ЗАДАНИЕ
ЗАДАНИЕ
Письменная или устная инструкция по работе с учебными материалами. Является одним из средств обучения. Формулировки З. во многом определяют эффективность упражнений.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Задание
вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить к.-л. учебные (теоретические или практические) действия. Некоторые задание требуют активизации знаний и действий, другие – актуализации ранее усвоенного.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
ЗАДАНИЕ
item) (тестовое задание). Элемент теста, минимальная составляющая единица теста. В тестах, проверяющих понимание прочитанного, может быть несколько заданий (passage item). 3. создает определенную ситуацию для испытуемого и позволяет оценить уровень компетенции (предметной, языковой, речевой и т. д.) последнего. 3. формулируется, как правило, в форме утверждения, после ответа на которое оно превращается в истинное или ложное суждение. 3. должно отвечать следующим параметрам: быть максимально валидным, доступным по форме и содержанию для данного контингента испытуемых, обладать обучающей ценностью, быть проблемным, иметь оптимально среднюю длину, быть локально независимым (не допускается использование цепочечных, вытекающих одно из другого заданий), отвечать признаку предметной чистоты (не должны проверяться знания других дисциплин), должно быть недвусмысленным и исключать вводные (по-видимому, по вашему мнению) и иррелевантные (ненужные) слова и др. Форма предъявления стимула может быть вербальной и невербальной, наглядной (статическое или динамическое изображение). Основные типы тестовых заданий: завершение (заполнение пропусков в предложении, тексте), двойной (альтернативный) выбор «правильно-неправильно», группировка, сопоставление, интерпретация, исправление (редактирование) и т. д. 3. включает: 1) описание ситуации и характеристику типа задачи, 2) инструкцию по выполнению, 3) текст, или основу, 4) набор возможных ответов (в з. закрытой формы}. 3. различаются по форме предъявления ответов (з. закрытой формы, з. открытой формы) и по характеру производимых испытуемым действий (з. на установление соответствия, з. на установление правильной последовательности). Перечисленные формы з. называются также тестовыми методами, использующимися для конструирования тестов.
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
ЗАДАНИЕ
учебное – вид поручения педагога учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и практические) действия; систематическое выполнение З. обеспечивает усвоение учебного материала. Единой общепринятой классификации З. пока не существует (благодаря множеству функций З. она едва ли возможна). Содержание и объем З. определяются целями урока или системы уроков, ходом работы по темам учебной программы и необходимостью привлечения вспомогательных средств усвоения знаний. З. может предшествовать объяснению педагога. Большое место в процессе обучения занимают З., связанные с выполнением разнообразных работ после объяснения учителем нового материала. Они даются с целью самостоятельного осмысления и закрепления учащимися материала, сообщенного педагогом и содержащегося в учебнике. Система З. в учебном предмете обусловлена совокупностью действий, подлежащих усвоению (предметных, общепредметных и межпредметных) и программируемым качеством знаний.
Для выработки у учащихся навыков и умений используются З. на выполнение упражнений и решение задач. Эти З. располагаются по возрастающей трудности, обеспечивают повышение самостоятельности учащихся и помогают научить их пользоваться приобретенными навыками и умениями не только в специальных упражнениях, но и в жизни, в труде. Особенно важны З., способствующие развитию творческих способностей учащихся в различных видах деятельности (творческие сочинения, моделирование, конструирование, проблемные задачи, опытническая работа).
Принцип индивидуального подхода к учащимся требует дифференциации З. Например, ученикам, работающим более быстро, по окончании выполнения общего для всего класса З., дается дополнительное или одновременно предлагаются 3–4 варианта З., отличающихся при общем содержании разной степенью трудности. Учащиеся, отставшие от большинства в усвоении знаний по какому-либо разделу учебной программы, получают З., помогающие им ликвидировать пробелы (в дальнейшем они получают общие для всего класса З.). Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к какой-либо области знаний, получают З., рассчитанные на углубление, а в некоторых случаях и на расширение знаний, на решение более трудных познавательных задач.
На длительное время рассчитаны такие З., как наблюдение над изменением изучаемых предметов и явлений, подготовка сочинений, докладов, техническое конструирование и моделирование и т.п.
Для дифференциации З. необходим разнообразный дидактический материал. Для этой цели удобна картотека: карточки содержат формулировку цели З., текст упражнений и задач, чертежи и т.д., перечень необходимого раздаточного материала и оборудования для опытов и др. Одним из видов учебных З. являются домашние задания.
Обычно З. даются учителем, но могут быть и результатом инициативы учащихся, которые при изучении физики, математики, химии часто сами предлагают сконструировать тот или иной прибор, модель, вносят предложения о темах сочинений, уроков-диспутов, читательских конференций, вместе с учителем намечают тематику исследовательских работ по изучению природы родного края и т.д.
Лит.: Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980; Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.
Б.П. Есипов
Для выработки у учащихся навыков и умений используются З. на выполнение упражнений и решение задач. Эти З. располагаются по возрастающей трудности, обеспечивают повышение самостоятельности учащихся и помогают научить их пользоваться приобретенными навыками и умениями не только в специальных упражнениях, но и в жизни, в труде. Особенно важны З., способствующие развитию творческих способностей учащихся в различных видах деятельности (творческие сочинения, моделирование, конструирование, проблемные задачи, опытническая работа).
Принцип индивидуального подхода к учащимся требует дифференциации З. Например, ученикам, работающим более быстро, по окончании выполнения общего для всего класса З., дается дополнительное или одновременно предлагаются 3–4 варианта З., отличающихся при общем содержании разной степенью трудности. Учащиеся, отставшие от большинства в усвоении знаний по какому-либо разделу учебной программы, получают З., помогающие им ликвидировать пробелы (в дальнейшем они получают общие для всего класса З.). Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к какой-либо области знаний, получают З., рассчитанные на углубление, а в некоторых случаях и на расширение знаний, на решение более трудных познавательных задач.
На длительное время рассчитаны такие З., как наблюдение над изменением изучаемых предметов и явлений, подготовка сочинений, докладов, техническое конструирование и моделирование и т.п.
Для дифференциации З. необходим разнообразный дидактический материал. Для этой цели удобна картотека: карточки содержат формулировку цели З., текст упражнений и задач, чертежи и т.д., перечень необходимого раздаточного материала и оборудования для опытов и др. Одним из видов учебных З. являются домашние задания.
Обычно З. даются учителем, но могут быть и результатом инициативы учащихся, которые при изучении физики, математики, химии часто сами предлагают сконструировать тот или иной прибор, модель, вносят предложения о темах сочинений, уроков-диспутов, читательских конференций, вместе с учителем намечают тематику исследовательских работ по изучению природы родного края и т.д.
Лит.: Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М., 1980; Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.
Б.П. Есипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.