Методология

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Методология
учение о структуре логической организации, методах и средствах деятельности.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

МЕТОДОЛОГИЯ
учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Методология
учение о методах и принципах познания, учение о структуре, методах и средствах деятельности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Методология
I) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, приме­няемых в какой-либо науке.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

МЕТОДОЛОГИЯ
научные основы теории (идеи, принципы) и методы исследования какой-либо проблемы или решения практической задачи.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Методология
учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

МЕТОДОЛОГИЯ
наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Методология
(от греч. – учение о способах; др. греч. – мысль, причина) – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Методология
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Методология
учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической (мышление) и практической деятельности; система принципов и способов их организации.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Методология
учение об исходных основаниях и методах исследования и практического преобразования действительности, об основах построения теоретической и практической деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

МЕТОДОЛОГИЯ
учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение о логической организации и структуре образовательного процесса, подходах к его реализации.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Методология
(1) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; (2) – учение о научном способе познания; (3) – совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Методология
учение о правилах мышления при создании теории науки; как совокупность приемов исследования, как учение о методах научного познания и преобразования мира, как учение о способах получения и организации знаний о мире.

Источник: Исследовательская деятельность

МЕТОДОЛОГИЯ
(от греч.methodos) – путь, способ познания и logos – учение) – совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Методология
учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей ,М. науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета, целей и задач.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Методология
[гр. methodos – путь исследования или познания + logos – учение] – 1) учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах (см. метод) и средствах познания и преобразования окружающего мира; 2) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-л. науке.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

МЕТОДОЛОГИЯ
(от греч. methodos – метод + logos – наука) – учение о научном методе познания; совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какойлибо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей деятельности.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

МЕТОДОЛОГИЯ
система принципов и способов организации по строения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.д.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Методология
гр. – учение о методе) – метатеория о теоретических и технологических основах формирования научного знания; это система приемов, подходов, принципов, применяемых в науке как способе познания мира. Методология – это также система конкретных теоретических взглядов человека на то или иное явление, это основа понимания и объяснения жизненных явлений. Каждая наука имеет свою методологию, каждый ученый – тоже.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Методология
это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Методология базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, путей и способов личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультутной ситуации, построенная самим педагом методология личностно-профессионального самоизменения.

Источник: Глоссарий по педагогике.

МЕТОДОЛОГИЯ
1) "учение о методе", "теория метода"; 2) (в широком смысле) – философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин; 3) система принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; 4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; 5) (в узком смысле) – теория научного познания в конкретной научной дисциплине [5, c. 54; 80, c. 235; 91, c. 365].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

МЕТОДОЛОГИЯ
1. система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2. учение о научном методе познания; 3. совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. -417) — учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. (Психолого-педагогический словарь-спавочник. Сост. Лобейко Ю.А., Борозинец Н.М. - М., Ставрополь, 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МЕТОДОЛОГИЯ
от греч. methodos — путь исследования и logos — понятие, учение) — 1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; 2) учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической; она носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В современных условиях, для которых характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлении и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о т. наз. общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Область методологии включает обширный комплекс конкретных научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЕТОДОЛОГИЯ
(метод + ...логия). 1. Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какойл. науке. 2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М. – одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Современная М. включает в себя систему знаний объективных законов развития исследуемого объекта, а также мировоззренческую систему исследователя, оказывающую решающее влияние на его деятельность. В литературе последних лет активно обсуждается проблема связи методологии с другими науками (Павловская, Башмакова, 2002) и важность приоритетного исследования методологии процесса обучения языку (Пассов, 2000). Принято также разграничивать общую М. и частично М., теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах (Московкин, 2002).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Методология
обретает статус способа получения, присвоения, производства и применения нового смысла педагогических знаний посредством глубинного проникновения как в их источник (методологическую основу), так и в движущие силы и механизмы (условия и средства реализации).
Пользуясь методологией науки, учитель способен не только применять чужие образцы воспитательной деятельности, но и создавать собственные, неповторимые авторские модели на основе умения придавать личностный смысл педагогическим феноменам. Для этого сознание учителя должно быть особым образом организовано, «настроено» на научно обоснованное творчество. Учитель самостоятельно вырабатывает педагогическую позицию (стратегию и тактику), т. е. отношение к предмету своей деятельности. Но для этого он должен уметь пользоваться всем ее научным аппаратом.
Необходимые уточнения в понятие «методология» вносит его философская трактовка: «От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности, методологию отличает акцент на методах. От социологии науки и науковедения методология отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания» .Таким образом, появляется возможность несколько глубже представить это понятие:

