КАНТ ИММАНУИЛ
КАНТ Иммануил
(1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии. Основные произведения, в которых отражены педагогические воззрения Канта: «О педагогике», «Антропология с прагматической точки зрения» и др. Кант считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, которое в нем нуждается. Главной задачей воспитания Кант считал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идей долга.
КАНТ Иммануил
1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии. Пед. взгляды К. сложились под влиянием Ж. Ж. Руссо и нем. педагога И. Б. Базедова. Основные произведения, в к-рых отражены пед. воззрения К.: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие "1765—66"», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматической точки зрения». К. считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, к-рое в нем нуждается. В воспитании различал пять компонентов: физическое воспитание, или уход за ребенком; дисциплинирование; культивирование, или развитие умственных способностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обществе; морализирование, или выработка твердого характера (последнее является самым важным). Главной задачей воспитания К. считал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его понимание школы как «принудительной культуры», где ребенок приучается выполнять определенные обязанности. Допускал применение физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение легким и приятным для детей, т. к. серьезные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Считал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей».
Источник: Педагогический словарь
КАНТ (Kant) ИММАНУИЛ (1724-1804)
родоначальник немецкой классической философии. Член Берлинской и Сиенской АН, поч. член Петербургской АН (1794). Педагогические идеи К. тесно связаны с его философским учением. Их важным теоретическим источником была теория воспитания Ж.Ж. Руссо. К. первым указал на социальную значимость филантропина И.Б. Базедова, посвятив ему несколько статей. К. рассматривал вопросы обучения, воспитания, школоведения, анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравственного воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание - гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практической деятельности. Осн. задачи образования, по К., - воспитание социальной дисциплины, приобщение к культуре, моральное воспитание. Критикуя существовавшую школьную систему и практику, высказывался за пересмотр методов преподавания и воспитания (выступал против вербализма, зубрежки, догматизма), за радикальное изменение образовательной системы. К. подчеркивал важность учета возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного учебного материала. Придавал большое значение деятельности учителя, стимулирующей активность и самостоятельность учащихся.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КАНТ Иммануил
22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, — 12.2. 1804, там же), родоначальник нем. классич. философии. По окончании Кенигсбергского ун-та был домашним учителем (1747—54), затем преподавал в ун-те (1755—96, с 1770 проф.). Чл. Берлинской и Сиенской АН; поч. чл. Петерб. АН (с 1794).
Творчество К. подразделяется на «до-критический» (до 1770)и «критический» периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к к-рым он подходил с деистич. позиций. В работе «Всеобщая естеств. история и теория неба» (1755) выдвинул космогонич. гипотезу о естеств. происхождении солнечной системы, вплотную подошел к идее неразрывности материи и движения.
Осн. работы «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781; ), «Критика практич. разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришел к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем к-рых является сам субъект. Этич. учению К. присущ нек-рый формализм. К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравств. самосознания. Согласно осн. моральному закону («категорич. императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, К. перевел в план нравств. сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос. о личности как высш. ценности.
Пед. идеи К. тесно связаны с его филос. учением. Их важным теоретич. источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. К. опирался на собств. преподавательский опыт, внимательно следил за пед. исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи «Дессау. 1776» (1776) и «Ради общего блага» (1777). Читал курс по педагогике в ун-те (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 уч. гг.). В анализе пед. проблем использовал «Учебник иск-ва воспитания» Ф. С. Бока (1780), материалы периодич. издания Базедова и И. Г. Кампе «Пед. беседы» (1777—81), однако переосмыслил их и создал собств. пед. концепцию. На основе заметок К. и записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения К. издан его учеником Ф. Т. Ринком под назв. «Immanuel Kant uber Padagogik» (1803, рус. пер. С. Любомудрова издавался в 1896, 1907 и — пересмотренный — в 1980). Вопросы обучения, воспитания, школоведения К. рассматривал также в «Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66» и в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (1784; рус. пер. 1966). В работе «Антропология с прагматич. точки зрения» (1798) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравств. воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklarung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) — гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практич. деятельности. Осн. задачи образования, по К., — воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важное значение духовному развитию личности, К. указывал и на важность физич. воспитания; высказывал мысль о необходимости сочетания академич. и трудового обучения. Дидактич. принципы К. противопоставлены распространенным в то время в Германии вербализму, зубрежке, догматизму. Подчеркивал важность учета возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного уч. материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирич. фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В уч. план, по К., следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логич. взаимосвязь. Критикуя существовавшую шк. систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образоват. системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая эксперим. работа (не идеализируя филантропии Базедова, К. рассматривал его прежде всего как опытное уч. заведение).
Идеи К. оказали положит. влияние на герм. и европ. пед. теории, став одним из источников реформ образоват. систем в 1-й пол. 19 в.
