшей активностью человека, чем говорение и письмо. В. у человека характеризуется: целостностью (способностью оперировать не отдельными признаками предметов, а его целостным образом, созданным на основе ощущений; структурностью (способностью складывать целостный образ из ощущаемых отдельных кусочков, например, воспринимая последовательно расположенные звуки, их синтезируют в слова); константностью (способностью удерживать в памяти образ предмета как нечто постоянно инвариантное, несмотря на вариативность его признаков, например, слово, по-разному написанное или произнесенное в пределах нормы, опознается как знакомое); предметностью (способностью человека воспринимать не абстракцию, а образ реально существующего предмета, связанного с определенным значением); осмысленностью (стремлением воспринять что-то имеющее реальное значение и содержание, осмыслить и назвать видимое и слышимое). В. нового материала повышается, если его излагают на основе приобретенного ранее опыта учащихся (см. апперцепция). Восприятие устной речи служит психической стороной такого вида речевой деятельности, как аудирование. В восприятии речи выделяют сенсорный, перцептивный (см. перцепция) и смысловой уровни. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. В ходе В. и смысловой интерпретации текста (устного или письменного) создается образ текста и формируется часть языковой картины мира. В. речевого сообщения включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Роль В. на занятиях по языку чрезвычайно важна – в результате В. предметов и явлений внешнего мира, ассоциированных со словами, выражающими соответствующие понятия, происходит овладение лексико-грамматическими структурами языка беспереводным путем. Образы В. служат также опорой для построения собственного высказывания, облегчая процесс порождения речи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Восприятие
целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (см. Аффект, Эмоции). Следует различать Восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (отлат. perceptio - восприятие) является включенность Восприятия в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе Восприятия относится к античности. В целом ранние теории Восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке Восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов Восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения Восприятия привело к созданию теоретических моделей Восприятия, в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается так называемым "законом перцепции" (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным Восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию Восприятия и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления Восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, Восприятие - не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ВОСПРИЯТИЕ
система приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал. В процессе познания В. опосредуется мышлением и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов В. относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков объекта; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа В.
В процессе В. человек познает предметы и явления в целом, а не их отд. свойства. В основе В. лежат ощущения, но В. не сводится к сумме ощущений. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт.
Спец. органов В. нет. Материалы для В. дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на разл. анализаторы (зрит., обонят., вкусовой и т. д.), т.е. любой предмет выступает как комплексный раздражитель. В. обеспечивается сложной системой нервных связей между разл. анализаторами.
Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет и на основании показаний лишь одного анализатора.
Согласно совр. представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т.е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т. п. — во всех этих случаях создается копия, сопоставимая с оригиналом. В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.
наиб. важные особенности В. — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Предметность В. выражается в т. н. акте объективации, т.е. в отнесении к внеш. миру получаемых от него сведений. Предметность В. — не врожденное качество. Формирование предметности В. в онтогенезе связано с первыми практич. действиями ребенка, к-рые направлены на внеш. объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем В. выделяется в относительно самостоят. систему перцептивных действий. Целостность В. состоит в создании на основе данных ощущений целостного образа предмета или пространств. предметной ситуации, даже если нек-рые части целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. С целостностью В. связана его структурность. В. в Значит. мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, к-рая формируется в течение нек-рого времени (напр., при В. музыки отд. звук не обеспечивает понимания мелодии, в сознании слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов). Источники целостности и структурности В. лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека — с другой. Константность В. — способность перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих данный акт В.) компенсировать пространственные и пр. изменения объектов. Благодаря константности человек способен воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п. В. человека тесно связано с его мышлением, в этом заключается осмысленность В.
Осмысленно воспринять предмет — это значит. мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к нек-рой категории. В. представляет динамич. поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.
В основе классификации В., так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в В. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. преобладающую роль, раличают зрит., слуховое, осязат., кинестезич., обонят. и вкусовое В. Обычно процесс В. осуществляется рядом анализаторов. Двигат. ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах В. Разл. виды В. редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды В. Напр., В. учеником текста включает такие его виды, как зрит., слуховое и кинестези-ческое. Основой др. типа классификации В. являются формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяются В. пространства, В. времени и В. движения.
