РЕФЛЕКСЫ

Найдено 1 определение
РЕФЛЕКСЫ
ответы организма (животных и человека) на изменения внешней и внутренней среды, осуществляемые нервной системой в форме некоторой активности или, наоборот, сдерживания ее. Например, появление чего-то нового (это может быть даже не буквальное появление, а изменение интенсивности какого-то действующего фактора, скажем, звука, света, или прекращение его действия) автоматически вызывает поисковые движения, настройку органов чувств, временную задержку дыхания, сужение кровеносных сосудов конечностей и расширение сосудов головы. Все это входит в систему так называемого ориентировочного рефлекса, или рефлекса «Что такое?».
Указанного рода целесообразные ответы организма на новизну в среде возникают автоматически (у человека без участия его сознания и без его предварительного намерения). Их можно считать врожденными в том смысле, что хотя они не обязательно «готовы» от рождения, но во всяком случае появляются по мере развития и созревания организма как биологической системы. К этой же категории относятся многие формы активности организма, связанные с питанием, размножением, простейшим самосохранением (скажем, обжег руку, и она автоматически отдергивается – оборонительный рефлекс; принял пищу, и автоматически выделяются слюна и желудочный сок, возникают нужные глотательные движения и т.д. – возникает система пищевых рефлексов). Отмеченного рода рефлексы называют «безусловными» в том смысле, что они у здорового организма закономерно возникают практически при одном условии: если есть раздражитель, то будет реакция.
Но есть Р. иного рода – прижизненно формирующиеся при определенных условиях, их поэтому называют «условными». Например, в свое время в лаборатории академика И.П. Павлова было замечено, что у подопытных собак желудочный сок вначале, как и следовало ожидать, выделялся в ответ на кормление; но через несколько повторений процедуры кормления желудочный сок стал выделяться уже в ответ на звук шагов служителя, обычно приносящего собакам пищу. Но шаги – раздражитель несъедобный, и с точки зрения понятия безусловного рефлекса это явление оказалось непонятным. Почему непищевой сигнал вызывает пищевой ответ организма? Далее выяснилось, что сами по себе шаги служителя не имеют никакого «магического» смысла: пищевые реакции могут быть выработаны на любой ранее безразличный (индифферентный) по отношению к пище сигнал – звук, свет, почесывание кожи и т.п. в зависимости от фантазии экспериментатора. Условные ответы организма возникают потому, что в центральной нервной системе высших животных и человека образуются (т.е. «включаются», замыкаются при определенных условиях) временные нервные связи между нервными клетками и их скоплениями («центрами»). Честь открытия прижизненно формирующихся – условных – рефлексов и лежащих в их основе временных нервных связей принадлежит И.П. Павлову. Условные Р. могут быть не только пищевыми, но связанными с самыми разнообразными чувствующими и исполнительными системами организма. Они могут выражаться не только в появлении некоторой исполнительной активности организма, но и в сдерживании ее (в этом случае говорят о тормозных Р. в противоположность «положительным»; соответственно говорят о тормозных или положительных временных связях в коре головного мозга). Систематическое и многолетнее изучение условных Р. у животных и человека (включая и Р. на речевые сигналы) привело к возникновению новой науки – физиологии высшей нервной деятельности.
Лит.: Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник.
– М., 1989; Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). – Л., 1938.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.20 мб

Организация учебного занятия по дисциплине «Концепции современного естествознания» на основе рефлекс

Бабкова Надежда Михайловна
Рассматриваются вопросы эффективной организации учебного занятия для студентов по дисциплине «Концепции современного естествознания».
Читать PDF
240.13 кб

Творчі виміри виконавського осягнення музики: філософсько-педагогічні рефлексії

Олена Бурська
В статті зроблена спроба феноменологічної дескрипції процесу творчого осягнення музики, інтерпретації її часопростору у контексті виконавського пізнання.
Читать PDF
114.14 кб

Радикалізм педагогічних рефлексій в освітньо-виховній системі Франції

Лариса Зязюн
У філософії освіти як «людиноцентричному вченні про мудре ставлення до освіти» [26, 20] і, відповідно, про розвиток мудрості освітнюю системою для досягнення людиноцентризму належне місце можуть зайняти пошуки французьких теоретик
Читать PDF
306.96 кб

Рефлексивная позиция личности как средство решения задач профессионального образования

Багдай Елена Владимировна
Читать PDF
171.75 кб

Теоретические основы рефлексивно-ориентированной концепции педагогического образования

Стеценко И. А., Дебердеев М. П.
Читать PDF
68.41 кб

Методология проектирования образовательных практик последипломного образования на основе рефлексивно

Метаева Валентина Александровна
Читать PDF
2.29 мб

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности специалиста в системе непрерывного образования

Гущина Т. И.
Читать PDF
604.59 кб

Педагогічна освіта: історико-філософська рефлексія для майбутнього розвитку

Віктор Андрущенко
У статті піддаються критиці хибні судження і наміри щодо скорочення курсу філософії у вищих навчальних закладах, вилучення філософії з програм підготовки наукових кадрів та з переліку дисциплін, за якими складаються кандидатські і
Читать PDF
347.89 кб

Академическая мобильность современного педагога как фактор формирования его профессионально-рефлекси

Тарханова Ирина Юрьевна
В статье рассмотрены компоненты профессиональной рефлексии, способствующие формированию реализации академической мобильности
Читать PDF
347.84 кб

Рефлексивно-оценочный компонент как составляющая часть системы формирования коммуникативно-рефлексив

Быстрай Елена Борисовна, Мухаметшина Ольга Викторовна
Важнейшим и необходимым компонентом в содержании формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров является рефлексивно-оценочный компонент, где происходит анализ собственной профессиональной деятельности.
Читать PDF
30.45 мб

Средства и перспективы развития личности и способностей учащихся в медиакультуре на основе рефлексив

Ковалева Наталья Борисовна
Содержательная рамка обзора перспектив, средств и возможностей личностного развития формируется на основе анализа факторов, определяющих трансформацию культурно-исторических условий взросления в цифровой среде медиакультуры.
Читать PDF
109.87 кб

Рефлексивно-игровая технология обучения

Митина А.
Читать PDF
0.00 байт

Использование рефлексивно-деятельностного подхода при подготовке будущих специалистов в вузе

Гущина Галина Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Формирование межличностной толерантности у студентов педагогического колледжа посредством рефлексивн

Днепрова Тамара Петровна, Каргополова Ольга Александровна
Рассматривается проблема формирования межличностной толерантности у будущих педагогов. Определяется сущность межличностной толерантности с позиций этико-педагогического подхода.
Читать PDF
197.47 кб

Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагоги

Кушеверская Ю. В.
В статье обосновывается необходимость рассмотрения понятия рефлексивная компетентность в качестве одной из ключевых компетентностей профессионального педагогического образования, раскрывается сущность и компонентный состав рефлекс

Похожие термины:

  • Вегетативные рефлексы

    рефлексы, осуществляемые через вегетативную нервную систему, имеющие регулярный характер и направленные на поддержание постоянного уровня какой-либо функции организма (кровяное давление, темпе
  • РЕФЛЕКСЫ САМОРАЗВИТИЯ

    Врожденные рефлексы человека, способствующие его становлению как личности через обучение. К Р. с. относятся рефлексы подражания, игры, свободы и исследовательский рефлекс. Р. с. учитываются при соз
  • Безусловный рефлекс

    наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.
  • Рефлекс

    ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляемые через нервную систему.
  • Условный рефлекс

    временные связи) - рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни животного или человека; формируются на основе безусловных рефлексов.
  • РЕФЛЕКС ПОДРАЖАНИЯ

    Один из рефлексов саморазвития, лежащий в основе имитативных, трансформационных, подстановочных, репродуктивных и некоторых других упражнений.
  • Я-рефлексивное

    то, как, с точки зрения индивида, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.
  • Рефлексивность

    способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего «Я»
  • Рефлексия

    процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
  • Сосательный рефлекс

    В первые несколько месяцев жизни сосание является наиболее важным занятием ребенка. Благодаря ему он получает пищу и удовольствие. Оно также представляет его первый ранний контакт с окружающим
  • КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕФЛЕКСИВНАЯ

    включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые силы, смысл
  • Рефлексивная культура

    это организация рефлексивных процессов в ходе анализа деятельности, подчиненная критериям интеллектуального и ценностного типов. Поскольку критериальная база интеллектуального типа, а отчасти
  • Рефлексивная самоорганизация

    суть совмещение действия и рефлексии, позволяющее рассматривать действие и рефлексию как целое, способное выделять значимость либо действия, либо рефлексии по ситуации и в пределах «объема» врем
  • ОТРАЖЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ (ПЕРЦЕПТИВНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ)

    восприятие, познание, понимание воспитателем воспитанника и себя как участников взаимодействия; механизм обратной информации, обратной связи, показывающие последствия воспитательных действий,
  • РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНАЯ

    (от позднелат. reflexio – обращение назад) – познание человеком собственных личностных качеств, а также представлений других людей о них.
  • РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    понимание другого путем размышления за него.
  • Специфика рефлексивно-креативного подхода к управлению

    заключается в следующем: 1) если при Т.У. происходит воздействие на личность с целью получения регламентирующего результата, то в рефлексивно-креативном подходе объектом воздействия является проб
  • Умения рефлексивно-перцептивные педагога

    органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разносторонн
  • Рефлексивно-перцептивный тренинг

    тренинг, основная цель которого заключается в освоении участниками приемов и методов более глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей самоанализа (рефлек
  • ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

    это последо- вательное воплощение в жизнь принципа сотрудничества учителя и ученика. В рамках этого направления функции учителя изменяются: он не учит, не развивает, не формирует, не оценивает, не