Источник: Глоссарий по педагогике.

МЕТОДОЛОГИЯ
(от греч. methodos-путь исследования или познания, logos-понятие, учение)система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология педагогическая — 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической педагогической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология социальной педагогики — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально-педагогических явлений с учетом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, перспективы средовой самореализации.
Общая методология — обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Специальная методология (или методология конкретной науки)- совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.
Частная методология — совокупность методов, способов, приемов и методик (стратегия исследования, способы фиксации эмпирических данных, иногда также называемые техникой или техниками) исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

МЕТОДОЛОГИЯ
буквальное значение — учение о методах. Применительно к образованию — учение о методах и средствах (идеях, принципах, понятиях) обучения и воспитания, физического, интеллектуального и духовного развития человека, об их единстве в образовательном процессе. Так как суть образования заключается в обретении человеком осознанной самостоятельности в процессе освоения им пространства и времени человече ской жизни, то методология образования служит основанием для решения проблем развития мышления и сознания (самосознания, рефлексии), формирования навыков теоретической и практической деятельности, единства учебной, досуговой и профориентационной (профессиональной) деятельности, понимания законов природы, общества и мышления. Указанные задачи могут быть решены с позиций различных подходов: научных, философских, религиозных. Распространённое в современной философии противопоставление эссенциализма позитивизму правомерно лишь в рамках теории познания, в анализе же реальных процессов они дополняют друг друга. Одна из ключевых задач методологии образования — нахождение способов выражения единства изменчивости и устойчивости содержания образования, иначе говоря, — диалектики образования. Современная теория модернизации общества является одним из оснований анализа соотношения статики и динамики образования. Одним из перспективных методов анализа образования является синергетический подход, интегрирующий достижения различных областей знания. Литература; Краевский В.В. Методология педагогики. - Чебоксары, 2001 г., Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М., 2007. В.М. Кондратьев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