Развитие восприятия и пути его воспитания. В. формируется в процессе жизнедеятельности человека, его активных взаимоотношений с предметами и явлениями окружающего мира. Элементарные формы В. начинают развиваться очень рано. Первоначально у младенца возникают малодифференцированные ощущения отд. свойств раздражителей (света, тепла, холода и т. д.). На 2-м мес жизни появляются отчетливые ориентировочные реакции, выражающиеся в определенной установке воспринимающих органов и полном или частичном торможении движений. Ребенок прислушивается к звукам и задерживает взор на предметах. В результате многократного сочетания разл. раздражителей и их подкрепления у ребенка начинают вырабатываться реакции на комплексные раздражители и на отношения раздражителей, на основе чего и возникает В. и узнавание ребенком окружающих предметов. Так, в момент кормления ребенок останавливает свой взгляд на лице матери, прислушивается к ее голосу, чувствует теплоту ее рук. Эти раздражители связываются друг с другом в единый образ матери, и ребенок вскоре начинает узнавать ее не только по виду, но и по голосу и даже по звукам ее шагов. В. у детей первоначально неразрывно связано с их предметными действиями и движениями. Видя к.-н. предмет, ребенок тянется к нему, ощупывает и передвигает его и, манипулируя таким образом, прослеживает взором контуры предмета и его отд. частей. В дальнейшем зрит. раздражения постепенно начинают вычленяться из предметного действия в самостоят. зрит. образы, в к-рых ощущения от движения рук заменяются ощущениями движения глаз по контурам и др. характерным точкам предметов. Т. о., действия ребенка с предметами лежат в основе развития В.
Характерной особенностью В. детей в дошк. возрасте является его эмоциональная обусловленность и вместе с тем объективная ограниченность и неполнота. Ребенок выделяет прежде всего блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, т.е. все то, что вызывает его эмоциональные и ориентировочные реакции, и в то же время не замечает других, менее ярких и эмоционально безразличных для него предметов. Из-за недостаточности жизненного опыта ребенок еще не может выделять в своем В. главные и существенные стороны предметов и абстрагироваться от второстепенных. Неполнотой жизненного опыта объясняется также и то, что при В. малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением (называнием) отд. предметов без связного описания и объяснения их значения; последнее становится возможным только при более полном ознакомлении с этими предметами. Однако вопреки мнению впервые отметивших этот факт исследователей (А. Бине, В. Штерн) сколько-нибудь строгих возрастных ос бен-ностей в этом отношении не наблюдается. Все зависит от того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы. Большие затруднения у детей вызывает В. пространств. свойств предметов, что может выражаться в неправильной оценке величины, формы и удаленности предметов, и особенно В. изображенных на картинах перспективы и движений. Очень неточным в этом возрасте является также В. времени, связанное у детей гл. обр. с их субъективными органич. ощущениями, потребностями в пище, сне, а в дальнейшем и с установленным режимом дня. Продолжительность же отд. промежутков времени очень неточно воспринимают даже дети 6—7 лет.
Большое влияние на формирование образов В. у детей оказывает речевое общение со взрослыми. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделять наиб. важные их особенности, в связи с чем В. у детей делается все более точным и полным и вместе с тем целенаправленным. Совершенствование действий В. (перцептивных действий) и овладение новыми типами таких действий обеспечивают прогрессивное изменение В. с возрастом — приобретение им большей точности, расчлененности и т. п. Планомерная работа по формированию этих действий у детей лежит в основе т. н. сенсорного воспитания. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, лепка, конструирование и т. п. В процессе этих занятий создаются благоприятные условия для развития различительной чувствительности анализаторов и все более тонкой дифференциации разл. свойств предметов. При нормальных условиях воспитания ребенок уже к началу шк. возраста достаточно правильно ориентируется в окружающих предметах и умеет целенаправление пользоваться В. в соответствии со своими потреоностями и интересами.
Дальнейшее развитие В. происходит у детей прежде всего в связи с обучением в школе. Начиная с мл. классов, проводится систематич. работа по развитию В., цель к-рой — не только расширение и уточнение наглядных знаний детей о предметах и явлениях действительности, но и воспитание определенных умений и навыков правильного В., развития наблюдательности. Этому особенно содействуют наглядность обучения, разл. лабораторные работы, экскурсии, наблюдения над явлениями природы и особенно непосредств. участие в посильной трудовой деятельности, к-рое в сочетании с уч. занятиями делает В. активным познават. процессом. Вместе с тем школа формирует эстетич. оценки худож. лит ры, живописи, скульптуры, музыки, развивая тем самым худож. вкус учащихся. Значит. влияние на развитие В. социальной действительности (взаимоотношений людей, политич. событий и т. п.) оказывают морально-нравств. позиции и мировоззрение лиц, чье мнение представляется ребенку авторитетным и значимым. Развитие В. (особенно в мл. классах) требует руководства со стороны учителей и воспитателей.
В пед. деятельности по развитию В. необходима макс, активизация В., с тем чтобы в нем участвовали не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус и особенно двигательные ощущения, возникающие при оперировании предметами. Большое значение имеют моделирование предметов, их зарисовки и схематич. изображения, позволяющие наглядно фиксировать особенности данных предметов. Для развития точности и обобщенности В. необходимы сопоставление предметов, установление сходства и различия между ними. Спец. задача политехн. обучения заключается в развитии В. точных пространств. отношений (расстояния, величины, формы предметов).
В наиб. полной мере развитие В. достигается при правильной организации наблюдения в процессе уч. и производств. работы учащихся. Определение задач, предварит. изучение объектов наблюдения по книгам, рисункам, фотографиям, разработка плана и, наконец, последующее описание и обсуждение результатов наблюдения — все это приводит к орга-нич. связи В. с практич. действиями и мышлением учащихся и тем самым является важнейшим средством развития их познават. деятельности.
Лит. Восприятие и действие, М., 1967; Венгер Л. А., Восприятие и обучение, М., 1969; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, [пер. с англ.], М., 1970; Величковс-кий Б. М., Зинченко В. П., Л у -p и я А. Р. Психология восприятия, М., 1973; Восприятие. Механизмы и модели, пер. с англ., М., 1974; Л и и д с с и П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. с англ., М., 1974; Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской, М., 1975; Эксперим. психология. Ред.-составители П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 6, М., 1978; Рок И., Введение в зрительное восприятие, [пер. с англ.], -кн. 1 — 2. М., 1980; Allport F. H., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. — L., [1955]; Gibson E. J., Principles of perceptual lea-rning and development, N. Y., 1969; Hochberg J. E., Perception, Englewood Cliffs (№. J.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
94.50 кб

Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки

Чалых Н. А.
Анализируются компоненты реализации восприятия личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки.
Читать PDF
237.67 кб

Влияние совместной физкультурно-спортивной деятельности в семье на восприятие детьми 5-6 лет внутрис

Гайдадина Ирина Ивановна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович
В статье представлено экспериментальное обоснование эффективности разработанной методики гармонизации детско-родительских отношений с преимущественным использованием средств физкультурно-спортивной деятельности.
Читать PDF
283.02 кб

Восприятие музыки детьми раннего возраста

Матвеева Раиса Александровна
В рамках данной статьи автор подчеркивая важность восприятии музыки как одного из основных видов детской музыкальной деятельности, показывает возможность успешных занятий с детьми в возрасте от двух до трех лет.
Читать PDF
85.49 кб

Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст

Смоляр А. И.
Читать PDF
84.84 кб

Зрительное восприятие учебного веб-ресурса

Тихонов Алексей Михайлович
Читать PDF
318.55 кб

Неправильные модели как восприятие реальности

Лыскова В. Ю.
Читать PDF
288.60 кб

Восприятие музыки один из важных аспектов развития детей дошкольного возраста

Феоктистова Елена Николаевна
Читать PDF
296.67 кб

Восприятие музыки -- один из важных аспектов развития детей дошкольного возраста

Феоктистова Елена Николаевна
Читать PDF
161.36 кб

Восприятие и анализ ранней лирики М. Ю. Лермонтова в 9-м классе (на примере образов ангела и демона)

