ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИКА РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ
это последо- вательное воплощение в жизнь принципа сотрудничества учителя и ученика. В рамках этого направления функции учителя изменяются: он не учит, не развивает, не формирует, не оценивает, не наказывает, не требует – короче, не делает почти ничего из того, что обязан делать традиционный учитель. Ученик учится сам, а учитель-сотрудник помогает ему в этом, помогает преодолевать те трудности, с которыми в попытках овладеть знаниями сталкивается ученик. Перестают работать категории, в которых традиционно принято описывать деятельность: цель, средство, результат. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата (что и происходит обычно в школе, так как стандарт, программа, план урока и его цель существуют до ученика и вне ученика; ученик обязан выполнить программу, соответствовать стандарту, подчиняться плану учителя, вписываться в поставленную им цель). В П. р.-д. центральной категорией становится «смысл». Замысел (собственный смысл делания чего-либо) превращает учебный процесс в деятельность, потому что у этой деятельности появляется субъект. Если замысел есть у учителя, то это его деятельность. Если собственный замысел есть у ученика, то учеба становится его деятельностью. Если они – учитель и ученик – состыковали свои замыслы, есть шанс, что у них появится совместная деятельность. Согласно принципам П. р.-д., всякий урок начинается с установления эмоционально-смыслового контакта учителя с учениками, с каждым учеником, ибо он работает не с классом, а в классе, но с каждым учеником индивидуально. Эмоциональный контакт необходим, так как людям, собирающимся что-то делать вместе, важно почувствовать друг друга, понять особенности эмоционального состояния каждого партнера, «разогреться» (как говорят психологи) на совместную деятельность. Пусть этому на уроке будет уделено всего несколько секунд, но без этого урок не состоится: без установления контакта люди не окажутся вместе, они так и будут порознь, даже находясь в одном физическом пространстве. Смысловой контакт необходим, потому что без обмена смыслами будет непонятно, кто и зачем пришел на урок, при этом вовлечение ребенка взрослым в совместную деятельность осуществляется без насилия и манипуляции, и не иначе, как путем донесения до ребенка смысла собственной (взрослого) деятельности. Суть П. р.-д. – процессы, связанные с личным опытом жизни в роли самостоятельного деятеля, человека, работающего вдохновенно, осмысленно, творчески, в соответствии с собственным самоопределением, совместно с другими людьми. В роли исполнителя, являющейся основной для ученика в традиционной школе, человеку открывается лишь операциональная сторона деятельности (отсюда приобретение знаний, умений и навыков как цель образования). Для деятеля же она открывается всем богатством своего смыслового содержания. Происходит осмысление и освоение всех аспектов целостной деятельности, в том числе ее планирования из авторской позиции, ответственной реализации, рефлексии и корректировки, согласования своей позиции с позицией другого, творческого поиска путей преодоления ошибок и трудностей. Постепенно начинают развиваться способности, присущие творческой личности. В том числе главная, жизненно важная способность – самому определять свою жизнь (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. БимБад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Dictionary.fio.ru). И. В. Ламаш

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
383.92 кб

Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы»

Дюков Валерий Михайлович, Семенов Игорь Никитович, Шайхутдинова Раиса Васильевна
Статья посвящена описанию особенностей «Рефлексивно-ориентированной концепции повышения квалификации и профессиональной переподготовки Учителя для «Новой школы» и является вводной в одноименную серию статей.