Соч.: Сочинения, т. 1—6, М., 1963—66; О педагогике, в его кн.: Трактаты и письма, М., 1980.
Лит.: Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн.: Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923; Шишкин А. Ф., Пед. идеи. Канта, СП, 1938, № 7; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6; Карийский А. М., Проблема человека в филос. и пед. мысли И. Канта, СП, 1974, № 4; Т а м б о в к и и а Т. И., Дидактич. взгляды И. Канта, в кн.: Вопросы теоретич. наследия И. Канта, [Калининград], 1975; Нарек и и И. С., Кант, М., 1976; Этика Канта и современность, Рига, 1989; Eigenmann A., Die Padagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921; Messer A., Kant als Erzieher, Langensalza, 1924; B a l l a u ff T., Vernunftiger Wille und glaubige Liebe. Interpretationen zu Kantsund Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957; Weisskopf T., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.], 1070; Padagogisches Gedankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewahlt, eingeleitet und erlautert von H. und W. Schuffenhauer, B., 1984; Hufnagel E., Kants padagogische Theorie, в кн.: Kant-Studien, Jahrgang 79, H. l, B., 1988., A. M. Каримский.
Творчество К. подразделяется на «до-критический» (до 1770)и «критический» периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к к-рым он подходил с деистич. позиций. В работе «Всеобщая естеств. история и теория неба» (1755) выдвинул космогонич. гипотезу о естеств. происхождении солнечной системы, вплотную подошел к идее неразрывности материи и движения.
Осн. работы «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781; ), «Критика практич. разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришел к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем к-рых является сам субъект. Этич. учению К. присущ нек-рый формализм. К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравств. самосознания. Согласно осн. моральному закону («категорич. императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, К. перевел в план нравств. сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос. о личности как высш. ценности.
Пед. идеи К. тесно связаны с его филос. учением. Их важным теоретич. источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. К. опирался на собств. преподавательский опыт, внимательно следил за пед. исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи «Дессау. 1776» (1776) и «Ради общего блага» (1777). Читал курс по педагогике в ун-те (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 уч. гг.). В анализе пед. проблем использовал «Учебник иск-ва воспитания» Ф. С. Бока (1780), материалы периодич. издания Базедова и И. Г. Кампе «Пед. беседы» (1777—81), однако переосмыслил их и создал собств. пед. концепцию. На основе заметок К. и записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения К. издан его учеником Ф. Т. Ринком под назв. «Immanuel Kant uber Padagogik» (1803, рус. пер. С. Любомудрова издавался в 1896, 1907 и — пересмотренный — в 1980). Вопросы обучения, воспитания, школоведения К. рассматривал также в «Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66» и в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (1784; рус. пер. 1966). В работе «Антропология с прагматич. точки зрения» (1798) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравств. воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklarung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) — гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практич. деятельности. Осн. задачи образования, по К., — воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важное значение духовному развитию личности, К. указывал и на важность физич. воспитания; высказывал мысль о необходимости сочетания академич. и трудового обучения. Дидактич. принципы К. противопоставлены распространенным в то время в Германии вербализму, зубрежке, догматизму. Подчеркивал важность учета возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного уч. материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирич. фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В уч. план, по К., следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логич. взаимосвязь. Критикуя существовавшую шк. систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образоват. системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая эксперим. работа (не идеализируя филантропии Базедова, К. рассматривал его прежде всего как опытное уч. заведение).
Идеи К. оказали положит. влияние на герм. и европ. пед. теории, став одним из источников реформ образоват. систем в 1-й пол. 19 в.
Соч.: Сочинения, т. 1—6, М., 1963—66; О педагогике, в его кн.: Трактаты и письма, М., 1980.
Лит.: Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн.: Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923; Шишкин А. Ф., Пед. идеи. Канта, СП, 1938, № 7; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6; Карийский А. М., Проблема человека в филос. и пед. мысли И. Канта, СП, 1974, № 4; Т а м б о в к и и а Т. И., Дидактич. взгляды И. Канта, в кн.: Вопросы теоретич. наследия И. Канта, [Калининград], 1975; Нарек и и И. С., Кант, М., 1976; Этика Канта и современность, Рига, 1989; Eigenmann A., Die Padagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921; Messer A., Kant als Erzieher, Langensalza, 1924; B a l l a u ff T., Vernunftiger Wille und glaubige Liebe. Interpretationen zu Kantsund Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957; Weisskopf T., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.], 1070; Padagogisches Gedankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewahlt, eingeleitet und erlautert von H. und W. Schuffenhauer, B., 1984; Hufnagel E., Kants padagogische Theorie, в кн.: Kant-Studien, Jahrgang 79, H. l, B., 1988., A. M. Каримский.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия