способы организации коллектива обучающихся или учебно-производственной деятельности и руководства этой деятельностью. Существует несколько Ф.б.п.о.: фронтальное производственное обучение в составе ученических бригад; производственное обучение учебных бригад на учебных участках (в учебных мастерских); производственное обучение учебных бригад в составе бригад квалифицированных рабочих; звеньевое производственное обучение; индивидуальное производственное обучение в составе бригад квалифицированных рабочих.
Ф.б.п.о. сочетаются в определенной последовательности, идя от простых к более сложным, учитывая возраст, развитие и профессиональную подготовку учащихся.
Лучшим решением вопроса является поэтапное включение молодых рабочих в различные организационные формы трудовой деятельности и в различные Ф.б.п.о. Бригадиру поэтому заранее надо продумать, когда следует подключить ту или иную форму, подготавливать различные задания, общие для всех членов бригады, дифференцированные для отдельных ее членов и дополнительные – повышенной трудности.
В процессе проведения любой формы бригадиру важно своевременно заметить динамику этих отношений и проявление в них каждой конкретной личности молодого рабочего. Таким образом, речь идет о гармоничном сочетании различных форм организации труда, о разработке стройной системы сочетания индивидуальной и коллективной форм работы, о создании условий для работы молодых рабочих в различных формах организации труда при индивидуальном подходе к каждому.
Ценность каждой формы заключается в том, чтобы уяснить, в какой степени она включает учащихся в коллективную жизнь. Надо провести обучающихся через систему педагогических ситуаций, направленных на организацию соответствующих видов деятельности и отношений. Для этого надо планировать отношения, их формирование.
Одним из важных вопросов является вопрос о том, каким образом применить различные формы и организовать процесс обучения. Главное в этом обучении – сочетаниеразличных форм обучения. Каждая из этих форм по-разному влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности, поэтому следует учитывать, как применение той или иной формы способствует формированию навыков и умений, влияет на развитие личности. Ведь каждая форма имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Структура той или иной формы обучения строится на основе обеспечения взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, и взаимосвязи обучающихся между собой – с другой. Эта взаимосвязь осуществляется в процессе конкретных видов труда путем организации бригадиром планирования производственной деятельности, выполнения обучающимися определенных заданий, внесения необходимых корректив в трудовую деятельность, оказание необходимой помощи, проведения учета выполненной работы.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
С.Я. Батышев
ФОРМЫ БРИГАДНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ БРИГАДНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.