ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
. До недавнего времени преобладающей Ф.о.у.р.м.п.о. являлось закрепление мастера за учебной группой (или учебной группы за мастером) от начала и до конца процесса подготовки квалифицированного рабочего, специалиста в учебном заведении. Мастер при этом является учителем профессии, воспитателем учащихся, организатором жизнедеятельности ученического коллектива группы.
Такой вариант организации педагогического труда мастеров оправдал себя в условиях подготовки учащихся по узкой профессии, которой в совершенстве и владел мастер производственного обучения. С переходом на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям широкого профиля и совмещенным профессиям (а этотпроцесс развивается прогрессивно) производственной эрудиции мастера по одной узкой профессии уже недостаточно для полноценного производственного обучения в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Это потребовало иных Ф.о.у.р.м.п.о.
Одной из прогрессивных Ф.о.у.р.м.п.о. является закрепление его за определенной учебной мастерской (мастер – мастерская). Такая организация труда мастера находит применение в тех случаях, когда производственное обучение по профессии (или группе совмещенных профессий) включает несколько разделов, существенно отличающихся друг от друга по содержанию, организации труда, учебно-материальному и дидактическому оснащению. Например, содержание профессиональной подготовки станочников широкого профиля включает обучение учащихся в токарной, фрезерной, шлифовальной мастерских, на участке станков с ЧПУ. Подготовка химиков-аппаратчиков широкого профиля предусматривает обучение учащихся в четырех учебных мастерских и лабораториях учебного заведения: процессоров и аппаратов, слесарной, лаборатории химического анализа, КИПиА. Соответственно с этими учебными мастерскими, участками, лабораториями закрепляются мастера производственного обучения, которые проводят занятия со всеми учащимися учебного заведения (независимо от курса) по графику.
Такой мастер является фактически заведующим учебной мастерской.
Обычно за учебными мастерскими закрепляются наиболее опытные мастера производственного обучения, имеющие высокий производственный разряд (класс).
Опыт показал определенные преимущества закрепления мастеров за учебными мастерскими. Каждая мастерская обрела рачительного хозяина, который во многом решает вопросы комплексного учебно-методического оснащения ее, обеспечивает поддержание учебно-материальной базы в хорошем работоспособном состоянии. Учащиеся сложных профессий получили реальную возможность отработать все темы учебной программы на высоком уровне. Повысилась ответственность мастеров, работающих в мастерской, за сохранность оборудования и его состояния. В итоге повысилось качество профессиональной подготовки учащихся.
Практикуется также бригадная организация работы мастеров производственного обучения. Такая бригада формируется из мастеров, закрепленных за учебными мастерскими и учебными группами одной сложной профессии всех трех курсов обучения. При этом производственное обучение в группах первого и второго курсов организуется таким образом, что с учащимися одновременно работают 4–5 мастеров. Это позволяет более полно охватить учащихся текущим инструктированием в процессе выполнения учебно-производственных работ, что, естественно, обеспечивает повышение качества обучения учащихся. При такой форме коллективного труда характерной является полная взаимозаменяемость и взаимопомощь членов бригады друг другу.
В каждой бригаде выбирается бригадир из числа наиболее опытных мастеров, имеющих высокую производственную и педагогическую квалификацию. Он осуществляет общее организационное и методическое руководство учебно-производственной деятельностью и учебно-воспитательной работой всех членов бригады, привлекает мастеров в дни теоретических занятий их групп к подготовке и проведению уроков с учащимися других курсов, а также для участия в проведении различных мероприятий в учебных группах и в учебном заведении. Бригадир принимает также личное участие в подготовке и проведении уроков производственного обучения с менее опытным мастером, являясь их наставником.
Бригадная организация работы мастеров позволяет также успешно реализовывать практикуемое в некоторых учебных заведениях начального профессионального образования проведение производственного обучения большими периодами. Суть такой организации в том, что производственное обучение чередуется с теоретическим не по дням, как обычно, а периодами по полугодиям. Например, полугодие – 21 неделя, по учебному плану на производственное обучение отводится 12 час (2 дня) в неделю. При новой организации учебного процесса учащиеся вначале изучают предметы теоретического цикла в течение 14 недель, а затем проходят производственное обучение в течение 7 недель. Это создает возможность группе учащихся выполнить крупный подряд на работу.
Обычно такой способ организации учебного процесса практикуется на II–III курсах.Определенную особенность представляет организация труда двух мастеров, закрепленных за группой. Один из мастеров (более опытный) является ведущим, он проводит общегрупповой инструктаж на уроке, второй мастер помогает ему. Текущее инструктирование в процессе упражнений (самостоятельной работы) учащихся мастера проводят совместно. При этом одни из мастеров постоянно находятся среди выполняющих несложные работы учащихся, а второй особое внимание уделяет инструктированию и контролю учащихся, выполняющих на специализированных рабочих местах наиболее ответственные, сложные или опасные работы.
Получает распространение такая Ф.о.у.р.м.п.о., имеющего высшее профессиональное образование, когда он одновременно является и преподавателем специального предмета (специальной технологии) – мастер-преподаватель. Это наиболее эффективная форма организации учебной работы мастера, при этом наиболее органично сочетается решение задач теоретического и производственного обучения.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Современные формы организации труда мастера производственного обучения. – М., 1989.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.