СубботаСубкультура Антисоциальная

СУБКУЛЬТУРА

Найдено 7 определений термина СУБКУЛЬТУРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Субкультура

кормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традици­онного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по педагогической антропологии

СУБКУЛЬТУРА

совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом [80, c. 656].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СУБКУЛЬТУРА

особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Субкультура

лат. – подкультура) – совокупность культурных форм и норм (символов, идей, убеждений, ценностей, образцов поведения, форм и содержания искусства, видов деятельности), соответствующих определенному сообществу, его возрастным и психо-социальным особенностям, и обслуживающих потребности и интересы этого сообщества. Различают детскую и юношескую субкультуры, национальную, профессиональную и конфессиональную (например, православную). Субкультура – это то, что создает человека как представителя определенной категории сограждан. Она позволяет формироваться различным сообществам с отношениями равноправного партнерства их членам. Субкультура – явление всеобщее и вневременное, присущее любой национальной культуре.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СУБКУЛЬТУРА

суб (лат) – под + культура (лат) – возделывание, обрабатывание). 1) Совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (деликвентная подкультура); 2) Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) Трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Следует различать, что всякая субкультура – это определенная реакция на господствующую, традиционную культуру. Поэтому следует различать субкультуры, возникшие как позитивная реакция, и субкультуры, как негативная реакция на культуру господствующую.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

СУБКУЛЬТУРА

от лат. sub - под и культура)— совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума). Социальная база С. - отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. С. - это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения; предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации); увлечения, способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальной, асоциальной, антисоциальной), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями ее носителей. Нормы в просоциальных С. в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных С. нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы. Характер С. определяет сферы жизни, в которых поведение ее носителей регулируются нормами С., а также мерой настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных С. нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во мн. асоциальных и в ряде просоциальных С. регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С., а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая носителями С., определяет во многом содержание их общения. В каждой С. увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными и социокультурными особенностями и условиями жизни, а также модой. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях и т.п. Мода - одна из знаковых систем, посредством которых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в которой она функционирует. Существует мода молодежная, девиантная и пр. Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей С. Лексический состав жаргона обычно достаточно подвижен и постоянно обновляется. Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах). В каждой С. бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории С., стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской С. - считалки, дразнилки, страшилки и пр. Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие отношение к окружающему миру, чувства и стремления и т.п. Игры подразделяются на созданные в рамках С. (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в деликвентных, подвижные - в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости С. С. выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные С. способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации. Одни выступают как контркультуры (например, уголовно-лагерная), другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества. С., будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие. См. также Мода

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

СУБКУЛЬТУРА

от лат. sub - под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума).

Социальная база С. - отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

С. - это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными, социально-профессиональными и иными специфич потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей.

Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации конкретной С влияют на отношения к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния Нормы в просо-циальных С в основном не противоречат общественным, а дополняют.н. (или). трансформируют их, отражая специфич условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной С В антисоциальных С нормы прямо противоположны общественным В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы

Характер С определяет сферы жизни, в к-рых поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются нормами С, а также меру настоятельности и эффективности регуляции В антисоциальных С нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей Во мн асоциальных и в ряде просо-циальных С регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей

В каждой С существует более или менее жесткая статусная структура Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом и т.п.

Носителей определенной С обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и иерархия их значимости каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио и телевидения, рассчитанные на носителей данной С, конкретные рубрики газет.н. журналов, нац, иностр, региональные, муниципальные печатные и электронные средства массовой коммуникации Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для С ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

В каждой С можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, к-рые определяются их возрастными и социо-культурными особенностями, условиями их жизни, а также модой В данном случае мода понимается как форма социальной регуляции, отражающая периодич смену образцов массового поведения и обеспечивающая более или менее адекватное внеш. «оформление» постоянно меняющегося содержания жизни Наиб. явно мода проявляется в одежде, предметах быта, прическе, а также манере поведения, речи, муз. и иных эстетич. предпочтениях и т.н. Мода - одна из знаковых систем, посредством к-рых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфич средство приобщения человека к социальному и культурному опыту Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в к-рой она функционирует (половозрастной и социокуль-турный состав, ценностные ориентации, условия жизни и т и). В связи с этим можно говорить о модах тех или иных ярко выраженных С (молодежная, различные девиантные и пр).

Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей определенной С Лексич состав жаргона обычно достаточно подвижен, непостоянен В течение определенного периода времени, как правило относительно короткого, жаргон во многом обновляется, ибо в его рамках происходит постоянное пополнение синонимич рядов и замещение их элементов Жаргон в любой С включает в себя неск. групп слов и выражений Первая - общеупотребит слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат значение (напр., мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др.). Вторая - общеупотребит слова и выражения, к-рым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр., «железно», «крутой» и т и). Третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр., англицизмы в юношеских С, лексика в преступных группировках, слова, заменяющие термины, употребляемые в проф. группах). Четвертая - слова и выражения, характерные лишь для отд регионов, в т.ч. и имеющие корни в областных диалектах Жаргоны существенно различны по кол-ву входящих в них лексич единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах).

В каждой С рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, муз, игровых видов творчества Словесный вид творчества включает в себя разл предания из истории сообщества носителей С, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в дет. С - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Муз. фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы С, рассказывающие о к -л реальных или мифич событиях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках С (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в делинк-вентных, подвижные - в детской и т.д. ), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), к-рые стали значимыми для носителей конкретной С, признаком принадлежности играющих к той или иной С.

Субкультурному фольклору присущи специфич признаки любого фольклора - коллективность творч процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей С к другим, вариативность формы и содержания

В той или иной конкретной С набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости Так, в С детской, юношеской, религ. сект, криминальных сообществ. наличествуют все виды творчества В то же время в фольклоре С тех или иных социальных и проф. слоев, неформальных движений, самодеят.н. любит объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое

С выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку Они представляют собой специфич способ дифференциации развитых нац. культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества Просо-циальные и отчасти асоциальные С способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации Одни выступают как контркультуры (напр., уголовно-лагерная), другие порождают инновац явления и содействуют их вхождению в культуру общества С, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие

Лит Социология преступности, M, 1966, Мудрик А В, Современный старшеклассник проблемы самоопределения, M, 1977, его же, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1984, Мяло К, Уроки Эзеля, «Ино странная литература», 1987, № 1, Кон И С, Психология ранней юности, M 1989, Пирожков В Ф Законы преступного мира молодежи Криминальная субкультура, Тверь 1994, OpieJ, OpieP, The lore and language of schoolchildren, Oxf, 1959, Knapp M, Knapp H, One potato, two potato the secret education of American children, № V 1976, B r a k e M, The sociology of jouth culture and jouth subcultures sex and drugs and rock n roll, L 1980, Ichwendter R, Theone der Subkultur, Fr /M, 1981, H e b d i g e D, Subculture The meanmg of style, L -N V, 1981 А В Мудрик

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме СУБКУЛЬТУРА — 0

Найдено научныех статей по теме СУБКУЛЬТУРА — 0

Найдено книг по теме СУБКУЛЬТУРА — 0

Найдено презентаций по теме СУБКУЛЬТУРА — 0

Найдено рефератов по теме СУБКУЛЬТУРА — 0