ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Организационные формы обучения
вариативная, относительно устойчивая структура взаимодействия участников обучения, содержание которого зависит от целей, учебного материала, методов и условий обучения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Организационные формы обучения
ограниченная во времени и организационная в пространстве совместная познавательная деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: ученическая и производственная бригада, лабораторно-практические занятия, семинар, лекция, диспут, защита проекта, индивидуальное и групповое обучение, cтyдийные занятия, кружок и многое другое.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
совокупность внешних условий, в которых происходит обучение. Среди организационных форм обучения в среднем и высшем профессиональном образовании различают очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а внутри каждой из этих форм — аудиторные занятия и различные виды внеаудиторных занятий. Аудиторные занятия подразделяются на лекционные, семинарские, практические лабораторные и некоторые другие, более редкие виды аудиторных занятий, напр, практики, коллоквиумы, консультации, зачеты, экзамены и пр. Внеаудиторные занятия — это различные виды домашней (библиотечной) подготовки, проектирование, исследования, кружки и т. д.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Организационные формы обучения
варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе. Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель – ученик, ученик – ученик). Групповая форма обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава, или в диалогических сочетаниях, или в динамичных парах представляет собой коллективную форму организации занятий.
Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, главным образом, через письменную речь или средства, её заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это индивидуально-обособленная самостоятельная работа учащихся.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Имеющая внешнее выражение совместная деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме. О. ф. о. регламентируют соотношение индивидуального и коллективного в обучении, степень активности учащихся в познавательной деятельности и преподавателя в направлении такой деятельности. Применительно к вузовскому обучению выделяют следующие О. ф. о.: аудиторное практическое занятие (урок), внеаудиторное практическое занятие, лабораторное занятие, лекция, консультация, семинар, коллоквиум, учебная практика, зачет, экзамен, собеседование. О. ф. о. являются компонентами системы обучения. В организации обучения может доминировать управляющая роль преподавателя. Иногда такое обучение носит название управляемое обучение (англ4.7<0. other-directed learning), либо соответственно –деятельность самих учащихся, которое рассматривается как самоуправляемое обучение (англ. selfdirected learning).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе. Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель - ученик, ученик - ученик). Групповая форма обучения имеет две разновидности: фронтальную (например, работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава (по М.Н. Скаткину) или в диалогических сочетаниях (по А.Г. Ривину), или в динамичных парах (по А.С. Границкой) представляет собой коллективную форму организации занятий. Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, гл.о. через письменную речь или средства, ее заменяющие. В учебно-воспитательном процессе это т.н. индивидуальная (индивидуально-обособленная) самостоятельная работа учащихся. Общие, или структурные, О.ф.о. (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организационных форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация и т. д.). Осн. форма школьного обучения - урок. Групповая, парная и индивидуальная формы работы - традиционные для большинства вузов и школ.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
варианты пед. общения между обучающими и обучаемыми в уч.-воспитат. процессе; осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель — ученик, ученик — ученик). В этом случае обеспечивается немедленная первичная и вторичная обратная связь; сразу после изложения нового материала учитель может проверить учащегося, установить, что усвоено учеником, а в чем он испытывает трудности; обнаруживая с помощью учителя свои ошибки, ученик тут же может их исправить.
Однако уд. вес такой формы обучения в реальной практике, напр. в классе, где находятся 20—30 чел., не может быть значителен. Групповая форма обучения имеет две осн. разновидности: фронтальную (напр., работа учителя с классом) и звеньевую (бригадную). На общеклассных занятиях информация дается большому кол-ву учащихся одновременно. Эта форма используется при обсуждении хода решения задачи, постановки опыта и т. д. Звеньевые или бригадные занятия отличаются кол-вом участников (обычно 3—7 чел.), а также уровнем подготовки звеньевого, бригадира. В организац. и метод. отношении они уступают общеклассным, однако предоставляют участникам больше возможностей для обмена информацией, высказывания собств. мнения по обсуждаемой проблеме.
Общение каждого с каждым и по очереди в парах сменного состава (по M. H. Скаткину) или в диалогич. сочетаниях (по А. Г. Ривину), или в динамич. парах (по А. С. Границкой) представляет собой коллективную форму организации уч. занятий.
Опосредованное общение людей происходит без личного контакта, гл. обр. через письменную речь или средства, ее заменяющие. В уч.-воспитат. процессе это т. н. индивидуальная (индивидуально-обособленная) самостоят. работа учащихся. К ней относится работа ученика с учебником, уч. пособием, техн. средством обучения, самостоят. работа дома или в классе.
Общие, или структурные, О. ф. о. (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организац. форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация, кружковая работа, уч. конференция и т. д.), используемых в соответствии с целями обучения. Осн. конкретная форма обучения — урок. Групповая, парная и индивидуальная О. ф. о. — традиционные, ими пока ограничивается процесс обучения в большинстве школ и вузов.
О. ф. о. не остаются неизменными, они развиваются и совершенствуются под влиянием потребностей общества. Способ индивидуального обучения, вероятно, самый древний, но продолжает существовать века. Уже в пед. практике Древнего Востока возникло индивидуально-групповое обучение. Длительные поиски наиб. рациональных вариантов организации индивидуального обучения привели в нач. 20 в. к разработке индивидуализированного обучения систем. Элементы их встречаются в нек-рых совр. школах. Разное применение эта система находит в ст. классах англ. грамматич. школы, где учащиеся работают по индивидуальным планам, получая от учителя индивидуальные задания и консультации.
Объединение учащихся в небольшие группы стало преобладать в период позднего средневековья. С появлением школ и классов с большим числом учащихся у учителя появились помощники (мл. учителя, провизоры и пр.), учеников объединяли в малые группы (малые «классы») и обучали одновременно. Так, в рамках индивидуально-группового обучения постепенно увеличивается доля групповых занятий. Первыми к групповому способу обучения перешли средневековые ун-ты (12—13 вв.), а к 15—16 вв. — нач. и ср. школы. Групповой способ обучения стал охватывать все уровни и этапы обучения, вытесняя практику одиночного, индивидуального обучения. При этом на уроках (семинарских, практич. занятиях) имела место и индивидуально-обособленная и парная работа учителя с отд. учениками, но она включалась в ткань урока и осуществлялась, как правило, перед всем классом для того, чтобы все учащиеся следили за ходом уч. работы. Особой формой индивидуально-группового способа обучения стала классно-урочная система. Своеобразной модификацией групповой формы обучения стал бригадно-лабораторный метод (применявшийся в школах СССР в 1930- 32). Самостоят. лабораторная работа детей, чтение книг в бригаде, составление докладов и пр. рассматривались как осн. путь изучения уч. материала. Учителю отводилась лишь контролирующая роль.
Осн. направление совершенствования О. ф. о. связано с повышением самостоятельности учащихся, формированием межличностных отношений, развитием разл. форм самоуправления в коллективах учащихся. Коллективная форма организации дает возможность каждому учащемуся включаться в систематич. работу по обучению др. учеников. Умение обучать других — не только важный фактор активизации собственной уч.-познават. деятельности, но и основа уч. деятельности каждого учащегося. Чтобы обучать других, человек сам должен постоянно учиться. Роль учителя ставит неуспевающего ученика перед необходимостью самому овладеть тем же материалом, к-рому он должен научить другого, причем овладеть в такой степени, чтобы суметь объяснить суть задания и приемы его выполнения. Изменение ролевой позиции, переживание успеха, приобретая устойчивый характер, отражаются и на общем отношении школьника к учению.
Уч. процесс при коллективном способе обучения включает в себя все О. ф. о. Переход от группового способа обучения к коллективному не означает, что все то, что имеет место при традиц. уч. процессе, сохраняет свою целесообразность. Введение коллективных занятий в уч. процесс — полная качественная перестройка всего процесса обучения.
Лит.: Ильина Т. А., Педагогика, М., 1984, Лекция 20; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M., гл. 6, § 3; Дьяченко В. К., Общие формы организации процесса обучения, Красноярск, 1984; его ж е, Организационные формы обучения и их развитие, СП, 1985, № 9; его же, Организационная структура уч. процесса и ее развитие,
М., 1989; его же, Сотрудничество в обучении, М., 1991. В. К. Дьяченко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
153.67 кб

Совершенствование организационной системы заочной формы обучения

Корпен Инна Владимировна
В статье с позиции системного подхода рассматривается заочная форма обучения. Обосновывается востребованность этой формы образования в современном обществе.
Читать PDF
220.79 кб

Организационные формы и методы обучения: ретроспективный анализ и перспективы

Борейко Лидия Ивановна
Ведущей тенденцией современной высшей школы является модернизация учебного процесса путем расширения форм образования, технического оснащения, в том числе компьютеризации, внедрения новых педагогических технологий, расширяющих сфе
Читать PDF
555.19 кб

Дистанционные и открытые формы обучения: организационные и методологические вопросы

Розина И. Н.
В статье представлены исследование, проведенное автором по организационным и методологическим вопросам систем дистанционного и открытого образования и обучения.
Читать PDF
154.77 кб

Организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общей и специальной (к

Воронкова В. В.
Рассматриваются традиционные и инновационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Читать PDF
1.40 мб

Организационные формы дистанционного обучения и специфика их применения в информационно-образователь

Девтерова Зурета Руслановна
В статье автор рассматривает вопросы, связанные с организационными формами дистанционного обучения и спецификой их применения в информационно-образовательной среде.
Читать PDF
421.40 кб

Содержание и организационные формы практического обучения в системе среднего специального, профессио

Максудова Сабохат Саидовна
Читать PDF
1.78 мб

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

Ризоев Эхсонхон Саидович
Рассматривается вопрос о роли информационно-коммуникационных технологий в обучении высшей математике в вузах.

Похожие термины: