Форма обучения
способ организации учебного процесса с учетом времени и места его проведения, а также характера взаимодействия учителя и учащихся. Формы обучения бывают индивидуальные, групповые и коллективные; охватывают методы и приемы, средства и условия учебной работы. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
организационные особенности обучения. Это понятие предполагает не только организацию трех форм работы преподавателя со студентами (фронтальная, групповая, индивидуальная), но и разные виды учебных занятий, где эти формы работы используются педагогом. Поскольку установлена определенная номенклатура видов занятии, выделяются следующие формы обучения: очная, вечерняя, заочная и экстернат.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Форма обучения
ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения; эта форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися. (Г)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Форма обучения
целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Система разнообразных форм обучения формирует системные знания и личностные качества, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирует мировоззрение, учебные умения и навыки. Функции форм обучения: – обучающе-образовательная; – воспитательная; – организационная; – психологическая; – развивающая.
Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016
Форма обучения
организационная сторона обучения военнослужащих. Предполагает состав и группировку обучающихся, структуру знания (учения), места и продолжительность обучения, специфику деятельности обучающего и обучаемого. Ф.о. подразделяются на общие и специальные. К общим Ф.о. относятся: а) учебно-плановые (теоретические и практические) занятия, тренировки, боевые стрельбы и пуски ракет, учения и т.д.; б) служебно-плановые (парково-хозяйственные дни, регламентные работы); в) внеслужебные (общественно-технические и спортивные кружки, школы передового опыта, состязания, конкурсы, викторины и др.). Специальными Ф.о. являются: в авиации - наземная подготовка и полеты; в ВМФ - морские походы, корабельные учения; в войсках ПВО - комплексное обучение и т.д.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(лат. гогша – внешний вид) – это единство содержания учебного предмета и взаимодействия обучающего и обучаемого при решении дидактических задач. В такой дефиниции учитывается и философское толкование формы (единство содержания и выражения), и специфика обучения как взаимодействия трех компонентов: обучающий – предмет изучения – обучаемый. Формы организации обучения классифицируются по разным критериям:
- по количеству обучаемых: индивидуальные формы обучения, микрогрупповые, коллективные, массовые;
- по месту обучения: классные (аудиторные), внеклассные (внеаудиторные), заочная форма, экстернат, дистанционное обучение;
- по дидактическим целям: формы теоретического обучения (лекция, факультатив, конференция), комбинированного или смешанного обучения (урок, семинар, консультация, домашняя работа), практикумы и т. д. (Масейнюк Н. Є. Педагогіка. – К.: 2003. – С. 262; Востокова Е. В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик // Педагогика. – 2002. – 4. – С.37). Л. А. Артеменко
Источник: Глоссарий современного образования.
Формы обучения
организационные особенности обучения. К сожалению, четкого определения понятия «организационная форма обучения» в педагогической литературе пока нет. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденными представлениями о сущности данной категории. В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедическом словаре понятие «форма» трактуется как «внешнее очертание, наружный вид, контур предмета». Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и в свою очередь оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие «форма» определяется так: «…форма есть внутренняя организация содержания... Форма отражает систему устойчивых связей предмета». Применительно к дидактике высшей военной школы, форма обучения - это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности курсантов и слушателей. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения, форма отражает также систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества обучающихся (индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия. Формы организации обучения - это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения курсантов и слушателей (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка). Некоторые ученые-педагоги считают, что понятия «форма обучения» и «форма организации обучения» необходимо различать. Например, М.И. Махмутов под формой обучения понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под формой организации обучения - конкретный вид этого занятия69. Организация обучения преследует цель - обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью курсантов и слушателей со стороны педагога. К сожалению, довольно часто в педагогической литературе происходит смешивание таких категорий как «метод обучения» и «форма организации обучения». Здесь следует понимать, что метод характеризует содержательно-процессуальную или внутреннюю сторону совместной деятельности субъекта и объекта (субъекта), ее динамику, а форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством курсантов и слушателей, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, преподаватель может обучать группу курсантов (слушателей), т.е. заниматься с целым коллективом, а может проводить занятие индивидуально. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучающихся. Вместе с тем, она может отражать временную регламентацию учебных занятий. Будучи характеристикой внешней стороны организации учебного процесса, форма обучения органически связана с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. Одна и та же форма обучения, например практическое занятие, может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемых военным педагогом. Выражением их тесной связи является и то, что отдельные формы называются в соответствии с ведущими методами обучения (например, лекция - это метод обучения и одновременно форма, в которой данный метод применяется). Анализ педагогической литературы показывает, что самой старой формой организации учебного процесса, берущей начало в античные времена, является индивидуальная форма обучения, при которой преподаватель занимается с одним обучающимся в специально отведенном месте. С начала XVI в. все большее развитие получают индивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Суть их заключается в том, что занятия педагог ведет не с одним человеком, а с целой группой обучающихся, в которой уровень подготовки ее членов различен. Чуть позднее в школах Белоруссии и Украины зародилась классно-урочная система обучения, которая была обоснована и популяризирована в XVII в. Я.А. Коменским. Классно-урочная система имеет следующие основные черты: в классе объединены учащиеся примерно одного возраста; они обучаются по единым планам и программам; урок проводится по конкретному предмету, встроенному в расписание занятий и имеющему четкую продолжительность; урок планирует, организует и ведет педагог. Первую попытку модернизации классно-урочной системы организации обучения предприняли в конце XVIII - начале XIX вв. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер, предложившие беллланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX - начале XX вв. перед педагогами встал вопрос об индивидуализации обучения. В США была апробирована батовская система, которая предусматривала урочную работу с классом и индивидуальные занятия с отстающими или наиболее способными обучающимися. В Европе опробовалась маннгеймская система, которая при сохранении классно-урочной структуры распределяла учащихся по классам в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей. В Европе и США в начале XX в. большое внимание уделялось индивидуальной активной самостоятельной учебной работе обучающихся. Е. Паркхерст предложила одну из наиболее удачных индивидуализированных систем обучения, которая вошла в историю педагогики под названием «Система мастерских или дальтон-план». Успех учебной работы в группе зависел от приспособления темпа выполнения заданий к возможностям и способностям каждого обучающегося. В 20-х годах XX столетия в СССР использовалась модификация дальтон-плана под названием «бригадно-лабораторная система». Для преодоления отдельных недостатков дальтон-плана в 50-60 гг. этого же века профессор Ллойд Трамп предложил сочетать лекционные занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и индивидуальную работу обучающихся. Время проведения видов занятий распределялось следующим образом: лекции 40%, занятия в малых группах 20%, индивидуальная работа 40%. В российской высшей военной школе сегодня, как правило, успешно применяют следующие основные формы организации обучения (виды занятий): лекции, семинары, лабораторные работы, практические и групповые занятия, групповые упражнения, специальные и функциональные игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, рефераты, индивидуальные контрольные собеседования, самостоятельную работу обучающихся, стажировку и практику в войсках и структурных подразделениях одного из силовых ведомств, курсовые работы (проекты, задачи), выпускные квалификационные работы. Наряду с названными, в высшей военной школе используются и специфические формы обучения военнослужащих. Так, согласно представленной классификации70, выделяются общие, специфические и внеслужебные формы обучения (см. рис. 3). Общие организационные формы обучения подразделяются на учебно-плановые (теоретические и практические занятия, тренировки, изучение боевой техники), служебно-плановые (практические работы по обслуживанию техники и оружия, парко-хозяйственные дни, дни регламентных работ) и внеслужебные (викторины, конкурсы, тематические вечера и пр.). Специфические формы обучения - боевые стрельбы и пуски ракет, тактические, тактико-специальные, командные и командно-штабные учения. Теоретические занятия обеспечивают усвоение военнослужащими общетеоретических и специальных знаний, физических основ и принципов работы техники связи и оружия, формируют определенные практические навыки, морально-психологическую подготовку к выполнению действий в условиях боевой обстановки. Практические занятия позволяют совершенствовать полевую выучку военнослужащих, формировать необходимые прикладные навыки, проводить слаживание экипажей. Во время практических занятий курсанты и слушатели овладевают оружием и боевой техникой, отрабатывают решение тактических и специальных задач в обстановке, максимально приближенной к боевой. Основным источником умножения знаний и приобретения навыков выступают именно практические действия обучающихся. Разновидностями практических занятий являются тактико-строевые, тактические, тренировочные занятия, обеспечение реальной связью. Учения - наиболее сложная, специфическая и ответственная форма учебного процесса, в рамках которой в обстановке, максимально приближенной к боевой, отрабатываются вопросы взаимодействия и управления подразделениями и частями, их слаженность. Учения вносят существенный вклад в психологическую подготовку курсантов и слушателей. Парковые дни и дни регламентных работ проводятся в целях поддержания техники связи, автотранспорта и оружия в постоянной боевой готовности. В то же время они являются эффективными формами технического обучения личного состава. Перечисленные формы обучения применяются с учетом специфики деятельности и структуры различных военно-учебных заведений. Так, например, в «Инструкции по организации профессионального обучения сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации в ходе повседневной служебной деятельности» выделяют следующие основные формы обучения: - обучение сотрудников в системе плановой коллективной профессиональной учебы по месту службы (работы); - самостоятельная подготовка сотрудников (самообразование); - участие в конференциях, семинарах, проводимых в структурных подразделениях ФАПСИ, образовательных, научно-исследовательских учреждениях системы федеральных органов, других министерствах и ведомствах РФ; - участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, испытаниях новой техники. В настоящее время с появлением в военных вузах информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т.п. В.И. Боголюбов считает, что сегодня можно выделить пять активно используемых в данном контексте форм обучения: вербальное, аудиовизуальное, программированное, мультимедиальное и гипермедиальное. В основе вербальной формы обучения находится использование устного и печатного слова. Как правило, вербальная форма обслуживает групповой способ обучения (один участник учебного процесса - преподаватель или подготовленный обучающийся - порциями передает информацию другим участникам, при этом аудио и видео-пособия применяются время от времени). Аудиовизуальная форма обучения предполагает поабзацное сопровождение учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками и пр. Программированная форма обучения получила широкое распространение в связи с созданием обучающих машин, систем группового контроля и адаптивных систем для электронных классов. Суть программированного обучения состоит в повышении плотности управления процессом накопления знаний и умений за счет разделения учебных текстов на множество порций и немедленного контроля качества их усвоения. На основе программированной возникла мультимедиальная форма обучения, которая предполагает объединение нескольких обучающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования псевдографики, звуковых эффектов, цветовой палитры. Мультимедиальная система обучения оперативно реагирует на ошибки, оказывает необходимую помощь, выдает промежуточные результаты. В 90-е годы XX столетия появилась новая, очень перспективная форма обучения - гипермедиальная, представляющая собой объединение двух технологий мультимедиа и гипертекста. Формы обучения курсантов и слушателей в военных вузах исключительно разнообразны. Лишь взятые в единстве, разумном сочетании друг с другом, они позволяют успешно проводить групповое и индивидуальное обучение, неуклонно и последовательно повышать уровень профессиональной подготовки будущих офицеров, тесно связывать его с их воспитанием, личностным развитием и психологической подготовкой.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы