Массовая культура

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Культура массовая
культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название М. к., китч — ее разновидность.

Источник: Педагогический словарь

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Феномен культуры XX в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом и развитием средств массовой коммуникации. Под М. к. подразумевается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих ее потребности в досуге, развлечении и общении. Чаще всего к М. к. относят литературные произведения (комиксы, детективы, фантастику), периодические издания (кроме научных), кинофильмы, телевизионные «мыльные оперы», эстрадные шлягеры, поп-арт и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КУЛЬТУРА МАССОВАЯ
(от лат. massa – ком, кусок, множество и cultura – возделывание, воспитание) – совокупность явлений культуры ХХ–ХХІ вв., характерных для массового общества с его высоким уровнем коммуникационно-информационных систем (радио, телевидение, Интернет, мобильная связь), высокой степени урбанизации и индустриализации, высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. К. м. предлагает свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы, делает акцент на «усредненный» уровень развития самых массовых потребителей этой культуры, создает единую «выхолощенную» культуру, уничтожая традиционные ценности (Культура и развитие человека. – К.: Наук. думка, 1989; еномен української культури: методологічні засади осмислення. – К.: Фенікс, 1996; ТТабачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К.: Наук. думка, 2000; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
феномен культуры 20 в., получивший распространение в связи с научно-техническим прогрессом, индустриализацией и урбанизацией общества, а также развитием средств массовой коммуникации. М.к. существовала и ранее, но как явление она была охарактеризована в середине 20 в. Под М.к. понимается широкий спектр самых различных явлений, ориентированных на массовую аудиторию и удовлетворяющих ее потребности в досуге, развлечении и общении. Чаще всего к М.к. относят: - литературные произведения (комиксы, детективы, фантастика, т.н. "женские романы" и др.), - периодические издания (кроме научных), - кинофильмы, мелодрамы, телевизионные "мыльные оперы", - эстрадные шлягеры, поп-арт и пр. Согласно одной из культурологических точек зрения, направлениями М.к. являются: - субкультура детей и молодежи; - массовая общеобразовательная школа; - средства массовой информации; система национальной (государственной) идеологии; - массовые политические движения (в т.ч. детское и молодежное движение); - массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, паранаучные учения и пр.); - система организации и стимулирования общественного спроса (реклама, мода и др.).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Массовая культура
лат. – ком, кусок и возделываю) – производство и потребление культурных ценностей, рассчитанных на массовое сознание, ценности и отношения. Это усредненная нивелированная культура (музыка, литература, кино, компьютерные игры, живопись, танцы и т.д.), создаваемая в соответствии с невысокими духовными потребностями, средним уровнем сознания, усредненными нормами личной жизни, сформировавшимися на основе моды и конформизма человека. Такая «усредненная» культура лишена национальной, профессиональной, половозрастной и тем более индивидуальной специфики. Она искажает реальные проблемы, потребности, интересы, заполняет досуг сомнительными мифологемами и идеями, стимулирует потребительское отношение к жизни, культивирует отдых и безделье, уводит его в мир грез и мечты. В то же время она снимает стресс от жизни в большом городе, в центре цивилизации. Особое развитие она получает в полубедном обществе с полярным уровнем жизни, где служит сознательно используемым средством отвлечения молодежи от реальных проблем их собственной и общественной жизни. Этому успешно способствуют боевики, фильмы ужастов, комиксы, детективы, мюзиклы, мелодрамы и т.д. Наиболее низкопробные произведения массовой культуры молодежь сама называет «попсой», а массовую культуру неуважительно «масскультурой». Это понятие для некоторой части молодежи нередко совпадает с их «субкультурой».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.72 кб

Маркетинг и массовая культура

Тульчинский Григорий Львович
Читать PDF
351.05 кб

Текст - код массовой культуры

Ерохина Татьяна Иосифовна
Осмысление текста как кода массовой культуры представлено в статье в двух ракурсах: анализ дефиниции текста в семиотическом дискурсе, актуализирующем понимание текста как кода культуры; определение онтологической значимости текста
Читать PDF
79.09 кб

Культура массовых коммуникаций

Карпухин Олег Иванович
В статье рассматривается понятие «культура массовых коммуникаций».
Читать PDF
374.81 кб

Эстетика языка массовой культуры

Тараканов Александр Валерьевич
Читать PDF
239.88 кб

Томас Пинчон и массовая культура

Киреева Наталия Владимировна
В статье рассматривается такой аспект трансформации литературного поля во второй половине XX в., как взаимодействие элитарного и массового.
Читать PDF
237.90 кб

Язык и ценности массовой культуры

Аблеев Сергей Рифатович, Кузьминская Светлана Игоревна
Статья посвящена философскому анализу лингвистических и аксиологических аспектов феномена массовой культуры.
Читать PDF
2.93 мб

Массовая культура в контексте СМИ

Ь. А. Пурескина
Читать PDF
1.12 мб

Архетип как код массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Мазилов Владимир Александрович, Нажмудинов Гаджи Магомедович
В рамках работ по гранту «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс» составлен глоссарий, отразивший установленные авторским коллективом коды массовой культуры. Таким кодом, в числе других, определен архетип.
Читать PDF
1.32 мб

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТА

И. Ф. Петров
Методологическая неоднозначность позиций исследователей приводит к тому, что массовую культуру относят к разным аспектам явления.
Читать PDF
140.24 кб

Массовая культура: аспекты понимания

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
239.00 кб

Стратегии массовой экранной культуры

Ворожейкин Евгений Петрович
Статья посвящена исследованию стратегий массовой экранной культуры, направленных на манипуляцию образами смерти и насилия.
Читать PDF
194.27 кб

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
100.29 кб

Интернет как закат массовой культуры?

Фокин Александр Александрович
Читать PDF
352.06 кб

Олимпиада как текст массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Шапошников Всеволод Аркадьевич
В статье ставится мало изученная в отечественной науке проблема интерпретации выдающегося спортивного события как репрезентативного текста массовой культуры.
Читать PDF
131.56 кб

Иерархическая модель массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В данной статье массовая культура рассматривается не как гомогенное образование, а как иерархическая система.

Похожие термины:

  • Культура медийная массовая

    mass media culture) – система производства, распространения, рекламы, продажи относительно несложных для восприятия медиатекстов, рассчитанных на массовую аудиторию. Некоторые теоретики отождествляют м