МЕТОДОЛОГИЯ
(гр.μέθοδοζ и λόγόζ – слово, понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; совокупность процессов выработки учеными абстрактного образа проблемной ситуации и способов ее решения. Это научно обоснованные и социально апробированные установки, имеющие универсальное значение в построении научного знания, организации и регуляции исследовательской деятельности. В иерархии эвристических принципов научного познания выделяются три уровня: 1) общая научная М. философских оснований познания; 2) М. разных отраслей знания, позволяющая исследователю отыскать принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте; 3) специальные методологические функции, выступающие в качестве прикладной логики исследования предметной области. М. подразделяется на содержательную и формальную. Содержательная М. включает в себя следующие вопросы: структура научного знания вообще и научной теории в частности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристику схем объяснения, принятых в науке; структуру и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты М. связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т. д. (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977; Степин В. С. Теоретическое знание. – М., 2000; Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Методология
это область деятельности, функцией которой является создание и совершенствование интеллектуальных средств организации рефлексивных процессов. Поскольку осознанное отношение к рефлексивной организации и самоорганизации возникает, поддерживается и развивается прежде всего в социально-культурных средах и системах деятельности, то потребность в организованной рефлексии и в порождении необходимых для этого средств стимулируется в тех звеньях этих сред и системах деятельности, в которых уровень ответственности аналитических процедур максимален. Такими звеньями являются философия, наука, арбитражная подструктура судебной системы, консалтинг. Наиболее дееспособными средствами в рефлексивных процедурах являются концепции, понятия и категории. Поэтому возникновение методологии происходило как автономизация рефлексии мышления в философской, теоретической и аналитической мысли и прежде всего в рефлексии процессов появления понятий, категорий, средств арбитража в самых сложных формах индивидуального и группового мышления. Совмещение акцента на анализе базовых понятий науки, философии и на рефлексии самого хода мысли в дискуссии было ключевым при создании первого профессионализированного сообщества методологов - Московского методологического кружка (ММК) в 1952-1954 гг. Специфика методологической деятельности проявилась в создании особой формы практической реализации и совмещения внутренних и внешних интересов организационно-деятельностной игры (ОДИ) в 1979 г. В ней совмещена направленность на развитие систем деятельности через организованную проблематизацию базовых основ деятельности определенной системы и на совершенствование понятийно-категориальной системы средств самой методологии за счет нахождения возможности проблематизации прежнего набора средств в новых условиях и разрывах в деятельности, в которых прежние средства оказываются недостаточными для снятия разрывов. Именно в ОДИ существует объективная возможность моделировать наиболее развитые формы профессиональной деятельности и аналитики. Итак, М.суть отрасль культуры, обеспечивающая рефлексивную и рефлексивно значимую "практику", прежде всего аналитическую, консультационную, инновационную, управленческую и педагогическую, предельно абстрактной системой языковых средств деятельностного подхода. М. разрабатывает, транслирует, совершенствует, использует язык "теории деятельности", совмещая языковой сервисный статус с наиболее сложными формами приложения языка в ходе развития деятельности для интенсификации развития деятельности, социокультурного бытия и т.п. и для поиска проблемно-значимого материала для развития самой методологии.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.22 кб

Методология разработки методик контент-анализа и сферы его применения в педагогической диагностике

Литвинова В. Ю.
Читать PDF
542.70 кб

Методология учебного процесса в вузе как результат компьютеризации. Часть II

Карякин Ю. В.
Отражен результат продолжительных попыток (с 1979г.) поднять на должный уровень качество учебного процесса на лекциях.
Читать PDF
129.72 кб

Неклассическая теория познания: стратегия case-study и методология конструкционизма

Витченко Н. Н.
Неклассическая теория познания: стратегия case-study и методология конструкционизма
Читать PDF
149.27 кб

Методология учебного процесса в вузе как результат компьютеризации

Карякин Ю. В.
Отражен результат продолжительных попыток (с 1979 года) поднять на должный уровень качество учебного процесса на лекциях.
Читать PDF
204.77 кб

Методология составления и использования тестового задания по иностранному языку в военном институте

Михеев И. А.
В статье описывается алгоритм моделирования, составления тестовых заданий и компоновки тестов. Показаны оптимальные пути организации и определения уровня иноязычной грамотности курсантов.
Читать PDF
2.54 мб

Методология технологического знания

Шумилкин Николай Николаевич
В статье раскрывается специфика технологического знания и выявляются основные положения его методологии.
Читать PDF
256.74 кб

Методология анализа ценностных ориентаций университетского сообщества

Строгецкая Елена Витальевна
Рассматривается взаимосвязь тенденций развития библиосферы и ценностных ориентаций современных университетских сообществ. Обсуждается проблема методологических особенностей исследования ценностных ориентаций.
Читать PDF
362.36 кб

Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности.

