Знание

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Знание
проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Знание
продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества, выраженный в системе представлений и понятий.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЗНАНИЕ
результат процесса познания действительности, адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теории.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Знание
наличие в памяти сведений из какой-либо области науки и /или формулы законов, принципы, правила, методы, термины и понятия, отдельные явления и факты, их классификации и др.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Знание
результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Знание
отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Знание
результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Знание
в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения.

Источник: Исследовательская деятельность

ЗНАНИЕ
проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; накопленная работником информация о свойствах материалов, устройстве машин, механизмов и др., методик труда и производства, относящихся к данной профессии, специальности, а также об общем культурно- техническом развитии общества.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЗНАНИЕ
результат познания действительности, получивший подтверждение в практике и зафиксированный с помощью естественных и искусственных языков. Различают житейское, или обыденное, знание, опирающееся на здравый смысл и повседневную практическую деятельность, и научное знание (теоретическое и эмпирическое), отображающее существенные связи и отношения вещей, научные теории.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЗНАНИЕ
продукт познания. Следует различать общественные знания (в первую очередь, научные) и индивидуальные знания. Они различаются принципиально. Если общественные знания существуют сами по себе, независимо от того или иного конкретного человека – в книгах и т. д. и являются принадлежностью всего человечества, то индивидуальные знания являются принадлежностью только одного человека. Литература: [64].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЗНАНИЕ
в широком смысле слова) — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Источник: Педагогический словарь

Знание
др.-рус. – делать известным) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существуют в форме понятий, суждений, законов и т.д. Оно имеет структуру (конкретное и абстрактное знание), функции (оперативное и перспективное знание) и содержание (тему, объект, предмет языкового отражения). Оно существует в письменной и устной форме. Знание – это интеллектуальная собственность и общественное достояние. Это одно из начал человеческой жизни как личности, как общественного существа. Некоторые, наиболее глубокие знания носят сакральный характер и открываются, т.е. становятся доступными далеко не всем. Лишь талантливые ученые, поэты, художники «видят» в действительности значительно больше, чем большинство людей. В системе образования дидактическим эквивалентом знаний является содержание образования (обучения). В этом смысле здесь знание – это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. Знание беспредельно, исторично, динамично.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЗНАНИЕ
Результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий. З. обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. На занятиях по языку З. – один из компонентов содержания обучения: в это понятие включают З. системы языка и правил пользования этой системой в теоретической и практической деятельности. З. обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию, способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям З. При практической направленности обучения сообщению теоретических сведений о системе языка рекомендуется уделять минимальное количество учебного времени (не более 15%) (Беляев, 1965), при том что основное время урока отводится формированию речевых навыков и развитию речевых умений, т. е. речевой практике. Применительно к обучению языку выделяют З. фонетические, лексические, грамматические, страноведческие, социокультурные З. наряду с навыками и умениями обеспечивают возможность пользоваться языком как средством общения, а также оценивать свою речь и речь других людей с точки зрения ее соответствия нормам изучаемого языка. При практической направленности обучения З. сообщаются в виде правил-инструкций и усваиваются в тесной связи с их функционированием в речи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЗНАНИЕ
отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. З. – идеально, потому для своего бытия оно нуждается в объективации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры. При этом З. объективируется знаково-символическими средствами естественных и искусственных языков. С возникновением и развитием письменности и книгопечатания этот вид объективации стал наиболее распространенным и адекватным способом фиксации и исторической трансляции З. С развитием компьютерной техники и электронных систем коммуникации все большее значение приобретают такие способы фиксации З., как банки информации, экспертные системы и т. п. Особая форма З. – личностное З.: осваивая наличное 3., человек превращает его характеристики в свои субъективные способности, профессиональную компетентность, творческую силу мышления. Высшая форма организации З. – теория или системы теорий, объединяемые в различные дисциплины. Процессы развития З. характеризуются движением от незнания к З., переходом от донаучного к научному З., сменой научных теорий (Быстрицкий Е. К. Практическое знание в мире человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1999; Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995; Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. – М., 1980; Освіта України. Нормативно-правові документи. – К., 2001. – 470 с.; Патнэм X. Разум., истина, история. – М., 2002; Полани М. Личностное знание (пер. с англ.). – М., 1985). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ЗНАНИЕ
продукт познания (представления, понятия) людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества. Знания не являются неизменными. Они все время развиваются, уточняются, углубляются. Иногда существенно изменяются, перестраиваются. Не бывает обезличенных знаний. Знание всегда чье-то, его нельзя купить, украсть. Информация безубъектна. Есть жажда знаний и информационный голод. Знания впитываются, информация жуется и глотается. Идеал – школа персонального, личностного, живого знания, в котором слиты значение и смысл. Необходимое требование к знаниям, усваиваемым в процессе обучения, – их систематичность. Знание должно охватывать все основное в изучаемой области действительности, равно как и все существенное для каждого усваиваемого понятия. Вместе с тем знания должны быть взаимосвязаны, иметь определенную логическую структуру и усваиваться в определенной последовательности. Неотъемлемые качества подлинных знаний – их осознанность, осмысленность. Знания характеризуются глубиной проникновения в сущность изучаемых предметов или явлений и широтой, степенью полноты охвата предметов и явлений данной области действительности. Знания играют роль в умственной жизни людей. Наличие знаний и правильно избранный путь их усвоения - первостепенная предпосылка умственного развития. Сами по себе знания еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без знаний оно вообще невозможно. Знания являются составной частью мировоззрения человека, служат одним из источников склонностей, интересов человека, необходимым условием развития способностей и дарований. Поведение людей может расходиться с имеющимися у них знаниями.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ЗНАНИЕ
продукт деятельности чувств, сознания, мышления. Чувственное знание свойственно как животным, так и человеку, рациональное - преимущественно человеку. Так как сознание есть процесс и результат взаимодействия человека с окружающим миром, то определённость знания есть определённость отношения человека с внешним миром. Содержание внешнего мира определяет особенности содержания знания. В этой связи К. Поппер говорит о диспозициональности знания и о врождённых предрасположениях (врождённой структуре) к овладению знанием. Абстрагирование от внешнего мира обусловливает возникновение конструктивистской концепции знания, а абстрагирование от субъективной деятельности мышления становлению его натуралистической концепции. Чувства и идеи—полюса человеческого знания. Чувственное знание имеет определённое содержание и неопределённую форму, а идеи — определённую форму и неопределённое содержание. Неопределённость содержания идеи служит основанием принципиальной неопределённости рационального знания. Переход от неопределённости к определённости понятия в формальной логике основывается на исключении идеи из содержания понятия. Согласно К. Попперу, всякое знание, в том числе наши наблюдения, пронизаны теорией. Различая субъективное и объективное знание, К. Поппер утверждает, что чисто субъективного осознанного знания не существует. Объективное же знание состоит из логического содержания теорий, предположений и догадок и даже из логического содержания нашего генетического кода. Осознанное субъективное знание («мир 2») зависит от объективного знания («мира 3»), то есть мира теорий, сформулированных на определённом языке. Зависимость от физического мира («мира 1») при этом предполагается. Полное осознание человеком себя опирается на теории, принадлежащие миру 3, включающему философское и психологическое знание. Реализация актуальной сегодня концепции «общества знания» возможна лишь при условии осознания роли чувственного и рационального знания в воспитании человека. Литература: Что значит знать?: сборник научных статей. - М.: «Центр гуманитарных исследований», СПб., 1999; Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. - М., 1993; Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. -М., 2010; Когнитивный подход. Научная монография. - М., 2008; Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке. - М., 2009.; Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - М. 2002. В.М. Кондратьев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
396.74 кб

