Интуиция педагогическая
Интуиция педагогическая
быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И. п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.
Источник: Педагогический словарь
Интуиция педагогическая
способность достигать знания и понимания какого-либо педагогического феномена без его обоснования с помощью доказательств, без осознания путей и условий возникновения. Рассматривается как: 1) специфическая (прирожденная) способность; 2) как “целостное схватывание” условий проблемной ситуации; 3) как механизм творческой деятельности. Необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения, логических программ поиска решения задачи. Интуитивное знание зависит от качества опыта практической и духовной деятельности человека. Это позволяет рассматривать интуицию как необходимую составляющую педагогического творчества и профессиональной деятельности учителя.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Интуиция педагогическая
(от франц. intuition < лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — компонент творческой индивидуальности педагога, выражающийся в его способности принимать свернутые, логически не проработанные решения, правильно ориентироваться в сложных педагогических ситуациях. И.п. совершенствуется на основе знаний и опыта. Отличительными особенностями И.п. являются непосредственность в усмотрении решения при отсутствии познавательного посредника, фиксация невыводных моментов в рассуждении, т.е. внезапность, озарение («инсайт») при появлении решения, взаимодействие с неосознанным в мышлении, особая роль образа и эмоций как регулятора, «фона» интуитивных решений, как механизма предвидения. Уровни И. п., по С. А. Гильманову: доинтуитивный (уровень случайных, зачастую импульсивных решений), эмпирический (накопив опыт для сравнения и выбора, владея рядом приемов и навыков, педагог выбирает наиболее подходящий вариант решения), опытно-логический (интуитивное решение включает в себя одно или несколько ведущих положений науки), научно-интуитивный (уровень характерен для педагогов-мастеров, которые владеют научным обоснованием, хотя развертывают его только в определенных ситуациях), творческий (уровень, на котором интуиция играет ту же роль, что и в деятельности ученого, писателя, артиста. Педагог постоянно «заряжен» на решение основных педагогических задач, умеет конкретизировать их, выдвинуть гипотезу, мысленно «проиграть» варианты). Успешнее всего И.п. развивается на практике при осуществлении педагогической рефлексии. Другие направления развития И. п. — использование приемов целостного подхода к анализу педагогического процесса, педагогических ситуаций, различные упражнения на стимулирование образности мышления, эмоциональной отзывчивости, фантазии и др.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.