ИГРА

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Игра
вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ИГРА
один из видов деятельности, характерных для животных и человека, имитирует обстановку предметной и социальной действительности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Игра
свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

ИГРА
соревнование или состязание между участниками (детьми или взрослыми) по заранее согласованным, строго определенным правилам (условиям), направленным на достижение определенных общепринятых целей. См. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ИГРА
это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Игра
вид деятельности животных и человека. Детская И. – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности и усвоение социального опыта.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Игра
занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

ИГРА
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [24, c. 45; 26, c. 115; 67, c. 127; 80, c. 180; 82, c. 250].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ИГРА
особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике И. подразделяются на: дидактические, И.- драматизации, процессуальные, И. с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые и деловые И. См. также деловая игра.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ИГРА
один из видов деятельности, значимость к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, к-рые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Источник: Педагогический словарь

Игра
(1) – вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры; (2) – метод обучения и воспитания, связанный с моделированием условных ситуаций и ролей или иной действительности, функционированием в них обучаемых; (3) – форма организации обучения и воспитания, предполагающая коллективные, групповые, парные и одиночные игры.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ИГРА
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста И. – ведущий тип деятельности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Игра
метод, прием, способ, форма педагогической деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, самопознание, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Различают подвижные игры, игры на внимание, ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры по станциям, деловые игры, интеллектуальные игры, предметные игры (экономическая, экологическая т. п.), организационно-деятельностные и т. д.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ИГРА
форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными сопутствующими обстоятельствами. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Игра
(в воспитании) – это форма взаимодействия взрослых и детей, порождающая особую реальность, выделяющуюся из повседневности особым, присвоенным ее субъектами игровым пространством; особым, нелинейно протекающим игровым временем; особой, значимой для ее субъектов системой норм и ценностей, отраженных в игровых правилах; особой, сплоченной игровой общностью.
Игра создает среди ее участников особое напряжение, делающее данную реальность притягательной для ребенка, значимой и наполненной ценностными смыслами.
Игра имеет ряд важных для воспитания функций (по С.А. Шмакову): включения ребенка в культуру, его самореализации, приобретения им коммуникативных навыков, диагностики личности ребенка, терапии стрессовых состояний, коррекции поведения. См. также: Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. – М., 1994. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.  

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Игра
форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом, исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познаниеиусвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике и других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Грос. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию игры, исходя из её социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин,Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконинопределял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Игра
форма организации деятельности, которая осуществляется в условных ситуациях и направлена на освоение социального опыта. И. многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; она используется как отдых от труда, развлечение, забава; в ней высвобождаются творческие силы, не востребованные в учебной работе; она облегчает нам психологическую диагностику ребенка, позволяет определить его эмоциональное состояние, особенности темперамента, характера, интересы, склонности, направленность; она помогает регулировать и корректировать отношения между детьми и т.д. С. Шмаков определяет следующие педагогические условия организации детских И.: знание и понимание детьми содер жания, которое лежит в основе фабулы И.; наличие понятных для детей правил проведения И., ясное представление роли каждым участником И.; присутствие ситуаций преодоления препятствий; наличие элементов юмора, веселых недоразумений, путаницы. И. должна быть оборудована необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами. Сюжет И. должен быть конечен и настроен на выигрыш.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ИГРА
это особый вид деятельности человека, осуществляемый в рамках специально созданных сюжетов, правил, принципов. В И. в различной степени совмещается произвольность замысла и воспроизведение реальной жизни людей. Акмеология рассматривает И. как одну из форм воздействия на взрослого человека и группы людей в рамках образовательных систем и практической деятельности. И. способствует развитию человека как личности и как профессионала.
Применение И. для ускорения процесса формирования и раскрытия способностей человека позволяет превратить ее в особое средство акмеологических исследований и разработок. Это предполагает внесение в процесс конструирования игровых требований акмеологических закономерностей, проблем и ориентиров.
Первые игры (1979) показали, что общие требования человеку и деятельности могут быть реально воплощены за счет сочетания действий и применения критериальных систем в организации рефлексивных процессов на общем фоне игрового моделирования деятельности, мышления и общения.
Типы И.:
- деловая И.;
- И. по правилам;
- И. ролевая;
- Игровая психотерапия;

Источник: Акмеологический словарь

Игра
вид деятельности, предназначенный для отдыха и забав. Игра имеет свои правила, протекает в строго заведенном порядке, но своей цели не имеет, хотя ради цели может использоваться. Сущность любой игры – это подражание природе, взрослой жизни человека. В игре человек устремляется к реальности, но в то же время он свободен от нее, что и позволяет ему свободно творить. В игре, по крайней мере, у ребенка возникает первый опыт свободы. Любая игра содержит в себе противоречие: играющий все время пребывает в двух формах - действительной и условной. Эта двойственность игры сделала ее полифункциональной. В педагогике игра стала использоваться и как форма развития у детей специфического и типового поведения, и как метод воспитания творческости. Первые игры возникли еще в первобытном обществе, они носили символический характер. Были игры в мяч, символизирующий солнце, в «небо и ад», в охоту, в дочки-матери и др. С помощью игр детьми осваивались взрослые функции, а взрослыми – отпугивались силы зла и притягивались – силы добра. Позднее появились игры настольные, спортивные, организационные и др. Игры стали целенаправленно использоваться для развития человека (развивающие дидактические игры), для отдыха, для физического совершенства, для социализации, для имитации и т.д. Современная наука и практика высоко оценивали роль игры в человеческой жизни и обучении. В России накоплен колоссальный банк игр почти на все случаи жизни для их коллективного и индивидуального использования в любом возрасте, с самыми разнообразными целями.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Игра
один из видов деятельности, способ воспроизведения действий и социальных отношений в особой условной форме. У дошкольников И. является ведущей деятельностью. Детская И. обеспечивает моделирование отношения между взрослыми, кото рые фиксируются через систему ролей. Взяв на себя выполнение определенной роли, ребенок начинает подчинять свое поведение правилам, переходя от импульсивности к осознанному контролю за своими действиями. Произвольность как новое качество психических процессов и поведения является очень важным, в особенности в контексте предстоящей дошкольнику в ближайшем будущем учебы в школе. Развивающий потенциал детских И. очень существенен, поскольку игра как сложная групповая деятельность вовлекает в свое осуществление кругозор, активный словарь коммуникативные и организаторские способности ребенка, его мотивы и интересы, познавательные процессы (в первую очередь, воображение), нравственные качества, социально-ролевое поведение и т.д. К основным разновидностям детских И. относятся: предметная игра (воспроизведение ребенком предметных действий взрослого, которые он наблюдает и стремится повторить), игра с правилами (поведение участников регламентировано заранее установленными правилами), игра-упражнение (позволяет тренировать отдельные действия, психические процессы и произвольно их контролировать), сюжетно-ролевая игра (воспроизведение социальных отношений «мира взрослых»). И. широко применяются для обучения детей и взрослых. Дидактические И. являются основной формой обучения дошкольников. В профессиональном обучении взрослых в качестве метода активного обучения используются деловые И.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ИГРА
Один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности. На занятиях по языку является формой деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения. Имеет большое значение в формировании личности, особенно в детстве и отрочестве. На занятиях по языку рекомендуется в качестве источника повышения эффективности обучения. В И. как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, а также одновременное эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности. И. способствует усвоению знаний и приобретению речевого опыта не по необходимости, а по желанию самих учащихся. И. вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, повышая интерес к самому учебному предмету. И. становится орудием как обучения, так и воспитания, требуя от участников большого умственного напряжения. Различают такие виды игр, как игры-манипуляции предметами, игры-состязания, игры физического характера, игры с использованием изобразительной наглядности, игрыинсценировки, сценарные игры. На занятиях по языку особенно популярны ролевые игры. Д. Б. Эльконин определял И. как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей И. является роль. И. по иностранному языку классифицируются следующим образом: по цели (языковые, речевые); по способу выполнения (устные, письменные, ролевые, имитативномоделирующие и др.); по уровню сложности (репродуктивные, творческие); по количеству участников (индивидуальные, групповые, парные, фронтальные); по типу задач (оперативные, тактические, стратегические) (Конышева, 2006; Сергеева, 2001).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ИГРА
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Игра детская — сущностный элемент жизнедеятельности ребенка, направленный на усвоение социального опыта. В И., как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста И. – ведущий вид деятельности.
Игра педагогическая — вид деятельности и форма организации обучения, воспитания и развития учащегося в условных ситуациях. Своеобразие данного вида деятельности заключается не в результатах, а в самом процессе, ведущем к психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармонизации отношений, умственному, нравственному и физическому воспитанию.
Игра деловая — педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях ознакомления и выбора способов жизнедеятельности и принятия решений.
Игровое взаимодействие — организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общности, в которых систематически осуществляется воздействие на объект совместной творческой деятельности (игры), имеющее целью вызвать определенные изменения в существующей действительности. Игровое взаимодействие в детских объединениях обычно проводит к становлению новых норм отношений, принципов поведения, ценностных ориентации участников игры, побуждает к самоанализу и рефлексии.
Игрушка — условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме; одно из важных средств воспитания и обучения.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ИГРА
форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. И. изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и других науках. Попытку систематического изучения И. первым предпринял в конце 19 в. немецкий ученый К. Грос. Немецкий психолог К. Бюлер определял И. как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в И. выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию И., исходя из ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая И. с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определял ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Единицей И. и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. В И. происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью И. является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной И. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект И. Элементы игровой деятельности используются в процессе обучения (см.Деловые игры, Дидактические игры, Компьютерные игры). См. также Деловые игры, Образование, Образовательные технологии, Ранний детский возраст

