Мемориальная коллекцияМЕНЕДЖЕР

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

Найдено 2 определения термина МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

1834-1907) — химик, деятель образования, разносторонний ученый, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Св. 35 лет преподавал в Петербургском университете, Технологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах и др. Открыл (1869) периодический закон химических элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классических учебных руководств: "Органическая химия" (1861; Демидовская премия Петербургской АН) - первого русского оригинального учебника по этому курсу; "Основы химии" (ч. 1-2, 1869-71) - первого учебника, построенного на основе периодического закона. Автор фундаментальных исследований по народному просвещению, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

27.1(8.2).1834, Тобольск, — 20.1(2.2). 1907, Петербург], ученый, педагог, обществ. деятель, ч.-к. Петерб. АН (с 1876), д-р наук (1865), проф. (1864). Окончил Гл. пед. ин-т (1855). Был учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Св. 35 лет преподавал в Петерб. ун-те, Технол. ин-те, на Высш. жен. (Бестужев-ских) курсах, в др. высш. и ср. уч. заведениях. Открыл (1869) периодич. закон хим. элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классич. уч. руководств: «Органич. химия» (1861; отмечено Демидовской пр. Петерб. АН) — первого рус. оригинального учебника по этому курсу; «Основы химии» (ч. 1—2, 1869- 1871) — первого учебника, построенного на основе периодич. закона. Как лектор и автор уч. пособий развивал традиции творческого науч. преподавания в рус. высш. школе. В 1890 ушел в отставку из Петерб. ун-та в знак протеста против притеснения студенчества.

В статьях и заметках (опубл. в прессе и отд. изд.) высказывался о необходимости коренного преобразования системы нар. просвещения и его гос. финансирования, введения обязат. нач. обучения. Предлагал развивать сеть уч. заведений т. о., чтобы нач. школа была в каждой деревне, мл. классы ср. школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высш. уч. заведения — в каждом губернском центре. Такая «непрерывность» обучения предоставляла бы талантливым учащимся возможность перехода к высш. ступеням образования. Сила народа, по убеждению М., — в «нар. умственном достоянии», выразителями к-рого бывают люди, подобные М. В. Ломоносову. Степень совершенства человека М. определял его пользой для широкого круга обществ., гос. и общечеловеческих интересов. Путь к формированию такого человека он видел в деятельности ср. и высш. школы. М. полагал, что осн. направление ср. образования в России должно быть «жизненным и реальным». Он считал необходимым сокращение курса ср. образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. В содержание ср. образования включал, в частности, географию, историю, естествознание, математику, физику и космографию, иностр. языки, законоведение. В ср. школе необходимо уделять внимание нравств. и худож. воспитанию, практич. занятиям, труду и гимнастике.

Высш. школу должен отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с пром-стью. Ср. и высш. школе предоставляется автономия.

М. особое значение придавал подготовке учителей и профессоров как высокообразованных специалистов, способствующих самостоят. развитию своей страны. Цельная система образования, по убеждению М., должна начинаться с устройства высш. уч. заведения для подготовки учителей — «уч-ща наставников». В проекте такого уч-ща М. предусмотрел 3 ф-та: историко-филологич., физ.-мат., техн., или камеральный (все с 5-летним сроком обучения). Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, б-к, с.-х. угодий и ферм. М. признавал полезным открытие при уч-ще семинарии для учителей, 3-классной нач. школы и гимназии, к-рые могли бы служить распространению совершенных способов обучения. Учитель, не обладающий общим филос. мировоззрением, не может производить на учащихся плодотворного действия. В то же время «без увлечения наукой нельзя ждать массы дельных учителей и надлежащих плодов от умножения школ».

С о ч.: Нар. просвещение и высш. образование, Соч. в 25 тт., т. 23, Л. -М., 1952.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович — 0

Найдено научныех статей по теме МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович — 0

Найдено книг по теме МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович — 0

Найдено презентаций по теме МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович — 0

Найдено рефератов по теме МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович — 0