Культура речи

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУЛЬТУРА РЕЧИ
владение нормами устного и письменного литературного языка /правилами произношения, ударения, грамматики/, а также умение использовать выразительные языковые средства.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КУЛЬТУРА РЕЧИ
владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Культура речи
степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.

Источник: Педагогический словарь

КУЛЬТУРА РЕЧИ
1) соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 2) область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КУЛЬТУРА РЕЧИ
владение нормами устного и письменного литературного языка - правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку, литературе. См. также Культура, Образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Культура речи
высокая степень владения нормами устного и письменного литературного языка, а также совершенное умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Проявляется она как совокупность свойств самой речи – ее точности, ясности, чистоты, логичности и т.д. Культура речи, изучаемая языкознанием и психологией, состоит из стилистической, фоностилистической, лексической, логической, психологической и нравственно-этической культуры. В целом она является частью духовной культуры народа и сохраняет себя веками в виде образцовых совершенных текстов, как письменных, так и устных (в звукозаписях). В школе культура речи формируется на уроках литературы и языка, этики, риторики.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. 2. Область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. К. р. содержит в себе, таким образом, три компонента: нормативный, этический (связан с этикой общения) и коммуникативный. Последний компонент играет решающую роль в достижении целей общения. В овладении К. р. обычно выделяют два этапа. Первый связывают с освоением учащимися литературно-языковых норм. Владение ими обеспечивает правильность речи, составляющей основу индивидуальной К. р. Второй этап предполагает творческое применение норм в разных ситуациях общения. Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку, изучения литературы.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КУЛЬТУРА РЕЧИ
1) это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н. Ширяев); 2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации (см. языковая норма) и оптимизации общения. К. р. учителя — предмет гуманитарного общекультурного плана. Одна из центральных идей курса К. р. учителя-взаимосвязь понятий: культура — культурный человек — культура речи — культура профессионального (педагогического) общения. К. р. — понятие многозначное, оно включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т. е. владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики), я речевое мастерство, т. е. не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т. п. Высокая К. р. предполагает высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку. Лит.: Головин Б.Н. Как говорить правильно. — 3-е изд. — М., 1988; Его же. Основы культуры речи. — 2-е изд. — М., 1988; Ладыженская ТА. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986; Скворцов Л.И. Культура речи // ЛЭС. — М., 1991; Его же. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980; Ширяев Е.Н. Что такое культура речи //Русская речь. - 1991 - № 4,5. Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, т.е. формулированием норм литературного языка и их фиксацией и описанием в специальной литературе: грамматиках, словарях, справочниках, учебниках и т.п. (см. Кодификация); 2. Владение нормами литературного языка в их соотнесённости с его системой и структурой, т.е. собственно языковыми нормами (уровневыми, или формационными нормами); 3. Совокупное владение собственно языковыми, коммуникативными (лингво-прагматическими) и этико-речевыми нормами, что позволяет «в определённой ситуации и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации» [Ширяев 2003: 287]. Такое широкое понимание К.р. (см. [Культура русской речи и эффективность общения 1996; КРР 1998]) сближает понятие К.р. с более широким понятием культуры общения и учитывает идеи и рекомендации психологии общения и риторики. По мысли авторов данной концепции, владение языковыми нормами — орфоэпическими, словообразовательными, лексическими, морфологическими, синтаксическими — предполагает знание их вариантов, как признаваемых правильными, так и ошибочных. Коммуникативный аспект К.р. предполагает знание функционально-стилевой и жанровой дифференциации языка, учёт прагматических условий общения — коммуникативной ситуации, канала общения, специфики адресата и пр. Существенным элементом этого аспекта К.р. является соблюдение так называемых Коммуникативных качеств речи (см.) и лингвопрагматических постулатов (см. Коммуникативные постулаты). Этический компонент К.р. требует соблюдения правил речевого поведения, в частности, этико-речевых максим и правил речевого этикета (см. Этико-речевая компетенция). Такое понимание К.р. в идеале содержательно должно быть ориентировано на полнофункциональный (элитарный) тип речевой культуры (см. Типы речевой культуры).
Лит.: Винокур Г.О. Культура языка. М., 1929; Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов по спец. «Рус.яз. и лит.». М., 1988; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2004; КРРЭСС. М., 2003; КРР. М., 1998; Культура русской речи и эффективность общения. М, 1996; Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. СПб, 2006; Сковородников А.П. Об элитарном (полнофункциональном) типе речевой культуры и культуре речи // Мир русского слова. 2008. № 2; Хорошая речь / О.Б. Сиротинина, Н.И. Кузнецова, Е.В. Дзякович и др. Саратов, 2001.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

КУЛЬТУРА РЕЧИ
владение нормами устного и письменного лит. языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразит, языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Критерий точности речи — ее соответствие мыслям говорящего и пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания. Критерий ясности речи — ее доходчивость и доступность для тех, кому она адресована. Критерий чистоты речи — исключение нелитературных элементов (диалектных слов, просторечной лексики, проф. жаргонизмов), уместность использования в ней определенных средств в конкретной ситуации речевого общения и т. д. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматич. конструкций, худож. выразительностью, логич. стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку.
Эти качества речи предполагают достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления, сознательную любовь к языку. Показателем речевой культуры выступает владение лит. языком, в к-ром закрепляются и накапливаются культурные традиции народа.
Первые навыки речевого общения дети усваивают в семье, в дошк. учреждениях, но систематич., организованное обучение речи начинается в школе (см. Развитие речи). Изучение грамматики является той основой, на к-рой строится наука о языке в школе. Занятия грамматикой сопровождаются разнообразной словарной работой, способствующей не только языковому развитию учащихся, но и развитию их мышления, обогащению новыми понятиями и представлениями. Важное значение для повышения К. р. имеют письменные работы по языку (диктант, изложение, сочинение), стилистич. упражнения, занятия в лингвистич. и лит. кружках.
Наряду с занятиями языком ведущую роль в развитии К. р. играет шк. курс лит-ры (см. Литература в школе), а также внеклассное чтение и внеклассная работа по лит-ре. Знакомясь в школе с литературно нормированной речью, учащиеся постепенно переходят от пассивного ее восприятия к активному использованию, совершенствуют свою речь. Здесь на помощь школе и семье приходят книги, журналы, кино, т-р, радиовещание, телевидение.
Лит.: Розенталь Д. Э., Культура речи, M.; Вопросы культуры речи. Сб., в. 1—8, М., 1955—67; Актуальные проблемы культуры речи, под ред. В. К. Костомарова и Л. И. Скворцова, М., 1970; Ожегов С. И., Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974; Львов М. Р., Тенденции развития речи учащихся, в. 1 — 2, М., 1978 — 79; Речь. Речь. Речь, M.; Аванесов Р. И., Рус. лит. произношение, М., 1984.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
366.52 кб

Культура речи руководителя

Столяров Николай Сергеевич
В статье рассмотрены правила культуры речи. Сформулированы рекомендации руководителям организации по правильной и грамотной постановке речи. Рассмотрены наиболее распространенные ошибки произношения слов и построения фраз.
Читать PDF
217.22 кб

Английский язык и культура речи

Зорина Е.Е.
Учебное пособие «Английский язык и культура речи» издано с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров экономики и менеджмента в процессе приобретения знаний об англоязычных странах и правил
Читать PDF
75.35 кб

Культура речи в современном социуме

Иванова Тамара Ивановна
Исследуются проблемы культуры речи, характерные для современной России
Читать PDF
4.44 мб

Культура профессиональной речи врача

З.К. Кокенова, Г.Ж. Турысбекова, Г.С. Аркабаева
В данной статье поднимается проблема нарушения нормы литературного языка медицинскими работниками, одной из задач совершенствования культуры речи будущего специалиста — введение учебной дисциплины «Культура речи молодого врача» в
Читать PDF
157.61 кб

Формирование культуры письменной речи

Егурнова Александра Александровна
В статье рассматривается модель формирования культуры письменного речевого общения студентов-лингвистов на английском языке.
Читать PDF
341.76 кб

Герценовская олимпиада по культуре речи

Губернская Татьяна Владимировна, Швец Алла Васильевна
Читать PDF
913.65 кб

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Гареева Лилия Махмутовна
Статья посвящена основным аспектам развития культуры речи будущих педагогов.
Читать PDF
332.19 кб

Культура речи офицера: идеал и реальность

Барышников Николай Васильевич, Шевцов Игорь Олегович
Статья посвящена проблемам практики речевой деятельности офицеров в условиях всеобщего снижения уровня культуры речи.
Читать PDF
412.56 кб

Культура речи в деловом общении специалиста

Игебаева Ф.А.
В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного специалиста. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.
Читать PDF
942.47 кб

Исследование культуры речи в китайском языке

Бийгелдиева Кундуз Абдыгуловна
В данной статье рассмотрено исследование культуры речи в китайском языкознании, в настоящее время уделяется внимание культурной коммуникации в Китае.
Читать PDF
978.61 кб

Русский язык и культура речи в техническом вузе

Артамонов Владимир Николаевич
Обобщается опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» кафедрой русского языка Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова
Читать PDF
274.59 кб

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Агафонова Вера Александровна, Сатарова Лариса Алексеевна
Целью работы является раскрытие основных вопросов формирования культуры речи у младших школьников.
Читать PDF
1.29 мб

Психологические предпосылки обучения культуре речи

Абдраимов Каныбек Акинович
В данной статье речь идет о важнейших условиях обучения культуре речи, способах мотивирования учащихся к лучшему освоению языка, видах устных и письменных упражнений, которые позволяют повышать эффективность усилий преподавателя в
Читать PDF
712.56 кб

Культура речи в профессиональной деятельности юриста

Писарева Валерия Александровна, Перепелицына Юлия Ростиславовна
В данной статье рассматривается роль юристов в становлении и развитии правовой сферы общества, определяется понятие и особенности формирования культуры речи юриста, уделяется внимание роли культуры речи в профессиональной юридичес
Читать PDF
430.59 кб

Проблема снижения культуры речи в рекламном дискурсе

Ращупкин Кирилл Александрович, Шигапова Марина Юрьевна
В статье изучается проблема нарастающего количества просторечий и бранной лексики в рекламных слоганах предприятий сферы услуг на примере сети общественного питания «Бургер Кинг».

Похожие термины:

  • Логическая культура речи

    составная часть культуры речи, выражающаяся в соблюдении логических законов, таких как закон тождества, закон противоречия, закон достаточного основания. Логическая культура речи предполагает у
  • Лексическая культура речи

    разнообразие и грамотность использования слов и словосочетаний в речи индивида. Она включает в себя, во-первых, присутствие в речи образных выражений, стилистически окрашенной лексики, оценочных
  • КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РЕЧИ

    это один из основных разделов активно развивающегося с 20-х гг. XX в. направления отечественной филологии — культуры речи. В отличие от общей теории культуры речи, которая усилиями отечественных фил