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ИГРА
один из видов активности человека и животных, по определению А. Н. Леонтъева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Это исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Возникновение И. связано с появлением сложных форм разделения труда и является следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. В отечественной науке теорию И. в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др. Основными компонентами И. являются: роль, игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В И. также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в И. отношения между взрослыми. И. обычно носит групповой характер. И. проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная И., когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. 3атем на первый план выходит И. сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется И. с правилами. С началом обучения в школе роль И. в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные И. с правилами – интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем. В процессе обучения важное значение имеют дидактические игры (см. также Уроки игровые, Игра ролевая) (Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – С. 366–392; Российская педагогическая энциклопедия: В. 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – С. 242–243). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

Игра
вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе". Как и ритуал, игра представляет собой существование в некой виртуальной реальности, в которой знак и объект полагаются тождественными. Священный ритуал и праздничное состязание - вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра в игре. Состязание, как и любую другую игру, следует считать до некоторой степени бесцельным. Исход игры либо состязания важен лишь для тех, кто в качестве игрока или зрителя включается в игровую сферу и принимает правила игры. С игрой связано понятие выигрыша, отсутствующее в одиночной игре и вступающее в силу только тогда, когда игра ведется одним против другого либо двумя противными партиями. Значение превосходства, завоеванного в результате выигрыша, имеет тенденцию разрастаться в иллюзию превосходства вообще. А с этим значение выигрыша выходит за рамки данной игры. Завоеванный в игре успех легко переходит с отдельного человека на целую группу. В играх-состязаниях в игровом инстинкте далеко не в первую очередь проявляется жажда власти или воля к господству. Первичным является стремление превзойти других, быть первым и на правах первого удостоиться почестей. Анализируя творчество Хейзинги, отечественный культуролог П.С.Гуревич перечисляет следующие черты игровой деятельности, важные для становления человеческой культуры. Игра необходима индивиду как биологическая функция, играют животные, играют маленькие дети. В архаическом обществе те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), принимают игровую форму. Прежде, чем древний человек научился изменять окружающую среду посредством труда, он сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Проиграв проекты собственной фантазии, проделав манипуляционные движения с вещами обихода в воображаемой ситуации, архаический человек проецирует движения заново уже в реальной, рабочей ситуации. Социуму игра нужна в силу заключенного в ней смысла. Культура первоначально разыгрывается. От игр животных культура как игра отличается человеческим смыслом символов и текстов, задействованных в культурных феноменах. В качестве выигрыша человек, в отличие от животных, использует общественное признание. Даже в тех играх, которые люди ведут наедине с самими собой, не посвящая других в содержание этих игр, выигрыш или проигрыш признается внутренним идеалом, сформированным под воздействием социума. Исследование игры , проведенное Хейзингой, ведется через рассмотрение экзистенциальных проблем человека. Американский аналитик Э.Берн подходит к проблеме игры с практических позиций. Сущность игры, по Берну, сводится к следующему: "Игра - это последовательность взаимодействий между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох), и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш)".

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ИГРА
вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Особенности игры:
1. Всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение. Ребенок или животное играют потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. Во всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И лишь когда игра смыкается с исполнительскими искусствами (театр, исполнение музыкальных произведений и т. д.) или спортом понятия должествования, задания, обязанности привязываются к игре.
2. Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во врéменную сферу деятельности. Даже малый ребенок знает, что играет лишь «как будто» взаправду, что все «понарошку». Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как врéменное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.
3. Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. Кроме того, любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, материально или только идеально, преднамеренно или как бы само подразумеваясь. Арена цирка, игральный стол, сцена, киноэкран, шахматная доска – все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть «отчужденная земля», обособленные, выгороженные, освященные территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила.
4. Игре свойственно эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. В азартной игре и в спортивном состязании они достигают крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он одержим желанием выиграть.
5. У каждой игры свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой врéменного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир».
6. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» – «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому».
7. Одной из особенностей игры является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, наверное, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью.
8. Игра порождает игровые ассоциации людей: дворовые команды, клубы, неформальные объединения болельщиков и т. д. и т. п. Объединяющее партнеров по игре чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, – это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени. Как видно, из этих восьми выделенных особенностей игровой деятельности, игра стоит обособленно, обиняком от всех других видов человеческой деятельности. Причем, если обратиться к типам организационной культуры, то игровая деятельность строится, в основном, в рамках наиболее древней – традиционной культуры. За исключением, пожалуй, сложноорганизованных игр с большим числом участников, когда организация игры уже носит черты проекта, точнее, сочетает в себе элементы традиционной и проектно-технологической культуры. Литература: [30].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ИГРА
общенаучное понятие, в том числе, философии образования, отражающее одну из основных форм человеческой деятельности и общения; необходимый аспект социализации и индивидуализации личности. Специфика игры проявляется в специфической форме активности человека, при которой она направлена на условное моделирование той или иной ситуации или деятельности, заданной заранее известными правилами. Игра — это и творческая, свободная и самостоятельная деятельность ребенка с игрушкой, в которую ребенок вовлекается как целостный индивид: в игре востребованы память, интеллект, воля, речь, проявляются нравственные и эстетические ценности. В философии образования игровая деятельность имеет особое значение, поскольку и в онтогенезе, и в филогенезе это первая, исходная и основная форма культуры, содержательно задающая вход человека в социальный мир и влияющая на самоидентификацию, развитие самосознания и мироотношения человека, характер освоения им мира природы, общества, культуры. Благодаря освоению символических смыслов игры, человек практически осваивает многомерность смыслов, словарей символов и текстов родной и мировой культуры. Игра — основная форма деятельности ребенка, однако она сопутствует всему процессу развития и жизни человека, вплетаясь во все, в том числе в бытовые формы культуры. Основные функции игры в образовательном пространстве: познавательная, ценностно-ориентационная, критическая, практически-преобразовательная. Типологии игры различаются по разным основаниям: детские и взрослые; спортивные, настольные, обучающие, деловые. В последние десятилетия XX века получили развитие деловые игры, в которых на основе поставленных и отрефлексированных целей в игровой форме осуществляется моделирование или имитация реальной познавательной, социальной, культурной или экономической ситуации. В ней каждый участник играет определенную роль и выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. В настоящее время деловые игры широко используются для отработки этапов, методов и средств практического обучения, служат инструментом познания новых норм поведения, освоения процессов принятия решений в той или иной области. Проблема игры в философии образования имеет междисциплинарный характер, хотя долгое время она исследовалась в рамках узко педагогических и психологических подходов; включает философско-мировоззренческий, культурологический, философско-антропологический, эстетический, этический, этнологический, аудиовизуальный и другие аспекты. Как универсальную форму деятельности, игру впервые исследовал выдающийся нидерландский историк культуры и философии, профессор Гронингенского и Лейденского университетов И. Хейзинга (1872-1945), чей труд стал основой нового игрового подхода к культуре и образованию. Однако еще в XVIII в. в философии И. Канта и Ф. Шиллера игра стала предметом специального анализа, в котором она выступила в своей самоценности, самодостаточности как выражение свободы и эстетического самовыражения личности. В XX в. игра оказывается главным предметом философско-герменевтического осмысления в романе немецкого писателя Г. Гессе «Игра в бисер», где она толкуется как универсальное средство приобщения к тайнам и глубинам духовной жизни и культуры. Однако утрата связи с жизнью, по мысли писателя, приводит к гибели игры. Системообразующую роль в философии образования должна занять гуманистически ориентрующая аксиология игры — (греч. - ценность) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием игры как системы ценностей — смыслообразующих оснований, задающих направленность и мотивированность игровой деятельности, ориентирующая личность к нравственным действиям и поступкам. В XX веке впервые возникает игровая индустрия — производство в особо крупных масштабах товаров, предназначенных для игрового процесса и досуговой деятельности. Она имеет противоречивый характер, поскольку предполагает, с одной стороны, инновационные возможности для развития познавательной активности, творчества, памяти, внимательности, ловкости, а с другой стороны, на практике часто реализуется в формах, блокирующих выявление субъективности и индивидуальности и делающая ребенка или взрослого придатком игросферы, встраивая его в логику игрового автомата или заранее заданной программы. В игровой индустрии получили широкое распространение новые понятия, например, квест — задание в игре, за выполнение которого даётся награда (монеты, очки и т.д.): при этом задание может быть связано как с тем, чтобы бросить кольцо в вулкан, так и с тем, что часто встречается, чтобы убить кого-то. Распространение получило понятие «Бот» — программа, автоматически выполняющая действия на компьютере вместо людей, однако это и люди, которые по своему поведению не отличимы от программ, имитирующих деятельность человека в Сети. Следствием широкого распространения игровых автоматов стал феномен игромании — патологической склонности ребенка или взрослого к азартным играм, которые становятся доминирующей формой деятельности в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. Такие формы патологии, ведущие к нарушению как физического, так и психического здоровья обусловлены развитием компьютерных игр — особых программ, служащих для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре; иногда программа и сама выступает в качестве партнёра. Особую опасность для развития ребенка представляют так наз. игры-стрелялки, в которых игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне. После достижения заданных целей игрок переходит на следующий уровень. Наиболее популярными «стрелялками» являются Quake, Соunter-Strike и другие. Содержательность новой гуманистической философско-образовательной парадигмы игры должна быть развита на основе не информационно-технологической, а освоения органической целостности природы игры, природа и логика которой способны отражать органическую целостность мира природы и культуры и соответствовать социально-экологическим критериям, готовить ребенка к созидательной деятельности и ответственности за будущее — своё, своей семьи, народа, общества. Э.В. Баркова

