КУЛАГИН Юрий АлександровичКУЛЬТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА

Найдено 15 определений термина КУЛЬТУРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Культура

совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Культура

совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно-исторической практики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

Культура

уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Культура

специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный результатами материального и духовного производства, системой социальных норм и учреждений, духовных ценностей, совокупностью отношения человека к природе, окружающим, самому себе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Культура

(от лат. cultura  – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

КУЛЬТУРА

от лат. cultura—возделывание, образование, воспитание) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития; в контексте образовательной проблематики культура — это уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

КУЛЬТУРА

лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. («Культура – это то, что делает человека человеком» – академик Лихачев Д.С.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Культура

требования к человеку, а также эталоны, предметы, среды, бытие которых носит требовательный характер, в содержание которых (требований) вносится в качестве основания всеобщее и сущностное представление об универсуме. Культура требует от человека предельного преодоления индивидуального и совместного эгоцентризма и вписанности в «законы бытия» универсума за счет нейтрализации своей «частичности».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Методологический словарь для стратегов

КУЛЬТУРА

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [80, c. 249].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

КУЛЬТУРА

от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Культура

отлат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической психологии

КУЛЬТУРА

от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – достигнутый человечеством уровень развития и фонд лучших результатов этого развития, опредмеченный в формах искусства, науки, техники, становящийся условием дальнейшего развития поколений, обществ и отдельных личностей.

Ряд авторов (А.Кребер, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривают К. как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами, как средство организации и ориентации этих систем. Отечественные авторы (А.И.Арнольдов, С.Н.Иконникова, А.К.Уледов и др.) трактуют К. как многоаспектное проявление активности субъекта в деятельности и общении, отмечая ее полифункциональный характер и гуманистическую направленность. Смысловые, моделирующие и регулирующие функции К. анализируют Ю.М.Лотман, Э.Фромм, Л.Февр, Т.Тарановский, J.M. Jermier, J.W.Slocum, G.Foster и др.

Для акмеологии понятие культуры существенно как:

– присвоение личностью, общностью, организацией достижений общества, человечества;

– профессиональная культура, обозначающая способность оптимальной реализации своих профессиональных знаний, умений, навыков в деятельности, профессиональное самоопределение и самореализация.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Акмеологический словарь

Культура

лат. – возделывание) – это совокупность всего, созданного рукой и духом человека, т.е. те материальные, художественные и духовные ценности, которые сотворены в процессе общественно-исторической практики людей; это позитивный опыт человечества, основанный на способности каждой личности к творчеству. Культура служит благу человека, его духовному и физическому здоровью; она включает в себя не только общественную деятельность людей по воспроизведению и обновлению общественного бытия, но и сложную работу по восстановлению и преображению человеческой природы – духа, души и тела, труд по воспитанию культуры ума и сердца. В обществе культура выполняет многие функции: освоения и преобразования мира, коммуникативную, сигникативную, накопления и хранения информации, проективную, нормативную и защитную. Культура всегда есть культура определенного народа, выражает особенности его вероисповедания, национальности, истории, места проживания и т.д. Это, как говорят ученые, «вторая природа» человека. Она дает смыслы человеческому бытию, делает его бесконечно развивающимся и сохраняющим себя. Культура – средство социализации человека, его приобщения к общественному целому. И потому она тесно связана с педагогической и вообще воспитательно-образовательной деятельностью. Деятельность педагога и есть трансляция культуры как опыта прошлых поколений новому поколению. Учитель, через культуру, является посредником между историческим прошлым народа и его будущим.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КУЛЬТУРА

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. - сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Понятие "К." употребляется для характеристики определенной исторической эпохи (например, античная К.), конкретных обществ, народностей и наций (К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, политическая, хозяйственная и т.д.). Выделяются две сферы К. - материальная и духовная. Материальная К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), К. духовная объединяет те явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (язык, знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип К., который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей К. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Передача К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Культурная преемственность осуществляется не автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности. Усвоение К. - это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. — высокий уровень чего-то, высокое развитие, умение (н-р, культура труда, культура речи). (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) См. также Культура поведения, Культура речи

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

КУЛЬТУРА

от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. — сложное междисциплинарное общеметодологич. понятие, характеристика к-рого, удовлетворяющая специалистов разл. отраслей знания, чрезвычайно затруднительна. И по сей день не существует определения К., к-рое можно было бы считать исчерпывающим. Понятие К. указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биол. форм жизни, так и на качеств, своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи (антич. К.), для разл. обществ. народностей, наций (К. майя, рус. К. и т. п.), особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни (К. труда, общения и т. и.). В более узком смысле К. — сфера духовной жизни людей. К. включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения науки, иск-ва, техники, нормы морали и права), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравств. и эстетич. развития, мировоззрения, способы и формы общения. Материальная и духовная К. находятся в органическом единстве, интегриру-ясь в нек-рый единый тип К., к-рый исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиб. ценное, созданное предшествующей К.

Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, К. представляет собой, т. о., способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, с необходимостью воспроизводимый сменяющимися поколениями. Ядро К. составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, К. воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений. Для понимания сущности К. необходимо раскрыть и движущие силы этого процесса.

Истинное содержание ист. прогресса составляет творческое преобразование мира предметов и теоретич. представлений, в результате к-рого рождается уникальный, ранее не существовавший результат деятельности. Способ достижения этого результата всегда уникален, и столь же уникальна личность человека-творца, развившего в себе соответствующие способности. Любое оригинальное создание (открытие, произведение) может быть скопировано и тиражировано, но копии как элементы репродуктивной (воспроизводящей) деятельности в своем овеществленном качестве выпадают из сферы К., пока не выступят — благодаря заключенному в них содержанию — мотивом или средством новой творческой задачи.

Трансляция К. от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Взаимодействие отд. человека с К. никогда не бывает полностью гармоничным и всеохватывающим. К. всегда остается величайшим резервом опыта и ценностей, из к-рой черпают живущие поколения и в к-рую они вносят свой вклад.

Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того чтобы она проходила успешно, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на науч. исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Усвоение К. — это взаимонаправленный процесс, для к-рого справедливы все осн. закономерности коммуникативной деятельности. Известно, например, что не только родители воспитывают ребенка, но и ребенок, в свою очередь, «воспитывает» родителей, формируя у них позиции и установки, необходимые для выполнения родительской роли. Успех воспитания в любом возрасте предопределяется успешностью коммуникации между воспитателем и воспитуемым. Овладение предметом, знанием, умением требует непосредств. обращения к их вещной форме. Учитель, воспитатель в этом случае выступают лишь посредниками, передающими «из рук в руки» нек-рую готовую «вещь». Их личность имеет при этом то значение, к-рое определяется степенью ее соответствия условиям процесса передачи. Так, учитель музыки, не обладающий личным муз. вкусом, но владеющий техникой игры на муз. инструменте, способен обучить детей исполнительским умениям. Но ни он, ни большинство его учеников не имеют отношения к муз. К. Аналогично можно выучить законы физики, не приобщившись к естеств.-науч. К. Именно К. осмысления и переживания физической или иной реальности, требующая индивидуального творческого восприятия, обусловливает становление целостной личности как носителя К. Даже теоретически допустимое полное овладение учащимися всей совокупностью результатов человеческого познания и деятельности не делает их субъектами К., несмотря на внеш. признаки образованности. К. передается не в процессе пассивного освоения готовой информации, но в личностном общении, т.е. в общении с личностью как носителем нестандартных творческих устремлений. Трансляция К. всегда включает сотворчество ее воспреемника. Т. о., в уч.-воспитат. процессе гл. средство передачи К. — неповторимая индивидуальность воспитателя как носителя К. и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью учащегося.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме КУЛЬТУРА — 0

Найдено научныех статей по теме КУЛЬТУРА — 0

Найдено книг по теме КУЛЬТУРА — 0

Найдено презентаций по теме КУЛЬТУРА — 0

Найдено рефератов по теме КУЛЬТУРА — 0