Пансофия как междисциплинарное знание

Марчукова Светлана Марковна
В статье рассмотрена пансофия как междисциплинарное знание, которое Я. А.
Читать PDF
338.91 кб

Культура и знание приоритеты инновационного развития РФ

Кудрина Е. Л., Пономарев В. Д., Гендина И. И.
Читать PDF
302.15 кб

Гуманитаристика и гуманитарное знание: к концепции модернизации высшего образования

Валицкая Алиса Петровна
Век XXI достаточно отчетливо осознает угрозы самому существованию человечества, которые порождает научно-технический прогресс. Первое десятилетие века демонстрирует новое явление глобальный финансовый кризис.
Читать PDF
220.17 кб

Знание образовательных практик: духовные смыслы и власть технологий

Балабай C.
Читать PDF
319.08 кб

Гуманитаристика, гуманитарное знание, гуманитарные науки

Демидова Ольга Ростиславовна
В академической и педагогической практике последних десятилетий сложился некий стереотип восприятия и, соответственно, употребления трех означенных в заглавии статьи терминов как полных синонимов, что нередко приводит к очевидной
Читать PDF
5.15 мб

Гуманитарное знание и современность

Александрова Р. И.
Читать PDF
4.31 мб

Знание о качестве необходимое условие успешного развития общества

Макаркин Н. П., Салимова Т. А.
Читать PDF
152.73 кб

Информация, знание в анабиозе

Литвинов В. П.
Читать PDF
66.34 кб

Обычныйобщество «Знание» в условиях радикальных социально-экономических преобразований

Климов С. М.
Читать PDF
212.85 кб

Социально-гуманитарное знание и образование в контексте идеологической безопасности

Солодовник Любовь Владимировна
Статья посвящена выявлению взаимосвязи социально-гуманитарного знания и образования и идеологической безопасности российского общества.
Читать PDF
370.50 кб

Знание как основа формирования профессиональной компетентности

Скрипко Зоя Алексеевна, Тютерев Валерий Григорьевич, Бармашова Алена Сергеевна
Рассматривается роль знаний в компетентностном подходе. Предлагается способ оценивания знаний, который является продуктивным в настоящий период, когда происходит переход на компетентностные методы обучения.
Читать PDF
413.47 кб

Гуманитарное знание и духовность в контексте экзистенциальных технологий

Бородина Наталья Константиновна, Прудникович Людмила Александровна
Рассматривается статус феномена гуманитарности. По мнению авторов, среда гуманитарного знания это динамика метафизического конфликта между идеалом «во мне» и идеалом «вне меня».
Читать PDF
0.00 байт

Образование взрослых и деятельность общества «Знание»

Рыбалко В. П.
Читать PDF
0.00 байт

Информация, знание и понимание в профессиональном образовании современного учителя

Лифинцева Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Знание компьютерных технологий - актуальная задача

Черкасов Валерий Николаевич

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Дискурсивное знание

    лат. – рассуждение) – знание, полученное научно-логическим путем на базе прошлого опыта, в том числе и учения. Это рассудочное знание, имеющее причинно-следственные доказательства, оттого осмысле
  • Духовное знание

    это особый тип знаний, характеризующийся ценностью, аксиоматичностью, исповедательностью и регулярностью по отношению к личности его имеющего. Это знание находится в постоянном развитии, движен
  • Знание философское

    результат интегрального обобщения явлений и межпредметного синтеза теорий, осуществляемых в рамках идеи и ценности единого "научного" и сущностного представления об универсуме. ФЗ. как правило в
  • ЗНАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

    это акмеологическое знание (см. знание акмеологическое), поскольку оно интегративно и технологично. З. г.-т. – одно из необходимых условий, благодаря которому процесс развития субъекта профессиона
  • Предметно-научное знание

    научное знание, содержание которого строится на основе подбора эмпирического материала под исходную "онтологическую ориентировку" в системе предметных акцентировок, создаваемых при "разделении
  • ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

    это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного.
  • ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ

    Понятие «личностное», или «персональное», знание стало широко использоваться в науке после появления в 1958 г. книги Майкла Полани (M.Polany. Personal Knowledge), которая вышла в русском переводе в 1985 г. Полани, кр
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

    Понятийный статус образовательного знания еще только складывается в категориальном поле отечественной педагогики, хотя сам термин имеет более чем полувековую историю существования в западной ф
  • Знание научное

    результат выявления дополнительных, к ранее фиксированным в науке, представлений о сущности явлений, выраженных (дополнительных представлений) в теоретической форме и проверенных экспериментал
  • Непосредственное знание

    знание, полученное без помощи доказательства, прямое созерцание истины, в отличие от демонстративного знания, всегда опосредованного не только данными опыта, но и логическим рассуждением. Различ
  • ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ

    общественная научно-просветительская организация, созданная в 1948 г. в целях широкой пропаганды и распространения политических и научных знаний среди населения. Основным видом деятельности являе
  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

    знание об отдельном явлении или отдельных отношениях, взятых вне связи с другими. Эмпирическое (фактофиксирующее) знание дает лишь описание явлений, не вскрывающее их сущности. Единица эмпирическ
  • ФОНОВОЕ ЗНАНИЕ

    (греч. phone звук, голос) общеизвестная конкретная информация по всем областям человеческой деятельности, не слишком точная и детализованная, представленная общепринятыми символами, заключенная в а
  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

    знание, направленное на объяснение объективной реальности, описание, систематизацию и объяснение множества данных эмпирического уровня, идеальных объектов, знание о сущности, т.е. отношении, кото
  • Система знании

    характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. Система знаний предполагает понимание человеком соотношения между разнопорядковыми
  • База знаний

    семантическая модель, предназначенная для представления в ЭВМ знаний, накопленных человеком в определенной предметной области.
  • КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

    нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения [84].
  • Знаниевая парадигма

    представление о том, что главной целью и результатом образования являются знания; система знаний, умений и навыков, обеспечивающая продолжение образования и готовность к жизни. З.п. признана недос
  • МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННАЯ (ЗНАНИЕВО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ)

    это модель систематического академического образования как способа пере-дачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. Основная роль образования сводится к передаче молодо
  • АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

    выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.