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ИГРА
игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека. В онтогенезе животных И. является одной из форм развития специфич. типов поведения.
Согласно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер), И. возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование; образуется избыток энергии, к-рый и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямого отношения к борьбе за существование. Спенсер дополнил эту теорию указаниями на подражание как источник И. и на упражнение как ее функцию. Предметом спец. исследования И. животных и человека стала впервые в работах К. Гроса (1899). И., по данным Гроса, возникает только у тех животных, врожденные инстинктивные формы поведения к-рых оказываются недостаточными для приспособления к изменчивым условиям существования; для них И. и есть такая форма жизнедеятельности, в к-рой происходит предварит. приспособление инстинктов к будущим условиям борьбы за существование. Грос. считал И. формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит назв. «Теория предупреждения». Существенную поправку в теорию Гроса внес К. Бюлер, к-рый считал, что стремление к И., к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самой деятельности. Такое удовольствие он называл функциональным, а И. определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую. Др. аспекты И. выделил голл. зоопсихолог Ф. Бейтендейк (1933). Он выделил 4 осн. особенности И., связывая их с характерными чертами поведения, свойственными дет. организму: ненаправленность движений; импульсивность; аффективная связь с окружающим; робость, боязливость, застенчивость. Анализируя возникновение И. в ходе эволюц. развития, он пришел к заключению, что И. распространена только у плотоядных животных, являющихся прирожденными охотниками, а из травоядных — только у обезьян, к-рых сближает с охотниками то, что формой добывания пищи у них служит схватывание предметов. Бейтендейк пришел к выводу, что И. всегда связана с к.-л. предметом, к-рый содержит много новизны и сам как бы играет с играющим. В противоположность Гро-су Бейтендейк считал, что в основе И. лежат не отд. инстинкты, а более общие влечения, находящиеся за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению. В признании первичности этих влечений Бейтендейк следует за 3. Фрейдом, считавшим всю жизнь и деятельность проявлением изначальных биол. влечений. Грос. и Бейтендейк, при определенном различии подходов, рассматривали И. животных как внеш. выражение глубинных инстинктов или влечений и отождествляли И. животных и человека. Они не видели качеств, отличия ребенка, развивающегося в обществе и усваивающего обществ. опыт, от детенышей животных, лишь приспосабливающихся к условиям существования благодаря наследственно-фиксир. видовому опыту. Особый интерес представляет иссл. Ж. Пиаже (теория преобладающего влияния И. на развитие дет. интеллекта, 1945), рассматривавшего И. (в связи с развитием символич. функции) как деятельность, в к-рой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эгоцентрич. позицией.
В отеч. марксистской лит-ре вопрос. о происхождении и содержании И. был поставлен Г. В. Плехановым. Игра, указывал он, есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». Плеханов считал, что И. возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. Необходимость ист. исследования для построения полноценной теории И. подчеркивал Е. А. Аркин. Разработкой теории И., выяснением ее социальной природы, внутр. структуры и значения для развития ребенка занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Иссл. путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне ист. развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии дет. И. На ранних ступенях развития общества, когда осн. способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, И. не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в спец. подготовке будущего охотника, скотовода и т. п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы, пращи, арканы и т. п.), являющиеся точными копиями орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли И.- у п-ражнения. Дет. орудия увеличивались вместе с ростом детей, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответств. и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют И.-упражнениям детей, над к-рыми надстраиваются И.-с оревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и обществ. смотром достижений детей.
С усложнением орудий труда и дальнейшим разделением труда в обществе дети постепенно исключаются из недоступных для них сфер производств. деятельности. Сложные орудия труда при уменьшении их размера для детей теряли свои осн. функции, сохраняя лишь внеш. сходство. Это привело к появлению сначала изобразит, игрушек, а затем игрушек, лишь напоминающих предметы, с к-рыми действуют взрослые. Возникает сюжетно-ролевая (или сюжетная) И. (см. Детские игры), в к-рой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую к.-л. действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в осн. чертах обществ. отношения и трудовую деятельность взрослых. В ролевой И. воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение обществ. отношений и трудовых функций.
В индивидуальном развитии совр. ребенка И. имеет огромное значение. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. И. есть практика развития ребенка, ведущая деятельность в дошк. детстве. Ист. развитие И. не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая И., служащая важнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошк. возрасте. В ролевой И. ребенок отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения между ними в специально создаваемых им самим условиях. Характерную особенность игровых условий составляет замещение реальных предметов, с к-рыми действуют взрослые, игрушками, что имеет существ, значение для выделения ребенком социальных отношений между людьми. Ролевая И.— форма моделирования ребенком социальных отношений в тех проявлениях, к-рые ему доступны, и тем самым — их выделения. В этом заключается ее осн. функция и значение для развития личности ребенка в детстве. Содержание ролевой И. имеет важнейшее воспитат. значение. На это указывал уже И. М. Сеченов. Свою особу он ассоциирует со всеми проходящими через его сознание героями и со всеми их свойствами, сначала, разумеется, чисто внешними Сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить все его свойства; а потом путем анализа любить, как говорится, только последние. Здесь вся моральная сторона человека» (Избр. произв., 1953, с. 106). Значение содержания И. для воспитания неоднократно подчеркивал К. Д. Ушинский: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека» (Собр. соч., т. 8, 1950, с. 439—40). Значение И. как важного средства воспитания формирующейся личности всегда подчеркивалось в сов. иед. теории.
Содержание ролевой И. реализуется ребенком во взятой им на оебя роли. Всякая роль содержит определенные правила поведения. Подчинение им составляет важнейший момент всякой ролевой И. С подчинением правилам связано удовольствие, к-рое получает ребенок в И. Эту связь впервые подчеркнул Выготский в форме парадокса: «Ребенок в игре плачет как пациент и радуется как играющий». Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется не привлекательностью ситуации, а правилами роли. Тем самым во всякой ролевой И. обязательно присутствует борьба с непосредств. импульсами, необходимость подчиняться взятой на себя роли, формируются формы произвольного поведения.
Весьма важно, что часто И. носит коллективный характер. Коллектив играющих детей выступает по отношению к каждому отд. участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой на себя ребенком роли. В коллективной И. создается дет. сообщество, хотя и воспроизводящее жизнь взрослых, но живущее как самостоятельный, в известном смысле само деят. коллектив. Возникающие в ходе И. собственно игровые отношения и отношения по поводу И. оказывают своеобразное влияние на личность ребенка, в частности на развитие речи и навыков общения. Ролевая И., возникшая как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире, преобразует эту потребность в конкретную ее форму — осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую. Поэтому И. имеет важное значение для формирования социальных потребностей ребенка, в частности для формирования готовности к шк. обучению.
Действия ребенка с заместителями реальных предметов в ходе развития И. сокращаются и становятся все более обобщенными, превращаясь в действия со значениями предметов. Это является существ, предпосылкой к формированию собственно умственных действий с опорой не на предметы, а на слова, являющиеся носителями предметных значений и, следовательно, важной предпосылкой перехода к собственно речевому мышлению. Уже в дошк. возрасте появляются и др. формы И., в частности И. с правилами, специально создаваемые взрослыми или передающиеся из поколения в поколение. Разнообразные дидактич. и подвижные И. способствуют развитию восприятия отд. вещей, наблюдательности, формированию обобщений и др. сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости и т. д.
В младшем шк. возрасте И. и ее роль в развитии постепенно отодвигается на второй план. Ведущей деятельностью ребенка становится учение. Ролевые И. приобретают иное содержание.
Большое распространение изучение игр и игровой деятельности получило за рубежом. Внимание ученых привлекают фундаментальные иссл. И. Хейзинги, Р. Кайуа, Ж. Жироду и др. о месте игрового феномена в культуре, в развитии цивилизации.
Сложности игрового феномена, многообразию игровых элементов в жизни детей соответствует множественность теоретич. подходов и рекомендаций. Наряду с когнитивной теорией Пиаже большое распространение имеет подход, предложенный Ш. Бюлер, выдвигающей на первый план развитие в игровой деятельности сенсомоторных процессов, а также концепция аффективного (эмоционального) значения игры Дж. Леви. Ведется поиск общей теории, способной объединить оба подхода.
В иссл. Ж. Шото и Р. Коэй прослеживается возрастная динамика игрового поведения детей. Так, данные Коэй (1985) подтверждают, что в игровом поведении ребенка дошк. возраста по-прежнему преобладает имитационная (сюжетно-ролевая) И. Кульминац. фаза строит.-конструктивной И. приходится на детей пяти лет, а уд. вес предметно-манипулятивной имитац. игры остается одинаково высоким у детей от 3 до 9 лет. В то же время в сравнении с данными М. Вилика (1936) совр. ребенок значительно больше, чем его сверстник 50 лет назад, играет в И. с предметами, предпочитая те, к-рые стимулируют подвижную И.
Разрабатываемые за рубежом программы приобщения детей к И. касаются в основном решения 3 задач: поощрение спонтанной И., включение в И. символики, стимулирование умственного развития. Вопросы социальной детерминации игровой деятельности ставятся узко — как влияние микросреды. Характер обществ. ценностей и идеалов не учитывается.
Внимание заруб. исследователей привлекает само деят. характер дет. И. как явление, доступное пед. влиянию. Описываемая через понятие «внутренний контроль поведения» само деят. И. предполагает овладение игровой стратегией, игровыми навыками, умением вести И. интенсивно и планово, проявлять свободную фантазию и подчиняться правилам реальной жизни (действовать в двух планах — реальчом и воображаемом: К. Бюлер, 1930; Деси, 1975, и др.).
Важное место отводится влиянию игровых групп на стимуляцию развития детей. Опираясь на иссл. Пиаже, Выготского, Эльконина, Дж. Ныосона и Э. Ньюсона и др., Коэй делает вывод, что возможность игрового общения со сверстниками оказывает огромное влияние на усвоение навыков социального поведения и стимулирует умственное развитие детей. В этой связи вызывают тревогу данные об уменьшении частоты совм. И. детей в 80-х гг. по сравнению с 40-ми гг. (К. Варне, 1971).
В США, Великобритании, ФРГ, Японии и др. выходят ежемесячные и ежеквартальные журналы, массовыми тиражами издаются пособия по И. Созданы Междунар. ассоциация в защиту дет. игры (Стокгольм), Междунар. совет по дет. И. и игрушкам.
Лит.: Плеханов Г. В., Письма без адреса. Письмо третье, Соч., т. 14, М., 1925; Аркин Е. А., Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Леонтьев А. Н., Психол. основы дошк. игры, в его кн.: Избр. психол. произведения, т. 1, М., 1983; У ш и н с к и и К. Д., Человек как предмет воспитания, т. 1, Соч., т. 8, М., 1950; Эльконин Д. Б., Психология игры, М., 1978; Выготский Л. С., Игра и ее роль в психич. развитии ребенка, ВП, 1966, № 6; Вопросы зоопсихологии, этоло-гии и сравнит, психологии, под ред. К. Э. Фабри, М., 1975; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele der Menschen, Jena, 1899; его же, Das Seelenleben des Kinders, В., 19?3 (в рус. пер,— Душевная жизнь ребенка, К., 1916); В u-h l e r K., Die Krise der Psychologie, Jena; B u у t e n d i j k F. J., Wesen und Sinn des Spiels, B., 1934; Piaget J., La forma-tion du Symbole chez lenfant, Nchat.— P., 1946; HuizingaJ., Homo ludens. A study of the playelement in culture, Boston, 1955; K o o i j R., G r o o t R., Thats all in the ca-me: theory and research, practice and future of childrens play, Rheinstetten, 1977; Hans J., The play of the world, Amherst, 1981; Kreuzer K. J. (Hrsg.), Handbuch der Spielpadagogik, Bd 1—2, Dusseldorf, 1983; С ha n an G., Francis H., Toys and games of children of the world, Barcelona — P., 1984.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.37 мб