Тихонова С. В.
Изучение взаимосвязи романтического и реалистического в русской литературе ХIХ в. актуальная задача для школы. В статье на примере ранней лирики М. Ю.
Читать PDF
67.79 кб

Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере

Фадеева Татьяна Юрьевна
В статье обосновано, что детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как объект высокого риска. Рассмотрены риски, встречающиеся в его воспитательной среде.
Читать PDF
105.51 кб

Анализирующее восприятие текста как условие обучения пересказу старших дошкольников с задержкой псих

Панченко Т. В.
Читать PDF
154.93 кб

Восприятие и воспроизведение в разных видах деятельности контрастных отношений в форме предметов мла

Нестерова Татьяна Владимировна
Читать PDF
367.70 кб

ПОЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ (1971–2011 гг.)

Томашевский Роман
Читать PDF
198.85 кб

Семантическое восприятие текста в процессе чтения младшими школьниками с дислексией

Мигурская А.А.
Читать PDF
0.00 байт

Будущее, которое мы создаем: конференция в Нагое и ее восприятие в России

Мазуров Юрий Львович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Восприятие аудиовизуальное

    audiovisual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами аудиовизуального повествования (событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементам
  • Беспонятийное восприятие

    восприятие, основанное на активизации подсознательного фактора, а значит интуиции, предчувствия, предвидения, озарения, достигаемых посредством нейтрализации мышления. Обучают этому в восточных
  • Читательское восприятие

    процесс отражения и переработки содержания книги в сознании читателя.
  • Чувственное восприятие

    отражение объективной реальности и ориентировка в окружающем мире.
  • Восприятие информации

    процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.
  • Восприятие медийное

    media perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами повествования (событиями, сценами, эпизодами); установления в них (художественных) зак
  • Радостное восприятие жизни

    жизненный принцип православного человека, состоящий в благодарении Бога за дарение жизни, за праздники воскресения и возвышения духа. Такое восприятие жизни, согласно православной педагогики, сл
  • Сенсорное восприятие

    целостное отражение предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Обладает свойствами избирательности и константностью.
  • Восприятие слуховое

    audio perception) – способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, зна
  • Восприятие визуальное

    visual perception) – способность человека к выявлению в медиатексте смысловых, образных взаимосвязей между единицами визуального повествования; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение
  • Восприятие зрительное

    (англ. visual perception). Совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Наряду со слуховым восприятием играет важней
  • Эстетическое восприятие искусства

    целенаправленное индивидуальное целостное восприятие художественных произведений как эстетической ценности, сопровождаемое эстетическим переживанием и приводящее к духовному подъему. Обусло
  • ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

    специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова.
  • ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

    специальные умственные действия по определению количества, последовательности и места слогов и звуков в слове.
  • ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

    совокупность процессов построения человеком целостного образа другого человека (включая не только его внешний облик, наружность, но и особенности его как деятеля, инициатора и «носителя» той или
  • ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

    отражение человеком целостного предмета, явления или ситуации.
  • ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

    Процесс построения субъективной модели осмысленного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного речевого сообщения на сенсорном уровне, выч
  • Восприятие в процессе чтения

    основной познавательный процесс приема и преобразования информации, при чтении текста от элементарно-аналитического восприятия к целостному, глобальному пониманию, отражение предмета в целом, в
  • ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ

    вид психологического тренинга; деятельность, направленная на углубление осознания индивидами самих себя и их отношений с другими людьми. Обычно осуществляется в малых группах, члены которых одно
  • Адекватность ощущения и восприятия

    инвариантность основных свойств субъективного образа, его соответствие конвенциональному описанию объекта. Неадекватный образ отражения, как, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с др