Массовая культура
КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Культура массовая
культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название М. к., китч — ее разновидность.
Источник: Педагогический словарь
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Феномен культуры XX в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом и развитием средств массовой коммуникации. Под М. к. подразумевается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих ее потребности в досуге, развлечении и общении. Чаще всего к М. к. относят литературные произведения (комиксы, детективы, фантастику), периодические издания (кроме научных), кинофильмы, телевизионные «мыльные оперы», эстрадные шлягеры, поп-арт и др.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
(от лат. massa – ком, кусок, множество и cultura – возделывание, воспитание) – совокупность явлений культуры ХХ–ХХІ вв., характерных для массового общества с его высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, телевидение, Интернет, мобильная связь), высокой степени урбанизации и индустриализации, высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. К. м. предлагает свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы, делает акцент на «усредненный» уровень развития самых массовых потребителей этой культуры, создает единую «выхолощенную» культуру, уничтожая традиционные ценности (Культура и развитие человека. – К.: Наук. думка, 1989; еномен української культури: методологічні засади осмислення. – К.: Фенікс, 1996; ТТабачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К.: Наук. думка, 2000; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
феномен культуры 20 в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. М.к. существовала и ранее, но как явление она была охарактеризована в середине 20 в. Под М.к. понимается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих ее потребности в досуге, развлечении и общении. Чаще всего к М.к. относят: - литературные произведения (комиксы, детективы, фантастика, т.н. "женские романы" и др.), - периодические издания (кроме научных), - кинофильмы, мелодрамы, телевизионные "мыльные оперы", - эстрадные шлягеры, поп-арт и пр. Согласно одной из культурологических точек зрения, направлениями М.к. являются: - субкультура детей и молодежи; - массовая общеобразовательная школа; - средства массовой информации; система национальной (государственной) идеологии; - массовые политические движения (в т.ч. детское и молодежное движение); - массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, паранаучные учения и пр.); - система организации и стимулирования общественного спроса (реклама, мода и др.).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Массовая культура
лат. – ком, кусок и возделываю) – производство и потребление культурных ценностей, рассчитанных на массовое сознание, ценности и отношения. Это усредненная нивелированная культура (музыка, литература, кино, компьютерные игры, живопись, танцы и т.д.), создаваемая в соответствии с невысокими духовными потребностями, средним уровнем сознания, усредненными нормами личной жизни, сформировавшимися на основе моды и конформизма человека. Такая «усредненная» культура лишена национальной, профессиональной, половозрастной и тем более индивидуальной специфики. Она искажает реальные проблемы, потребности, интересы, заполняет досуг сомнительными мифологемами и идеями, стимулирует потребительское отношение к жизни, культивирует отдых и безделье, уводит его в мир грез и мечты. В то же время она снимает стресс от жизни в большом городе, в центре цивилизации. Особое развитие она получает в полубедном обществе с полярным уровнем жизни, где служит сознательно используемым средством отвлечения молодежи от реальных проблем их собственной и общественной жизни. Этому успешно способствуют боевики, фильмы ужастов, комиксы, детективы, мюзиклы, мелодрамы и т.д. Наиболее низкопробные произведения массовой культуры молодежь сама называет «попсой», а массовую культуру неуважительно «масскультурой». Это понятие для некоторой части молодежи нередко совпадает с их «субкультурой».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)