Обучающая игра в развитии профессиональных компетенций студентов-международников: на примере имитаци

Литвинова Т. Н.
В статье представлена обучающая игра «Внешняя политика государства», разработанная автором в 2002 году; рассматривается методика и практика ее использования в преподавании специальных дисциплин студентам-международникам в Дальнево
Читать PDF
259.94 кб

Деловая игра как технология формирования управленческих умений учителя

Мезина О. Н.
Статья содержит описание технологии игрового моделирования, применяемого в практике повышения квалификации педагогов в части формирования управленческих умений.
Читать PDF
163.45 кб

Деловая игра как метод формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации

Швецов И. И.
Читать PDF
328.29 кб

Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам

Чичко Юлия Валерьевна
Рассмотрена методика преподавания экономических дисциплин. Исследована совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Дана характеристика игрового метода обучения.
Читать PDF
304.68 кб

Семинар деловая игра с использованием групповых форм работы курсантов

Скляренко И. С.
Читать PDF
5.62 мб

Подвижная игра как форма и метод в физическом воспитании учащихся

Малков Владимир Васильевич
Читать PDF
528.90 кб

«Образование 2. 0»: игра в будущее

Наумов Александр Рудольфович
Читать PDF
253.54 кб

Деловая игра «Суд» на занятиях по дисциплине «Авторское право»

Евдокимова Людмила Алексеевна
Читать PDF
145.40 кб

Дидактическая игра как средство социализации личности старшеклассника

Задоя Л. А.
На основе результатов, полученных в ходе диссертационного исследования по изучению практики преподавания обществознания в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в данной статье показана роль дидактических игр, через кото
Читать PDF
160.31 кб

Глоттодидактическая драма: игра в жизнь

Железняк Е. А.
Раскрывается дидактический потенциал драмы как методико-воспитательной технологии при обучении польскому языку как иностранному.
Читать PDF
385.96 кб

Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников

Акулова Елена Федоровна
Доказано, что структура дидактической игры может содержать следующие компоненты: этапы освоения действий наглядного моделирования, уровни сложности проблемной ситуации, способ организации взаимодействия детей, характер вопросов вз
Читать PDF
122.37 кб

Деловая игра как условие развития личности старшего школьника

Никулина Лариса Павловна
В статье рассматриваются принципы игровой деятельности и их соотношение с основными новообразованиями личности старшеклассников, доказывается возможность и необходимость использования деловой игры при обучении старших школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Игра как средство экологического образования младших школьников

Доронина М. А.
Читать PDF
2.54 мб

Народная игра как средство физического воспитания школьников

Кыргыс Эдуард Ким-оолович, Ооржак Светлана Янчаповна
Читать PDF
0.00 байт

Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников

Смирнова Л. Е.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОДИ - организационно-деятельностная игра

    воспроизводящая или конструирующая модель взаимодействия персонажей, участвующих в рамках организации, сообщества и т.п. в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельнос
  • ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

    метод воссоздания многопозиционно-деятельностных отношений на основе сценического моделирования профессиональной деятельности в проблемной форме коммуникации, рефлексии и мышления (О.С. Аниси
  • деловая игра

    форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.
  • УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА

    форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности в процессе обучения и тем самым моделирование более адекватных по сравнению с традиционным обучени
  • УЧЕБНАЯ ИГРА, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА

    игра, специально предназначенная для целей обучения; соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами), направленными на достижение оп
  • Любовь-игра

    влечение, вызывающее взаимный интерес сторон, но не достигающее высокого накала;
  • Игра сюжетная

    ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок.
  • ИГРА ДЕТСКАЯ

    важнейшее средство воспитания детей,имеет разновидности: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (дидактическая).
  • ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ

    форма воссоздания социального содержания профессиональной деятельности на основе организации коммуникации в качестве моделируемой практики (О.С. Анисимов).
  • Игра предметная

    детская игра с окружающими предметами, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению.
  • Игра ролевая

    совместная групповая игра, в к-рой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.
  • Игра символическая

    реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
  • БАНКА – игра

    О с. Кундравы Чебаркульского р-на Челябинской обл. в 1999–2002 гг.: «Игра “банка”. Чертилось четыре горизонтальные полосы на расстоянии примерно полутора метров, они подписывались буквами “В” (валет
  • Честная игра

    является позитивной концепцией, ее первые положения были сформулированы Пьером де Кубертеном. Ч.и. рассматривается в качестве образа мышления, а не просто способа поведения. Она включает нечто бо
  • Игра-драматизация (игра ролевая)

    один из элементов психодрамы – исполнение ее участниками различных ролей значимых для них в реальной жизни.
  • Игра коллективная

    метод воспитания, способствующий организации жизни и деятельности участников путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводят
  • ИГРА ОРГАНИЗОВАННАЯ

    игра, основанная на соблюдении определенных правил.
  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

    специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
  • ИГРА КОМПЬЮТЕРНАЯ

    разновидность игр, в которых компьютер выполняет роль ведущего или партнера по игре, а игровое поле и возникающие по ходу игры игровые ситуации, как правило, воспроизводятся на экране дисплея или
  • Игра учебная

    метод обучения, основан на воспроизведении опыта определенной деятельности. В отличие от обычной игры, учебная ориентирована на достижение дидактической цели. Ребусы, кроссворды, лото, викторины