Журавлева Ольга Николаевна
Статья посвящена актуальной научно-педагогической проблеме обновления содержания образования на основе идей гуманитаризации, разработке механизмов, путей использования потенциала гуманитарных способов познания в современном школьн
Читать PDF
101.48 кб

Синергетическое мировоззрение и методология в помощ ь системе высшего образования

Анисимов Анатолий Степанович, Жукова Елена Александровна
Статья посвящена анализу состояния системы высшего образования с позиций синергетики, науки о сложноорганизованных системах.
Читать PDF
6.28 мб

Ценностно-культурологическая модель гуманитарного образования как методология духовно-нравственного

Бурлака Д. К.
Читать PDF
326.51 кб

Методология формирования программно-методического комплекса по дисциплине «Системный анализ»1

Городецкая Наталья Валерьевна, Долинер Леонид Исаевич
Читать PDF
392.06 кб

Методология проектирования информационного обеспечения адаптивной методической системы

Плещев Владимир Васильевич
Читать PDF
190.75 кб

Три м: методология, методика и методы организации научно-исследовательской деятельности студентов в

Демченко Зинаида Алексеевна
В работе раскрыта логика взаимосвязи и взаимообусловленности методологии, методики и метода организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.
Читать PDF
0.00 байт

Концептуальные основы, методология организации и развития профессионального образования

Ходусов А. Н.
Статья посвящена проблеме становления и развития профессионального образования в контексте деятельности его субъектов, рассматриваемой на философском, психологическом и педагогическом уровнях.
Читать PDF
98.76 кб

Педагогическое проектирование и методология организационно-педагогической деятельности по формирован

Асейкина Лариса Степановна
Рассмотрена матрица объектов педагогического проектирования и обоснованы принципы организационно-педагогической деятельности по формированию у субъектов компетенции толерантности, обеспечивающей успешную адаптацию иностранных студ

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ

    основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирую
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

    совокупность средств, методов, приемов, используемых в процессе познания; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
  • Методология научного познания

    учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ

    учение о структуре, логической организации методов и средств педагогической деятельности, принципах построений, формах и способах научного познания в педагогике.
  • Методология социальной педагогики

    учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально-педагогических явлений с учетом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, перспективы сред
  • МЕТОДОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАНИЯ

    (Gender analysis of education) опирается на ряд принципиально важных теорий. Методологическими для разработки гендерного анализа, безусловно, являются: - теория гендера и гендерного равенства, базовые теорети
  • Методология исследования

    система методов и приемов обоснования научного познания. Существует философское, общенаучное и предметное обоснование исследования. При проведении методического исследования актуализируются о
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

    система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки.
  • Методология педагогической науки

    учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Прогнозирование профессионального образования связано с реализацией стратегической задачи непрерывного образования. Основные задачи прогнозирования профессионального обучения рабочих: изуче
  • Методология социально-педагогического исследования

    1) учение о социально-педагогическом знании, процессе его добывания и способах практического применения для преобразования системы социального воспитания и социальной помощи (В. И. Загвязинский);
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Прогнозирование профессионального образования связано с реализацией стратегической задачи непрерывного образования. Так, основными задачами прогнозирования профессионального обучения рабочи
  • Методолог

    человек, реализующий методологическую функцию в рамках системы типодеятельностных (методологических) ценностей, идеалов, подхода, системы языковых средств, онтологии, принятых в фиксированном м
  • РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ

    представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем
  • История методологии

    содержание исторического познания явления и сущности "методологии", возникновения, эволюции и настоящего состояния с осторожным прогнозом на будущее.
  • ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ

    определение предмета педагогики и места ее среди других наук; — определение проблематики педагогических исследований; — определение принципов и способов добывания знаний о педагогической дейс
  • ЭССЕНЦИАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

    способ научного познания, объявляющий целью науки открытие и описание истинной «природы вещей» (сущности).
  • Предпосылки методологии

    методологические прототипы до начала организованного существования методологических разработок в рамках фиксированных "методологических программ". ПМ. включают в себя рефлексивно значимые раз
  • Гипотеза методологическая

    утверждение о части или целостности критериального обеспечения рефлексии деятельности любого типа или универсума деятельности, о методе, форме организации деятельности и рефлексии с использова
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятел