КУЛЬТУРА

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Культура
совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Культура
уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственногоразвития, присущая кому-либо.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

КУЛЬТУРА
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе обществен но-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Культура
специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный результатами материального и духовного производства, системой социальных норм и учреждений, духовных ценностей, совокупностью отношения человека к природе, окружающим, самому себе.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Культура
(от лат. cultura – возделывание, воспитание, результатов этой деятельности. В культуре фиксируются способы отношения образование, развитие, почитание) – это совокупность наилучших образцов человеческой деятельности, а также человека к природе, человека к другим людям и к самому себе [18, с. 366].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

КУЛЬТУРА
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; человеческий способ жизнедеятельности, духовноматериальная среда обитания,непрерывно творимая “вторая природа”.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Культура
(лат. culrura): (1) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; (2) – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Культура
(лат. cultura – возделывание) – исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

КУЛЬТУРА
от лат. cultura—возделывание, образование, воспитание) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития; в контексте образовательной проблематики культура — это уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Культура
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах, формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создании ими материальных и духовных ценностей. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации» [39, с. 450–451].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

КУЛЬТУРА
лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. («Культура – это то, что делает человека человеком» – академик Лихачев Д.С.).

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Культура
требования к человеку, а также эталоны, предметы, среды, бытие которых носит требовательный характер, в содержание которых (требований) вносится в качестве основания всеобщее и сущностное представление об универсуме. Культура требует от человека предельного преодоления индивидуального и совместного эгоцентризма и вписанности в «законы бытия» универсума за счет нейтрализации своей «частичности».

Источник: Методологический словарь для стратегов

КУЛЬТУРА
уровень развития, типы и формы организации жизни и деятельности общества и людей, материальные и духовные результаты деятельности человека, объективированные в предметных материальных носителях (машины, сооружения, произведения искусства, нормы морали и права), а также человеческие силы и способности, реализуемые в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

КУЛЬТУРА
от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Источник: Педагогический словарь

Культура
[лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание] – 1) исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (см. Уровень культуры); в более узком смысле термин «К.» относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-л. отрасли знаний или деятельности (К. труда, политическая К., К. речи и т.д.); 3) характеристика определенных исторических эпох (напр., древнего мира), народов или наций (напр., русская К.); 4) степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-л.; 5) другие виды культуры, не относящиеся к теме этого справочника, например, К. микроорганизмов, культура разведения каких-л. растений, предметная культура (математическая, биологическая и т.д.).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Культура
отлат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

КУЛЬТУРА
от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – достигнутый человечеством уровень развития и фонд лучших результатов этого развития, опредмеченный в формах искусства, науки, техники, становящийся условием дальнейшего развития поколений, обществ и отдельных личностей.
Ряд авторов (А.Кребер, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривают К. как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами, как средство организации и ориентации этих систем. Отечественные авторы (А.И.Арнольдов, С.Н.Иконникова, А.К.Уледов и др.) трактуют К. как многоаспектное проявление активности субъекта в деятельности и общении, отмечая ее полифункциональный характер и гуманистическую направленность. Смысловые, моделирующие и регулирующие функции К. анализируют Ю.М.Лотман, Э.Фромм, Л.Февр, Т.Тарановский, J.M.Jermier, J.W.Slocum, G.Foster и др.
Для акмеологии понятие культуры существенно как:
– присвоение личностью, общностью, организацией достижений общества, человечества;
– профессиональная культура, обозначающая способность оптимальной реализации своих профессиональных знаний, умений, навыков в деятельности, профессиональное самоопределение и самореализация.

Источник: Акмеологический словарь

КУЛЬТУРА
Первоначально понятие культура (К) означало обработку почвы. Цицерон ввёл в практику понятие — культура души. Т. Гоббс, исходя из основы си11, подчёркивал наличие в значении К. — уважения, почитания. Этимологически К означает уважаемую, или почитаемую, деятельность и её результаты. Основой уважения служит исторически сложившаяся система ценностей. Так как у каждого народа, нации, социальной группы имеется своя система ценностей, то соответственно имеется и своя культура. Общечеловеческие ценности служат основанием мировой культуры. В область применения понятия К входят отношения между людьми, отношения к природе, к человеческому труду и его различного рода результатам. В сфере образования существует К обучения, К воспитания, К управления. Каждому виду образовательной деятельности должны быть присущи свои критерии оценки их результатов. М. Шагинян, например, оценивала качество лекции по тому, о чём говорили слушатели после её окончания. Если говорили о достоинствах лектора, его эрудиции, такте и т.п., то лектор не выполнил свою миссию, но, если речь шла о проблемах, затронутых в лекции, то лектор сделал своё дело хорошо. Актуальными на сегодня являются вопросы о К использования информационных технологий, об отношении к ЕГЭ, к преобладанию формальной стороны знаний над содержательной, о соотношении национальных традиций и европейских стандартов образования. В.М. Кондратьев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Культура
(от латинс. - возделывание, воспитание, образование) — совокупность общечеловеческих, национальных и личностных ценностей и программ поведения, деятельности, общения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, способы ее преобразования людьми и результаты коллективного и индивидуального творчества, выраженные в произведениях, текстах, предметах материальной и духовной культуры, этнических обычаях, различных языках и символических системах, содержащих социально значимую информацию, регулирующую деятельность, поведение, общение людей. Содержание культуры (ценности, социальные программы, способы деятельности и общения, символический язык и др.) развивалось исторически по мере того, как возникали новые потребности и формы бытия людей, их отношений друг к другу, обществу, природе, новые способы преобразовательной деятельности, социального опыта. Культура — антропологический феномен, она может сохраняться, передаваться и развиваться только усилиями самого человека. Поэтому культура предполагает культ человека, в образе которого интегрируются все ее достижения на определенном историческом этапе. Человек культуры как субъект, способный усваивать, критически оценивать и преобразовывать социокультурый опыт, извлекать из ценностей культуры личностные смыслы, проектировать новые образцы культурной жизни, является общей целью личностно-ориентированного воспитания.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Культура
лат. – возделывание) – это совокупность всего, созданного рукой и духом человека, т.е. те материальные, художественные и духовные ценности, которые сотворены в процессе общественно-исторической практики людей; это позитивный опыт человечества, основанный на способности каждой личности к творчеству. Культура служит благу человека, его духовному и физическому здоровью; она включает в себя не только общественную деятельность людей по воспроизведению и обновлению общественного бытия, но и сложную работу по восстановлению и преображению человеческой природы – духа, души и тела, труд по воспитанию культуры ума и сердца. В обществе культура выполняет многие функции: освоения и преобразования мира, коммуникативную, сигникативную, накопления и хранения информации, проективную, нормативную и защитную. Культура всегда есть культура определенного народа, выражает особенности его вероисповедания, национальности, истории, места проживания и т.д. Это, как говорят ученые, «вторая природа» человека. Она дает смыслы человеческому бытию, делает его бесконечно развивающимся и сохраняющим себя. Культура – средство социализации человека, его приобщения к общественному целому. И потому она тесно связана с педагогической и вообще воспитательно-образовательной деятельностью. Деятельность педагога и есть трансляция культуры как опыта прошлых поколений новому поколению. Учитель, через культуру, является посредником между историческим прошлым народа и его будущим.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КУЛЬТУРА
вся совокупность достижений человечества в исторически определённом уровне развития общества и человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [4]. Культура включает в себя:
- во-первых, объективные результаты деятельности всех людей (машины, технические сооружения, результаты познания (книги, произведения искусства, нормы права и морали и т. д.) – первый компонент культуры;
- во-вторых, субъективные человеческие силы и способности каждого человека, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей и т. д.) – второй компонент культуры. Предметные результаты деятельности человечества (первый компонент культуры) отражаются в 9 формах общественного сознания: язык (понимаемый в широком смысле – как естественный родной и иностранные языки, так и искусственные языки), обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия (или «антирелигия» – атеизм), искусство, наука, философия. Носителем общественного сознания являются общественные знания. Далее, второй компонент культуры – субъективные человеческие силы и способности. Они выражаются в индивидуальных знаниях, в том числе в образных, чувственных знаниях, которые не передаются словами (понятиями), в умениях (компетенциях), навыках, в направленности личности, в развитии тех или иных индивидуальных способностей, в мировоззрении каждого человека и т. д. Литература: [4, 36, 64].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

КУЛЬТУРА
(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие). Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Существует много определений термина К., который употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. русских), а также специфических сфер деятельности или жизни (политическая К., художественная К.); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей, совокупность духовных ценностей, способами выражения которых являются наука, литература, искусство. Язык и К. находятся в тесном взаимодействии друг с другом, ибо язык есть зеркало К. и не существует вне К. Изучение иностранных языков способствует осознанию национальной и общечеловеческой К. и овладению способностью к межкультурной коммуникации, т. е. адекватному взаимопониманию участников общения, принадлежащих к разным национальным К. К. рассматривается в качестве компонента содержания обучения (наряду с языком, речью, речевой деятельностью). Результатом ознакомления с иноязычной К. является формирование социокультурной компетенции. На занятиях по языку К. является предметом рассмотрения в рамках страноведения, культурологии, лингвострановедения, лингвокультурологии, этнолингвистики. Проблемы взаимодействия языка и К. в научно-теоретическом и прикладном плане были рассмотрены в книге «Язык и культура» (Верещагин, Костомаров, 1973). См. также другие работы (Воробьев, 1997; Гудков, 2000; Прохоров, 1995; Сафонова, 1991; Сысоев, 1991; Тер-Минасова, 2000; Томахин, 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КУЛЬТУРА
(лат. сultura – первоначально – обработка и уход за землей (лат. аgricultura). В наиболее обобщенном понимании, К. – это совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества. В широком понимании, К. определяется как уровень образованности, воспитанности людей, а также уровень овладения любой отраслью знаний или деятельности (К. производства, К. труда, правовая К., моральная, политическая, эстетическая, К. быта). К. как обобщенная категория, описывающая естественное и искусственное, стала определяющим вектором развития человечества. К. – необходимая составная человека, его вторая природа, не менее важная, чем биология или физиология. Нельзя ничего сказать о человеке, не осознав саму сущность К. и те механизмы, которые порождают человеческую природу. В переносном значении К. – это уход, улучшение, усовершенствование телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Соответственно, в этом смысле, существует К. тела, души и духовная К. Ее как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях, материальных предметах и т. д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления К., но никогда не состоянии видеть всю ее целиком (Зиммель Г. Философия культуры //Избр. соч.: В 2 т. – М.: Юрист, 1996; Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1991; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000; Феномен української культури: методологічні засади осмислення. – К.: Фенікс, 1996; Хейзинга Й. Homo judens. Опыт определения игрового элемента культуры. – М.: Прогресс–Академия, 1992). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

КУЛЬТУРА
(лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие, которое фиксирует как общее отличие человеческой жизнедеятельности от чисто биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (античная культура) у различных обществ, народностей, наций (культура майя, русская культура и т. п.) особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (культура труда, общения и т. п.). В более узком смысле культура – сфера духовной жизни людей. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения науки и искусства), нормы морали и права, а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, особенности мировоззрения, способы и формы общения. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Все это создает культурную среду, которая может иметь огромное воспитательное значение. Органичное соединение внутренней культуры (знания, убеждения, чувства) с культурой внешней (поведение, манеры) и создает культурного человека. Культура корпоративная (лат. corporativus – объединенный) – совокупность ценностей и убеждений, разделяемых работниками фирмы, которые обуславливают их поведение и характер жизнедеятельности организации. Культура нравственная – уровень познания людьми общечеловеческих, гуманных, демократических норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КУЛЬТУРА
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей К. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности. Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. — высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи). (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) См. также Культура поведения, Культура речи

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КУЛЬТУРА
1) целостное единство элементов и структур деятельности, выполняющих человекообразующую и негэнтропийную функции, составляющих определенное смысловое поле, хранящихся и трансформирующихся посредством их предметного воплощения в знаковосимволических системах, социальных институтах, продуктах труда, психологических образованиях; 2) вся сумма значимых смысловых отношений (язык, обычаи, привычки, этические и эстетические нормы и др.), которые формируют структуру общества, его символику.
Антикультура — совокупность методов, форм и результатов деятельности, выполняющих человекоразрушающую функцию, ведущих к деструкции, деградации социальных систем.
Культура личности — мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике, совокупность личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей. Проявляется в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной, т.е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения.
Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности.
Профессиональная культура – атрибутивное свойство профессиональной группы людей. Является результатом разделения труда, вызвавшего обособление видов специальной деятельности.
Культура жизненного самоопределения — осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, осуществлять самовоспитание.
Культурная среда образовательного учреждения — пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее: отношения - ценности - символы - вещи - предметы.
Культурология образования — сфера знаний, объясняющая и дающая понимание качественных и ценностных характеристик сферы образования; это система идей, представлений, понятий, частных методик, содействующих культурному развитию и саморазвитию ребенка.
Культурная трансмиссия — это механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.
Инкультурация — процесс обретения культурных навыков человеком, «вхождение» в культуру, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

КУЛЬТУРА
от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. — сложное междисциплинарное общеметодологич. понятие, характеристика к-рого, удовлетворяющая специалистов разл. отраслей знания, чрезвычайно затруднительна. И по сей день не существует определения К., к-рое можно было бы считать исчерпывающим. Понятие К. указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биол. форм жизни, так и на качеств, своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (антич. К.), для разл. обществ. народностей, наций (К. майя, рус. К. и т. п.), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (К. труда, общения и т. и.). В более узком смысле К. — сфера духовной жизни людей. К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения науки, иск-ва, техники, нормы морали и права), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравств. и эстетич. развития, мировоззрения, способы и формы общения. Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегриру-ясь в нек-рый единый тип К., к-рый исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиб. ценное, созданное предшествующей К.
Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, К. представляет собой, т. о., способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, с необходимостью воспроизводимый сменяющимися поколениями. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений. Для понимания сущности К. необходимо раскрыть и движущие силы этого процесса.
Истинное содержание ист. прогресса составляет творческое преобразование мира предметов и теоретич. представлений, в результате к-рого рождается уникальный, ранее не существовавший результат деятельности. Способ достижения этого результата всегда уникален, и столь же уникальна личность человека-творца, развившего в себе соответствующие способности. Любое оригинальное создание (открытие, произведение) может быть скопировано и тиражировано, но копии как элементы репродуктивной (воспроизводящей) деятельности в своем овеществленном качестве выпадают из сферы К., пока не выступят — благодаря заключенному в них содержанию — мотивом или средством новой творческой задачи.
Трансляция К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Взаимодействие отд. человека с К. никогда не бывает полностью гармоничным и всеохватывающим. К. всегда остается величайшим резервом опыта и ценностей, из к-рой черпают живущие поколения и в к-рую они вносят свой вклад.
Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того чтобы она проходила успешно, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на науч. исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Усвоение К. — это взаимонаправленный процесс, для к-рого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. Известно, например, что не только родители воспитывают ребенка, но и ребенок, в свою очередь, «воспитывает» родителей, формируя у них позиции и установки, необходимые для выполнения родительской роли. Успех воспитания в любом возрасте предопределяется успешностью коммуникации между воспитателем и воспитуемым. Овладение предметом, знанием, умением требует непосредств. обращения к их вещной форме. Учитель, воспитатель в этом случае выступают лишь посредниками, передающими «из рук в руки» нек-рую готовую «вещь». Их личность имеет при этом то значение, к-рое определяется степенью ее соответствия условиям процесса передачи. Так, учитель музыки, не обладающий личным муз. вкусом, но владеющий техникой игры на муз. инструменте, способен обучить детей исполнительским умениям. Но ни он, ни большинство его учеников не имеют отношения к муз. К. Аналогично можно выучить законы физики, не приобщившись к естеств.-науч. К. Именно К. осмысления и переживания физической или иной реальности, требующая индивидуального творческого восприятия, обусловливает становление целостной личности как носителя К. Даже теоретически допустимое полное овладение учащимися всей совокупностью результатов человеческого познания и деятельности не делает их субъектами К., несмотря на внеш. признаки образованности. К. передается не в процессе пассивного освоения готовой информации, но в личностном общении, т.е. в общении с личностью как носителем нестандартных творческих устремлений. Трансляция К. всегда включает сотворчество ее воспреемника. Т. о., в уч.-воспитат. процессе гл. средство передачи К. — неповторимая индивидуальность воспитателя как носителя К. и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью учащегося.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
287.83 кб

Информационные технологии и математическая культура младших школьников

Ивашова Ольга Александровна
Читать PDF
386.38 кб

Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога

Шилова Ольга Николаевна
Предпринят анализ понятия «информационная культура» (ИК) и сделана попытка дать ответ на вопрос, каким образом ее формирование может осуществляться в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста образования.
Читать PDF
469.16 кб

Межвузовская научная неделя «Д. С. Лихачев и русская культура»

Астахов О. Ю.
Читать PDF
114.84 кб

Ортологический словарь и речевая культура

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
310.16 кб

Адаптивная физическая культура в России становление, развитие, перспективы

Евсеев С. П.
Читать PDF
577.48 кб

Компетентностный подход к понятию «педагогическая культура преподавателя»

Исаева Т. Е.
Читать PDF
338.91 кб

Культура и знание приоритеты инновационного развития РФ

Кудрина Е. Л., Пономарев В. Д., Гендина И. И.
Читать PDF
1.13 мб

Экологическая культура в системе образования: историческое развитие

Егорова Н. Н.
The article is dedicated to forming of ecological culture from the point of value settings. The application of historical and genetic approach is contributed to this process.
Читать PDF
272.97 кб

Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе ком

Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна
В статье рассмотрено подробное проектирование образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода в рамках государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Читать PDF
254.69 кб

Развитие информационно-образовательного портала «Культура и искусство»

Мурована Т. А.
Статья презентует портал «Культура и искусство» Министерства культуры РФ, описывает его структуру, функции и перспективы развития.
Читать PDF
252.56 кб

Организационная культура учителя - составная часть педагогической культуры

Мисливец Н. А.
Читать PDF
89.03 кб

Мировая университетская культура

Луков Владимир Андреевич
Читать PDF
290.74 кб

Методологическая культура как основополагающий фактор совершенствования качества подготовки учителя

Уткина Т. И.
Читать PDF
0.00 байт

Проектная культура и проблема педагога нового типа

Филимонюк Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая культура компетентностного подхода в системе образовательного педагогического менеджм

Литвиненко Светлана Владимировна
В статье анализируется проблема культуры педагогического общения и существующего противоречия потенциалов андрагога: между предметным знанием и способностью (методологического и технологического характера).

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ

    личностное новообразование, которое обусловливает становление человека как целостности, продуктивность его самоосуществления и оптимальность индивидуальной траектории достижения акме как сту
  • АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи; основа компьютерной грамотности. Овладение А.к. предполагает: понимани
  • Античная культура

    лат. – древняя) – система духовной, бытовой, производственной, физической, художественной, управленческой, правовой культуры, сложившаяся в Греции в IV в. до н.э. и в Риме – в I в. до н.э. Эта культура в
  • Культура аудиовизуальная

    audiovisual culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области аудиовизуальных медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме;
  • Базисная культура личности

    гр. – основание) – это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а
  • КУЛЬТУРА ТРУДА

    высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способностями к творчеству.
  • Читательская культура

    понятие, которое при всем разнообразии трактовок включает следующие составляющие: – рациональная организацию процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читате
  • Гражданская культура

    уровень, характер и содержание нравственных, правовых, политических, эстетических и иных знаний и навыков человека, помогающий ему осознать свои гражданские права и обязанности, а также определит
  • Культура бедности

    особая субкультура людей, долгое время, подчас из поколения в поколение, живущих в бедности. Культура бедности, как культура бедных людей, характеризуется некоторыми общими чертами их поведения: о
  • КУЛЬТУРА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖ­БЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    К.к.г.с.п. – интегративная характеристика высшего уровня развития личности государственного служащего, представленная личностным конструктом «Я – профессионал», которая интегрирует пять структ
  • Социально-педагогическая культура человека

    в широком плане это уровень усвоения и повседневного проявления человекомсоциальнопедагогического опыта в различных сферах: в семье (укрепление семьи и внутрисемейных отношений, поддержание мо
  • Культура чтения

    комплекс навыков в работе с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических посо
  • ХИПХОП КУЛЬТУРА

    «уличная культура», получившая широкое распространение с середине 70х годов XX в. в США.
  • КУЛЬТУРА народа

    (от лат. cultura – возделывание, развитие, образование, почитание) – понятия, установки, обычаи, традиции и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколени
  • КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

    ценности, представления и нормы, присущие конкретной организации и определяющие порядок и стиль взаимодействия ее участников во имя достижения общих целей.
  • КУЛЬТУРА ПОПУЛЯРНАЯ

    область культуры, доступная для понимания представителями всех социальных слоев и групп и получившая широкое распространение в обществе, в том числе в молодежной среде.
  • Цветовая культура народа

    это отношение народа к окрасу производимых и используемых им вещей. Цвет и есть окрас, тональная насыщенность, колорит каких-либо предметов и всего видимого человеку. К основным цветам принято отн
  • Древнерусская культура

    совокупность материальной и духовной культуры, сложившейся к XVII веку, веку окончательного становления русской народности, православной церкви и русской государственности. Длительный период язы
  • Духовная культура

    производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, морали, просвещения и т. д.
  • Дворянская культура

    составная часть русской национальной культуры (наравне с сельской и городской), создателем и носителем которой стало дворянское сословие XVIII-XIX вв. Основой дворянской культуры стала русская народ