ИГРА ДЕЛОВАЯ
форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Деловая игра
метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
деловая игра
средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
ИГРА ДЕЛОВАЯ
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ДЕЛОВАЯ ИГРА
метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.
Источник: Педагогический словарь
Деловая игра
педагогический метод моделирования различных управленческих, производственных и учебных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
форма воспитания, предусматривающая упрощенное воспроизведение детьми ситуаций, имитирующих реальные профессиональные и предпрофессиональные ситуации в игровой форме.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
Игра деловая
метод имитации совместной деятельности людей, используемыйв обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
ИГРА ДЕЛОВАЯ
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности (для данного вида труда, деятельности) [57, c. 128; 80, c. 181; 82, c. 252].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ИГРА ДЕЛОВАЯ
соревнование ийи состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социальное содержание), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Деловая игра
педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях обучения и развития подростков, т. е. в целях ознакомления и выбора ими способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
ДЕЛОВАЯ ИГРА
один из методов активного обучения. Деловая игра – имитационный процесс, т.е. процесс выработки и принятия решений для определенной ситуации в условиях поэтапного уточнения факторов, анализа информации. Деловые игры условно разделяют на три категории: производственные, исследовательские, обучающие.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Деловая игра
метод имитации ситуаций, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)
Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности. Моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. См. также игра.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Педагогический прием моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений. На занятиях по языку Д. и. используется при обучении профессиональному общению для создания различных ситуаций общения и стимулирования учащихся к высказыванию в рамках заданных ситуаций.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ДЕЛОВАЯ ИГРА
метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Деловая игра
Комплексный методический прием коллективного обучения, в ходе которого происходит имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.
Источник: 100 терминов которые должен знать каждый онлайн-преподаватель. Профессиональный словарь по технологиям E-Learning.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
1) форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности; 2) педагогический процесс воссоздания контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах; 3) педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решения. Типы деловых игр:а) ролевые игры; б) организационно-деятельные игры
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Деловая игра
форма организации деятельности, основу которой составляют ситуации из сферы определенной социально-профессиональной деятельности. Общая логическая схема Д. и. выглядит так: организатор игры определяет ее сюжет; ставится игровая задача; распределяются роли; проводится инструктаж участников. После определенной подготовки к выполнению роли «запускается» механизм игры. Каждый участник выполняет игровую задачу в рамках своей роли. Принципиальное значение имеет способность участников игры войти в роль. Д. и. предусматривает экспертную оценку выполнения игровой задачи в целом и каждой роли в отдельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
имитационное моделирование реальной ситуации, в процессе которого участники игры ведут себя так, будто они в реальности выполняют порученную им роль. Причем, сама реальность заменяется некоторой моделью. Примерами являются штабные игры и маневры военных, работа на тренажерах различных операторов технических систем (летчиков, диспетчеров электростанций и т. д.), административные игры и т. п. Деловые игры чаще всего используются для обучения. Важную роль в деловых играх кроме участников играют контрольно-арбитражные группы, управляющие созданием моделей, регистрирующие ход игры и обобщающие ее результаты. Деловые игры – одна из форм имитационной (моделирующей) системы обучения. Литература: [70].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловые игры относятся к активным методам обучения; учащиеся в ходе игры анализируют заданные производственные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный технологический процесс, решают экономические проблемы и т. п. Широкое распространение деловые игры получили в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИГРА ДЕЛОВАЯ
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различаются И. д. учебные, исследовательские, управленческие и аттестационные. И. д. получили широкое распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная И. д. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные, по сравнению с традиционным обучением, условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение новых знаний накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер; развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком контекстном обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников И. д. обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания И. д. И. д. могут использоваться и как средство диагностики и прогноза поведения личности в различных реальных (социальных, экономических и производственных) ситуациях. Все участники игры выступают в определенных ролях и принимают решения, сообразуясь с интересами своей роли. Игрокам приходится принимать решения и в конфликтной ситуации. Очень важно, что решения в И. д. вырабатываются коллективно, у учащихся формируются навыки работы «в команде». В И. д. создается особый эмоциональный настрой игроков, который способствует активизации процесса обучения (согласно исследованиям, участниками И. д. усваивается около 90% информации). Процесс обучения становится более творческим, увлекательным. И. д. как метод обучения приобретает особое значение в бизнесобразовании. В И. д. (в отличие от ситуационного анализа и мозгового штурма) происходит распределение ролей. Наиболее распространенной темой И. д. для студентов является разработка бизнес-плана под конкретную идею или проект. Таким образом, И. д. требует от студентов теоретической подготовки в области базовых экономических и управленческих дисциплин (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 48). И. В. Мухортова
Источник: Глоссарий современного образования.
Деловая игра (ДИ)
это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ситуацию / процессы / деятельность. Основные атрибуты деловых игр: 1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности. 2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре. 3. Игровые действия регламентируются системой правил. 4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности. 5. Игра носит условный характер. 6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией. Классификация деловых игр 1. По времени проведения: - без ограничения времени; - с ограничением времени; - игры, проходящие в реальное время; - игры, где время сжато. 2. По оценке деятельности; - балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; - ценка того, кто как работал, отсутствует. 3. По конечному результату: - жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; - свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. 4. По конечной цели: - обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; - констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; - поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. Преимущества ДИ состоят в следующем: 1. В ходе выполнения деловой игры участники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников. 2. Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно. 3. Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою четко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальной отдачи. 4. Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни. 5. Деловая игра реальна для участников на момент ее проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений. 6. Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность. 7. Деловая игра увеличивает эффективность в случае ее индивидуальной, персонализированной разработки. Так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа. 8. Цельность, целостность и длительность игры. 9. Целостность ДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.
Источник: Педагогический глоссарий
ДЕЛОВАЯ ИГРА
метод имитации (подражания, изображения) принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей, индивидуальных и групповых, по заданным и вырабатываемым самими участниками игры правилам. Д.и. – это коллективная целенаправленная деятельность учащихся по усвоению дисциплин или разделов с помощью делового имитационного моделирования. В Д.и. каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Д.и. применяются в различных областях и с различными целями: в исследовательских и проектных разработках, в учебном процессе, при коллективной выработке решений в реальной управленческой практике и т.д. Д.и. применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения. В современном применении метод Д.и. означает метод экспериментального обучения соревновательного характера,создающий необходимую мотивацию для изучения важнейших разделов курса, который может использоваться в любой дисциплине учебного плана.
В Д.и., как правило, принимают участие:
ведущий (руководитель): подбирает команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации деятельности команд, следит за ее ровным ходом;
игропрактики (капитаны, старшие команд): предпринимают усилия для превращения команд в коллективный субъект деятельности, создания в команде творческой атмосферы, осуществления интеллектуального включения каждого участника в творческий процесс;
информационная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации;
игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей.
В подготовке и проведении Д.и. можно выделить три основные этапа:
1. Доигровой, включающий содержательную, теоретическую и организационную подготовку игры; отбор участников, инструктаж игропрактиков; доигровую проблематизацию; составление оргпроекта игры; объяснение используемых в игре терминов.
2. Основной (проведение игры), включающий выдачу исходных данных и обеспечение участников бланками принятия решений, установление числа циклов игры и лимита времени на анализ оперативной информации.
3. Заключительный, включающий обсуждение результатов, подведение итогов, оценку успешности действий участников, а также обобщение знаний, полученных в результате проведения Д.и.
Основные условия проведения Д.и.: ведущий должен объяснить участникам цель игры; материал Д.и. должен быть логическим продолжением ранее изученного участниками материала; игра должна быть доступна для самостоятельного поиска и принятия решений участниками.
