УПРАЖНЕНИЕ
многократное выполнение действия с целью его усвоения и закрепления.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Упражнение
многократно выполняемые действия, направленные на овладение знаниями, выработку умений и навыков. Необходимы по всем предметам, в том числе гуманитарным.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
УПРАЖНЕНИЕ
это многократное выполнение каких-либо действий для приобретения навыков и получения более совершенных умений. Бывают упражнения практических действий и интеллектуальные упражнения.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Упражнение
1) повторное выполнение действия; 2) вид учебных заданий, направленных на отработку умений и навыков деятельности по образцу; 3) метод воспитания, направленный на отработку умений и навыков поведения.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Упражнение
(1) – метод обучения и воспитания, направленный на формирование практических умений и навыков; (2) – способ многократного повторения действий и поступков учащихся, с целью выработки у них нравственных навыков и привычек поведения.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
УПРАЖНЕНИЕ
повторное выполнение действия с целью его усвоения. В рамках упражнения осуществляются все компоненты процесса учения (научения) – уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация [24, c. 153; 61, c. 158; 67, c. 416; 80, c. 715; 82, c. 816].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Упражнение
планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения качества его выполнения. У. занимает важное место в обучении, т.к. лежит в основе овладения какой-л. деятельностью, приобретения тех или иных навыков и умений.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Упражнение
как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, умений культурного поведения, разнообразной деятельности, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
Упражнение
метод воспитания военнослужащих, который предполагает такую организацию повседневной жизни, боевой подготовки, служебной и общественной деятельности, которая позволяет личному составу накапливать опыт правильного поведения; метод обучения военнослужащих, представляющий собой процесс сознательных, многократных, все более усложняющихся повторений изучаемых приемов и действий.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Упражнение
планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью его усвоения. Упражнение лежит в основе приобретения тех или иных навыков и умений. В различных условиях обучения упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения – уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнению и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
УПРАЖНЕНИЕ
повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, — либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнениям и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнения — основной метод профессионального обучения, с помощью которого в процессе изучения технических и специальных предметов у учащихся формируются умения практического использования полученных знаний. Упражнения предполагают многократные повторения определенных действий и являются эффективным способом закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
УПРАЖНЕНИЕ
повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компоненты процесса учения {научения) (уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в зависимости от достигнутой меры автоматизации в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.
Источник: Педагогический словарь
УПРАЖНЕНИЕ
метод учения. Упражнение заключается в многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков. Упражнение как метод учения в большинстве современных учебников педагогики, к сожалению, вообще не упоминается, т.к. считается, что этот метод уж слишком «репродуктивен» и устарел. Между тем упражнение – важнейший метод учения. Упражнения необходимы при обучении практически любой учебной дисциплине, при изучении любого курса, как в общем, так и в профессиональном образовании: при изучении родного и иностранного языков, предметов естественно-математического цикла (ведь то, что в обиходе называется «решение задач» в курсах математики, физики, химии и т. п. – это по сути упражнения, а настоящие математически, физические и другие задачи – это уже научные проблемы, научная деятельность), в трудовой и профессиональной подготовке. Ведь без упражнений, т. е. многократного повторения действий никаких умений и навыков сформировать невозможно. Внешне упражнения действительно выглядят как однообразное механическое повторение одних и тех же действий. Но это только внешне. На самом деле это активный самостоятельный поиск обучающимся оптимальных способов выполнения действий: умственных при решении учебных задач (упражнений) теоретического плана или сенсорно-двигательных при обучении практическим навыкам как в осознаваемых, так и в неосознаваемых компонентах действий. Другое дело – вопрос о рациональной длительности, продолжительности упражнений – когда требуемые действия полностью освоены, дальнейшее продолжение упражнений бессмысленно. Литература: [32].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
УПРАЖНЕНИЕ
Структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. С помощью У. обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе умственных действий. У. представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, предлагаемые для выполнения в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи. У. занимают важное место в обучении, так как лежат в основе овладения какой-л. деятельностью. Эффективность У. во многом зависит от методики их организации и проведения. Существенным условием эффективности У. является сознательная направленность упражняющегося на повышение качества деятельности. Из российских методистов первой уделила особое внимание разработке теории упражнений И. А. Грузинская (1958). Существуют многочисленные классификации типов У. (Ильин, 1975; Лапидус, 1970; Пассов, 1991 и др.). Одна из классификаций предлагает разграничивать понятия «аппарат упражнений» – совокупность всех существующих упражнений, образующих своеобразный «банк данных», и «система упражнений» – набор упражнений, предназначенных для формирования навыков и умений определенного уровня в рамках того или иного вида речевой деятельности (Изаренков, 1994). Наиболее распространенной является классификация У., которую предложил И. В. Рахманов (1980): а) по их назначению – языковые и речевые, рецептивные и репродуктивные, аспектные и комплексные, учебные и естественно-коммуникативные, тренировочные и контрольные; б) по характеру материала – У. в диалогической, монологической речи и т. п.; в) по способу выполнения упражнений – устные и письменные, одноязычные и двуязычные, механические и творческие, классные и домашние, индивидуальные, парные, хоровые1095 . У. подразделяются также в зависимости от вида речевой деятельности (см. аудирование, говорение, чтение, письмо), формы речи (см. устная речь, письменная речь) и аспекта языка (фонетические, лексические, грамматические).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
УПРАЖНЕНИЕ
планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического). с целью его усвоения. У. лежит в основе приобретения тех или иных навыков и умений. В разл. условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компоненты процесса учения - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, к-рые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. У. в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его - в зависимости от достигнутой меры автоматизации - в умение или навык. У. может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе У.
Эффективность У. во многом зависит от методики их организации. Повторное выполнение действий само по себе не совершенствует их выполнения. Плохой почерк человека, к-рый пишет каждый день, может даже ухудшаться. Можно много раз пытаться нарисовать линию заданной длины, но без ясного осознания того, что должно быть достигнуто, без контроля зрения и без учета сделанных ошибок нельзя научиться рисовать ее правильно. Чтобы У. было эффективным, оно должно удовлетворять определенным требованиям. Существенное условие эффективности У. - прежде всего сознательная направленность упражняющегося на повышение качества деятельности. У. требует знания правил выполнения действий, сознательного учета условий, в к-рых оно осуществляется, учета достигнутых результатов, понимания причин допущенных ошибок и путей их преодоления. Поэтому важное значение при У. имеют указания обучающего, сопровождаемые наглядным показом того, как надо выполнять данное действие, учет этих указаний обучающимся при последующих повторных действиях, а также самоконтроль обучающегося. Существенную роль для эффективности У. играет постепенный переход от овладения простым действием к выполнению более сложных действий, образующих определенную систему элементарных операций. В большой мере эффективность У. зависит от правильного распределения повторений во времени: повторные действия должны быть не слишком частыми (чтобы не вызвать утомления). и не слишком редкими (чтобы не разрушались уже образовавшиеся связи); вначале повторения должны быть более частыми, к конну обучения - более редкими. В результ&г У. уменьшается время, затрачиваемое на выполнение действий (в силу чего увеличивается продуктивность работы), уменьшается кол-во ошибочных действий и лишних движений (тем самым повышается качество работы), ослабляется переживание трудности выполняемой работы. Термин «У.» употребляется также для обозначения задания, даваемого с целью совершенствования в выполнении к.-л. деятельности. В особой специфич. форме У. используются в воспитательной работе (в практике нравств. воспитания).
Источник: Российская педагогическая энциклопедия