РЕФЛЕКСЫ

Найдено 1 определение
РЕФЛЕКСЫ
ответы организма (животных и человека) на изменения внешней и внутренней среды, осуществляемые нервной системой в форме некоторой активности или, наоборот, сдерживания ее. Например, появление чего-то нового (это может быть даже не буквальное появление, а изменение интенсивности какого-то действующего фактора, скажем, звука, света, или прекращение его действия) автоматически вызывает поисковые движения, настройку органов чувств, временную задержку дыхания, сужение кровеносных сосудов конечностей и расширение сосудов головы. Все это входит в систему так называемого ориентировочного рефлекса, или рефлекса «Что такое?».
Указанного рода целесообразные ответы организма на новизну в среде возникают автоматически (у человека без участия его сознания и без его предварительного намерения). Их можно считать врожденными в том смысле, что хотя они не обязательно «готовы» от рождения, но во всяком случае появляются по мере развития и созревания организма как биологической системы. К этой же категории относятся многие формы активности организма, связанные с питанием, размножением, простейшим самосохранением (скажем, обжег руку, и она автоматически отдергивается – оборонительный рефлекс; принял пищу, и автоматически выделяются слюна и желудочный сок, возникают нужные глотательные движения и т.д. – возникает система пищевых рефлексов). Отмеченного рода рефлексы называют «безусловными» в том смысле, что они у здорового организма закономерно возникают практически при одном условии: если есть раздражитель, то будет реакция.
Но есть Р. иного рода – прижизненно формирующиеся при определенных условиях, их поэтому называют «условными». Например, в свое время в лаборатории академика И.П. Павлова было замечено, что у подопытных собак желудочный сок вначале, как и следовало ожидать, выделялся в ответ на кормление; но через несколько повторений процедуры кормления желудочный сок стал выделяться уже в ответ на звук шагов служителя, обычно приносящего собакам пищу. Но шаги – раздражитель несъедобный, и с точки зрения понятия безусловного рефлекса это явление оказалось непонятным. Почему непищевой сигнал вызывает пищевой ответ организма? Далее выяснилось, что сами по себе шаги служителя не имеют никакого «магического» смысла: пищевые реакции могут быть выработаны на любой ранее безразличный (индифферентный) по отношению к пище сигнал – звук, свет, почесывание кожи и т.п. в зависимости от фантазии экспериментатора. Условные ответы организма возникают потому, что в центральной нервной системе высших животных и человека образуются (т.е. «включаются», замыкаются при определенных условиях) временные нервные связи между нервными клетками и их скоплениями («центрами»). Честь открытия прижизненно формирующихся – условных – рефлексов и лежащих в их основе временных нервных связей принадлежит И.П. Павлову. Условные Р. могут быть не только пищевыми, но связанными с самыми разнообразными чувствующими и исполнительными системами организма. Они могут выражаться не только в появлении некоторой исполнительной активности организма, но и в сдерживании ее (в этом случае говорят о тормозных Р. в противоположность «положительным»; соответственно говорят о тормозных или положительных временных связях в коре головного мозга). Систематическое и многолетнее изучение условных Р. у животных и человека (включая и Р. на речевые сигналы) привело к возникновению новой науки – физиологии высшей нервной деятельности.
Лит.: Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник.
– М., 1989; Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных). – Л., 1938.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Похожие термины:

  • Вегетативные рефлексы

    рефлексы, осуществляемые через вегетативную нервную систему, имеющие регулярный характер и направленные на поддержание постоянного уровня какой-либо функции организма (кровяное давление, темпе
  • РЕФЛЕКСЫ САМОРАЗВИТИЯ

    Врожденные рефлексы человека, способствующие его становлению как личности через обучение. К Р. с. относятся рефлексы подражания, игры, свободы и исследовательский рефлекс. Р. с. учитываются при соз
  • Безусловный рефлекс

    наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.
  • Рефлекс

    ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляемые через нервную систему.
  • Условный рефлекс

    временные связи) - рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни животного или человека; формируются на основе безусловных рефлексов.
  • РЕФЛЕКС ПОДРАЖАНИЯ

    Один из рефлексов саморазвития, лежащий в основе имитативных, трансформационных, подстановочных, репродуктивных и некоторых других упражнений.
  • Я-рефлексивное

    то, как, с точки зрения индивида, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере.
  • Рефлексивность

    способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего «Я»
  • Рефлексия

    процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
  • Сосательный рефлекс

    В первые несколько месяцев жизни сосание является наиболее важным занятием ребенка. Благодаря ему он получает пищу и удовольствие. Оно также представляет его первый ранний контакт с окружающим
  • КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РЕФЛЕКСИВНАЯ

    включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые силы, смысл
  • Рефлексивная культура

    это организация рефлексивных процессов в ходе анализа деятельности, подчиненная критериям интеллектуального и ценностного типов. Поскольку критериальная база интеллектуального типа, а отчасти
  • Рефлексивная самоорганизация

    суть совмещение действия и рефлексии, позволяющее рассматривать действие и рефлексию как целое, способное выделять значимость либо действия, либо рефлексии по ситуации и в пределах «объема» врем
  • ОТРАЖЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ (ПЕРЦЕПТИВНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ)

    восприятие, познание, понимание воспитателем воспитанника и себя как участников взаимодействия; механизм обратной информации, обратной связи, показывающие последствия воспитательных действий,
  • РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНАЯ

    (от позднелат. reflexio – обращение назад) – познание человеком собственных личностных качеств, а также представлений других людей о них.
  • РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    понимание другого путем размышления за него.
  • Специфика рефлексивно-креативного подхода к управлению

    заключается в следующем: 1) если при Т.У. происходит воздействие на личность с целью получения регламентирующего результата, то в рефлексивно-креативном подходе объектом воздействия является проб
  • Умения рефлексивно-перцептивные педагога

    органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разносторонн
  • Рефлексивно-перцептивный тренинг

    тренинг, основная цель которого заключается в освоении участниками приемов и методов более глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей самоанализа (рефлек
  • ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

    это последо- вательное воплощение в жизнь принципа сотрудничества учителя и ученика. В рамках этого направления функции учителя изменяются: он не учит, не развивает, не формирует, не оценивает, не