Профориентационные Д.и. – эффективное средство подготовки школьников к профессиональному самоопределению, они органично вписываются во всю систему профориентационной работы и соответствуют основным принципам подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Д.и. помогают школьнику разобраться во всех главных аспектах профессионального самоопределения, так как профорентационный материал в них предстает перед школьниками в наглядной предметной форме. Выделяют различные типы профориентационных Д.и.: проблемно-поисковые, информационно-ознакомительные, управленчески-профориентационные, собственно-профориентационные. Специфика профориентационных Д.и. состоит в моделировании различных сторон выбора профессии, основанном на учете мотивов выбора профессиональной деятельности, знании мира профессий, основных требований профессий к человеку, на реальной оценке своих наличных интересов и потенциальных возможностей, на учете позиции близких людей, на согласовании уровня притязаний и потребностей общества, знании путей подготовки к профессии и умении эти пути реализовать.
Основная задача профориентационной Д.и. состоит в формировании положительной мотивации и возникающей на ее основе активности по выбору профессии. На основе постепенного разворачивания модели выбора профессии в игровых ситуациях и конкретизации ее на основе привлечения «жизненного материала» у школьников развиваются те качества личности и психические процессы, которые необходимы для успешного профессионального самоопределения.
Хорошо зарекомендовали себя в практике профориентации такие Д.и., как «Профконсультация» (моделирование процесса построения личного профессиональногоплана), «Угадай профессию» (ознакомление с научной схемой анализа профессий), «Остров» (анализ потребностей общества в кадрах), «Пришельцы», «Ветеран» и др.
Д.и. (производственные) являются активными методами производственного обучения; строятся на определенном моделировании производственных и жизненных ситуаций. Они обеспечивают эффективную организацию взаимодействий мастера и учащихся, реальную практическую значимость полученных учащимися знаний и умений, их перенос в новые нетипичные условия. Типичные производственные ситуации и виды заданий при проведении Д.и. (производственных): определение (диагностика) дефектов обработки (сборки, работы машин, наладки, регулировки) по их описанию, проявлению, характеристикам работы машины, агрегата, аппарата; определение характера деятельности рабочего в условиях различных отклонений технологического процесса от нормы (вплоть до аварийных ситуаций), заданных словесно, письменно, по показаниям приборов на тренажере (имитаторе); обсуждение плана действий и распределение ролей в бригаде при получении ею определенного задания; определение путей повышения качества и производительности труда рабочего при различных вариантах последовательности работы, использования инструментов, приспособлений, приборов и т.п.
Типовой сценарий Д.и. (производственной) включает: постановку задачи и введение учащихся в игру; формирование бригад (команд, звеньев) и распределение им заданий; изучение ситуации и уяснения правил игры; распределение ролей внутри бригады; процесс игры; подведение итогов игры и оценка деятельности бригад избранным учащимися жюри; разбор оптимального варианта; заключение и выводы.
Позиция и роль мастера в процессе Д.и. (производственной) многогранна: до игры он инструктор; в процессе игры – консультант, а при подведении итогов – главный судья и руководитель дискуссии.
В службе занятости, например, Д.и. могут использоваться для отработки взаимодействия с социальными партнерами, выработки собственной стратегии и тактики в случае возникновения кризисной ситуации на региональном (местном) рынке труда (угроза массового высвобождения работников). В этом и других подобных случаях игровой метод используется для поиска решений реальных социально-экономических проблем силами тех, кому предстоит затем самим осуществлять найденные решения.
Методика подготовки и проведения Д.и. включает план-проспект игры, сценарий, описание игровой обстановки, регламент, инструкции игрокам (и/или игровым командам), руководство для ведущего (администратора игры) и, если требуется, его помощников, руководство для экспертно-аналитической группы.
Лит.: Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. – М., 1992; Активные формы обучения экономике (деловые игры, тесты, загадки, задачи) / Авт.- сост. Л.К. Моргунова. – Новосибирск, 1995; Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996; Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Метод. пособие. – Воронеж, 1997.
Е.Н. Землянская, В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.