ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
(1875–1961), швейцарский психолог. Окончил медицинский факультет Базельского университета (1900); обучался в Париже (1902–1903). В 1904 г. организовал экспериментальную лабораторию в психиатрической клинике, где разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1905–1913 гг. – приват-доцент медицинского факультета Цюрихского университета. Разработал метод свободных ассоциаций: человеку требовалось быстро отреагировать на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова- раздражителя или его механическое повторение расценивались как “индикатор комплекса”, т. е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. До 1913 г. сотрудничал с З. Фрейдом, затем, после разногласий (Юнг понимал “либидо” не как половое влечение, а как психическую энергию вообще) утвердил собственное направление – аналитическую психологию. Основные работы: “Психоз и его содержание” (1909), “Психологические типы” (1925), “Избранные труды по аналитической психологии” (1929–1939), “Конфликты детской души” (опубл. в 1995 г.), “Воспоминания, сновидения, размышления” (опубл. в 1994 г.).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ
1875-1961) — швейцарский психолог. С 1903 работал в психиатрической клинике Бургхольц в Цюрихе (в 1905-09 гл. врач); здесь в 1904 организовал экспериментальную лабораторию, где разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1905-13 преподавал в Цюрихском университете. В 1907-14 сотрудничал с З. Фрейдом, разделял осн. положения психоанализа. Позднее на почве теоретических разногласий разошелся с Фрейдом и создал собственную концепцию, известную как аналитическая психология. В отличие от Фрейда, исследовавшего индивидуальное бессознательное, Ю. сосредоточил внимание на т.н. коллективном бессознательном, которое складывается в истории человечества и находит индивидуальное воплощение в психике отдельного человека. По Ю., становление здоровой личности (самореализация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного. В своей наиболее известной работе "Психологические типы" (рус. пер. 1924; 2 изд., 1995) предложил оригинальную типологию личности, основанную, в частности, на подразделении направленности мироощущения человека на свой собственный внутренний мир либо внешний мир. Известен как автор метода свободных ассоциаций; впоследствии ассоциативный метод стал важнейшим инструментом практического психоанализа. Идеи Ю. оказали влияние на мн. философов, психологов и педагогов 20 в.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЮНГ Карл Густав
26.7.1875, Кес-виль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейц. психолог. В 1900 закончил мед. ф-т Базельского ун-та (первоначально специализировался по внутр. болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил дисс. «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902—03 прошел обучение в Париже под руководством П. Жане. С 1903 работал в психиатрич. клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905—09 гл. врач); здесь в 1904 он организовал эксперим. лабораторию, где разрабатывались методы психиатрич. диагностики. В 1905—13 приват-доцент мед. ф-та Цюрихского ун-та.
В нач. 1900-х гг. известность Ю. принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механич. повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений.
Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практич. психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий т. п. Само понятие «комплекс» получило дальнейшее развитие в теории 3. Фрейда.
В 1907 в Вене состоялась встреча Ю. с Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Ю. занял одно из ведущих мест в психоаналитич. движении. В 1909 по приглашению Г. С. Холла он совм. с Фрейдом посетил США, где читал лекции в ун-те Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 избран первым председателем Междунар. психоаналитич. об-ва; редактор психоаналитич. журн. «Jahrbuch».
В 1911 проявились серьезные теоретич. разногласия Ю. с Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 книги Ю. «Метаморфозы и символы либидо», к-рую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 произошел личный разрыв Ю. с Фрейдом. Ю. покинул психоаналитич. движение, утвердив собств. направление, к-рое назвал аналитич. психологией.
Центр. пунктом разногласий выступил отказ Ю. от пансексуализма Фрейда. Под либидо Ю. понимал не половое влечение, а психич. энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую ме-тафизич. силу, в то же время наполняя это понятие собственно психол. содержанием: либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивацион-ной ценности к.-л. предмета для личности.
Ю. исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, содержание к-рого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.). Центр. роль, по Ю., принадлежит архетипу «самости» (das Selbst) - потенциальному ядру личности, в отличие от «Эго» как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, худож. творчества. В традиц. культурах равновесие разл. уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Ю. стремился найти в собственных эмпирич. исследованиях, проводившихся в 1921 в Сев. Африке, в 1925—26 в США и др.) В условиях совр. цивилизации это равновесие утрачивается; его восстановление - задача аналитич. терапии. Согласно Ю., становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного.
Концепция коллективного бессознательного была воспринята в науч. среде неоднозначно. Однако характерологич. типология Ю. быстро завоевала признание. В ее основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психич. функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция). Развитие этой концепции принадлежит Г Ю Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известность.
Влияние идей Ю испытали писатели Т. Манн и Г. Гессе, культурологи К. Кереньи и M. Элиаде, физики В. Паули и Э. Шредингер.
В 1948 в Цюрихе основан Ин-т Юнга, в 1958 - Междунар. об-во аналитич. психологии.
С о ч Gesammelte Werke, Bd 1—17, Z - Stuttg, 1958—76, Man and bis simbols, № V, 1964, в р»с пер - Психоз и его содержание, СПБ, 1909, Психол. типы, M 1924, Избр труды по аналитич. психологии, т 1—4 Цюрих 1929—39, Архетип и символ [Сб], M 1991 Феномен духа в иск-ве и науке, Собр. соч. т 15, M 1992 Проблемы души нашего време ни, M, 1993, Либидо, его метаморфозы и символы, СПБ, 1994, Воспоминания, сновидения, размышления, К, 1994, Конфликты дет души, M, 1995 Ответ Иову, M, 1995
Лит Леибин В М, Психоанализ, Юнг, Россия, «Рос. психоаналитич. вестник», 1993, №2, ФейдименДж Фреигер P, Личность и личностный рост в l M 1994—95, гл. 2, Progoff I, Jungs psy chology and its social meanmg, № V, 1953, D r у A, The psychology of Jung, № V, 1961, Evans R, Conversations with Carl Jung and reactions from Ernest Jones [N V] 1964, J а с o b i J Die Psychologie von С G Jung Z -Stuttg M e i e r С A Experiment und Symbol Arbeiten zur komplexen Psychologie С G Jungs Z 1975, Fordham F, An introduttion to Jung s psycholog), Har-mondsworth, Wehr G, С G Jung Leben, Werk, Wirkung, Munch, 1985
С С Степанов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
13.81 мб

Психологические проблемы в исследованиях Карла Густава юнга

Соколова Эмилия Александровна
Цель исследования установление и систематизация взглядов К.Г. Юнга на психологическую проблему с помощью метода теоретического анализа литературы. Психологическая проблема не была объектом исследований К.Г.
Читать PDF
619.32 кб

Гностические образы в сочинениях Владимира Соловьева и Карла Густава Юнга

Пасечник Владислав Витальевич
The article studies the gnostic component in the works of both Russian religious notionalists and Western philosophers. Comparative and hermeneutical analyses are used as the methodological basis. The works by V. Soloviev, L.