Интуиция
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Исследовательская деятельность
Источник: Педагогический словарь
Источник: Методологический словарь для стратегов
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Акмеологический словарь
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
1.) фундаментальная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;
2.) поисковая ситуация, состояние проблемности;
3.) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задания;
4.) наличие подсказки. И. содержит цепь определенных этапов:
1.) накопление и неосознанное распределение образов и абстракций в системе памяти;
2.) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил с целью решения определенной задачи;
3.) четкое осознание задачи;
4.) внезапное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. п.) (Иванов А. В. Сознание и мышление. – М., 1994; Куайн У. Ван О. Слово и объект. – М.: Логос, 2000; Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. – М., 1980; Патнэм X. Разум, истина и история. – М., 2002; Полани М. Личностное знание: Пер. с англ. – М., 1985; Прист Ст. Теории сознания. – М., 2000; Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. – М., 1988). Е. А. Подольськая
Источник: Глоссарий современного образования.
Есть и другое ее понимание как способности выходить за пределы имеющегося опыта путем мысленного озарения (инсайта) или обобщения в образной форме непознанных связей и закономерностей. Идея постижения истины в виде внезапного сверхчувственного озарения принадлежит Платону. В начале ХХ в. инсайт как психическое явление был открыт экспериментально представителем гештальтпсихологии Вольфгангом Келлером при изучении мышления приматов.
Говоря о месте озарения в исследовательском поиске, американский ученый Юджин Раундсепп подчеркивал, что творческая личность сперва скорее чувствует свою идею, чем мыслит ею или концептуализирует ее (Raudsepp Е. Managing creati-e scientists and engineers, 1963. P.7). Творческий процесс, по его мнению, начинается с интуитивного чувства целого. Другой исследователь, англичанин Артур Кестлер, отмечал, что научное открытие было бы невозможно, если бы способствующие делу случайности не находили наготове смутное интуитивное предчувствие того, что ищется. Интуитивное решение рождается при скрытом от сознания конструировании образов в области подсознания и впоследствии приводит к инсайту. В творческом построении идеи, безусловно, используются логические мыслительные операции, при этом необходим диалектический скачок, осуществляемый с помощью интуитивного умопостижения. Там, где наш разум делает последовательные, логические шаги, медленно приближаясь к цели, интуиция действует молниеносно, подобно вспышке. Ей не требуются доказательства, она не опирается на рассуждения, она моментально формирует и представляет нам картину реальности в виде образов (метафор, символов, архетипов). Если воспользоваться аналогией с айсбергом, то видимая часть айсберга, находящаяся над водой, символизирует сознание и свойственное ему логическое мышление. Но большая, невидимая часть айсберга и есть подсознание со свойственным ему опытом и интуитивным мышлением.
Выделяют несколько форм интуиции:
- интуиция мистическая, понимаемая как вдохновение
(Н.О.Лосский, С.Л.Франк, В.С.Соловьев); - чувственная форма интуиции (соединение информации органами чувств в целостный образ-схему);
- интеллектуальная интуиция (работающая с чувственным образом; продуктом ее является понимание того, что в итоге понято).
Указывают на два варианта интуитивного мышления: еще не осознаваемое, примитивное мышление и уже ставшее неосознаваемым. Оно осуществляется на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщенных в результате большого опыта их проявления.
Противоположным выступает аналитическое или логическое мышление, которое предполагает выработку суждений, оно осознается, оперирует понятиями и, в отличие от интуитивного, выражено в словесной форме. В исследованиях выявлено, что в ситуациях, когда человек работает в хорошо осознаваемом, логическом режиме, он лишается доступа к собственному интуитивному опыту. И, напротив, если человек в своих действиях опирается на интуитивный опыт, то он не может осуществлять сознательный контроль и рефлексию своих действий.
Психологические исследования (Я.А.Пономарев, Д.В.Ушаков) свидетельствуют, что те свойства предметов, которые не попадают в поле внимания, хотя и оказываются недоступными нашему сознательному контролю, все же не исчезают, а формируют (на уровне бессознательного) особый интуитивный опыт, который складывается помимо нашего сознательного желания и впоследствии проявляется в наших действиях. Первые этапы творческой мыслительной деятельности обычно проходят на интуитивном уровне и не осознаются самим творцом, что может рассматриваться как особый, изобретенный природой механизм, призванный защитить родившуюся гипотезу от консерватизма сознания и догматизма усвоенных норм. Когда идея окрепнет, она будет способна противостоять догмам, живущим в сознании, при условии, что будут найдены подтверждающие доказательства. Отчасти поэтому А.Эйнштейн утверждал, что, если быть абсолютно логичным, ничего нельзя открыть.
Многие люди, несмотря на признание психологией факта существования интуиции, относится к ней с недоверием и склонны, практически бесконечно, доверять логическому мышлению, хотя ограниченность логики становится все более очевидной. Это исключительное доверие к «линейному», логическому мышлению характерно, в первую очередь, для классической науки. Однако все чаще приходится обращаться к способам восприятия и понимания, которые находятся за пределами наших органов чувств и не поддаются строгой логической оценке. Парадокс в том, что мыслить логически в полной мере невозможно. Логика — это лишь инструмент мышления, но не само мышление. Она обрабатывает информацию, но не создает нового знания. Она отвечает за корректность преобразования суждений, но она способна выяснить, истинны или ложны те суждения, которые «подавались на ее вход». Значит, логике должна предшествовать способность узнавать истину и, что еще более загадочно, — способность добывать ее. Но отношения уровней развития интуитивного и логического мышления не следует считать простыми. Само интуитивное мышление существенно различается у разных людей как по скорости образования интуитивного опыта, его обширности и стойкости, так и по способности к применению.
Уровни развития логического и интуитивного мышления в специальных исследованиях не сопоставлялись. Некоторые психологи считают высокую корреляцию между интуитивными показателями и показателями, например, по тестам интеллекта и креативности маловероятной. В этой связи важен ответ на вопрос: насколько связаны интуитивные способности с реальными творческими достижениями человека? Ведь корреляция между творческими достижениями и высокими показателями по тестам интеллекта и креативности не так высока, как хотелось бы сторонникам идей такого тестирования.
Особый вопрос, волнующий педагогическую психологию, — место интуиции в обучении. Как известно, тесты интеллекта, направленные на выявление уровня развития конвергентного мышления ребенка, неплохо соотносятся со школьной успешностью. В традиционном обучении активно задействованы логика и конвергентное мышление. Роль интуиции сведена к минимуму. Педагоги склонны ориентировать детей на то, чтобы они непременно выводили на уровень сознания возникающие перед ними учебные проблемы. Например, прежде чем написать то или иное слово или расставить знаки препинания, надо вспомнить соответствующие правила. Считается, что, действуя так, учащиеся не будут ошибаться. Однако жизнь показывает: обычно меньше ошибок делает тот, кто доверяет своему интуитивному чувству языка. Правда, для этого его надо развить.
Изучая проблемы интуитивного и логического мышления в обучении, английские психологи Д.Берри и Д.Бродбент на основе эмпирических исследований пришли к выводу, что при интуитивном обучении человек ориентируется сразу на многие переменные и фиксирует на подсознательном уровне конкретные связи между ними, которые не обобщаются. Рождающееся в итоге знание носит невербальный характер и может быть использовано для построения реального, практического действия, но оно непригодно для словесных ответов. Напротив, при эксплицитном, построенном на логическом мышлении обучении человек принимает во внимание только ограниченное число переменных, между которыми устанавливаются обобщенные отношения. Полученные знания имеют, как правило, вербальную форму. Последний способ быстр и эффективен, но он применим в относительно простых ситуациях. В условиях существования многих нерелевантных переменных он оказывается непригоден.
Еще одна особенность интуитивного опыта человека — отсутствие гибкости. Он может задавать стереотипы. Понятия же «стереотип» и, тем более, «стереотип мышления» имеют выраженный негативный оттенок. Но при этом автоматическое, стереотипное мышление и поведение у людей преобладает, что во многих случаях целесообразно и порой необходимо. Для того чтобы вести себя адекватно в разнообразном окружении, нам требуются не только действенные, но и экономичные способы решения проблем. Осознание и оценка с помощью логики каждой ситуации, события или личности, с которыми мы сталкиваемся, часто становится непозволительной роскошью. В большинстве случаев на это просто нет ни времени, ни энергии, поэтому мы часто пользуемся стереотипами для классификации явлений в соответствии с немногими ключевыми чертами, в итоге мы реагируем, не задумываясь, интуитивно. Иначе говоря, интуиция не всегда безошибочна, но почти всегда оправданна. Многие люди, добившиеся выдающихся успехов, полагались на свои предчувствия, на то, что было скрыто в глубинах подсознания. Способность предвидения, базирующаяся на подсознании, простирается значительно дальше ограниченных пределов поля сознания. Интуиция — особый талант, нуждающийся в развитии в образовательной среде, специальным образом организованной.
А.И.Савенков
Литература: Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976.
Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. — СПб., 2004.
Raudsepp Е. Managing creati-e scientists and engineers. — East Aurora, New York, 1963.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005