БЕРДЯЕВ Николай Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бердяев Николай Александрович
1874-1948) – русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека» и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей – свобода, творчество, личность – легла в основу его философского учения. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало, по мысли Б., - первоисточник бытия. Человек – микрокосм и заключает в себе все, «личность человеческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жизни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, которое есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Пед. условия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
философ, литератор. Учился в Киевском кадетском корпусе, но в 1898 за участие в социалистическом кружке был арестован и выслан в Вологду. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 во Франции. Издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40), ставший философским центром русской эмиграции. Б. принадлежит особая роль мыслителя-посредника между российской и западной культурой. На рубеже 19-20 вв. находился под влиянием идей марксизма и неокантианства. Позднее на мировоззрение Б. все большее влияние оказывал В.С. Соловьев. Постепенно Б. перешел к исследованию философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность противопоставляются Б. необходимости, миру объектов, в котором действуют зло, страдание, рабство. Личность, по Б., - это не эмпирическая индивидуальность, а человек, взятый как творческое свободное существо, неподвластное объективации. Единение с другими людьми присуще личности как неотъемлемая часть ее внутреннего мира ("общество - часть личности"). Смысл истории, по Б., постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Осн. сочинения (переведены на мн. языки): "Смысл творчества" (1916), "Смысл истории" (1923), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "О рабстве и свободе человека" (1939), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949; философская автобиография Б.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Николай Александрович Бердяев
1874-1948) философ, литератор, издатель, публицист. Один из создателей религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, Вольной философской ассоциации. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубин» (1918). С 1920 г. - профессор Московского университета. Рассматривал человека как точку пересечения двух миров - божественного и органического, был убежден, что в воспитании следует исходить из человека — «микрокосма», который нуждается в «посвящении в тайну о самом себе», спасении в творчестве. В 1922 г. выслан из Советской России. Преподавал в Берлине в Русском национальном институте. С 1925 г. -во Франции. Издает религиозно-философский журнал «Путь» (1925-1940), ставший философским центром русской эмиграции. Профессор Русской религиозно-философской академии в Париже, председатель Русского академического союза. На рубеже XIX-XX веков находился под влиянием идей марксизма, затем перешел к исследованию философии личности в духе религиозного экзистенциализма. Личность, по Бердяеву, - творческое свободное существо, стремящееся к совершенству через творчество. Процесс воспитания, по мнению Бердяева, это самосозидание и самопознание своего внутреннего мира личностью в ходе свободной творческой деятельности. Полагал, что творческое становление личности является прежде всего ее духовным становлением. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (М. , 1916), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (Берлин, 1923), . «Русская идея» (Париж, 1948), «Самопознание» (Париж, 1949) и др.

Источник: История образования и педагогической мысли

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Миропонимание Николая Александровича Бердяева: примат личности, её свободы над бытием и философия са

Мухина Валерия