МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Прогнозирование профессионального образования связано с реализацией стратегической задачи непрерывного образования. Так, основными задачами прогнозирования профессионального обучения рабочих являются: изучение перспектив развития предприятия, новой техники, новых технологий, организации труда; выявление потребности в рабочих различного уровня квалификации по профессиям; определение наиболее целесообразных путей удовлетворения этой потребности как через учебные заведения соответствующего профиля, так и с учетом реализации собственных возможностей предприятия; обоснование необходимых финансовых и других материальных затрат на реализацию тех или иных нововведений; определение условий для участия рабочих, прошедших курсы повышения квалификации на соответствующей ступени обучения, в новых видах трудовой деятельности; стимулирование дальнейшего роста профессиональной квалификации рабочих; определение личностных потребностей в профессиональном образовании и учет изменяющихся на разных возрастных этапах мотивов и интересов человека, стимулирующих желание учится, в том числе и путем самообразования, адаптирование учебно-программной документации к реальным потребностям обучающихся с учетом региональной национальной специфики и запросов предприятия; выявление спроса на профессиональное обучение со стороны администрации предприятия и различных категорий работающих; определение общей стратегии в этой области: углубление профессиональной подготовки сотрудников или приобретение ими другой профессии и др. С помощью прогнозирования можно определить, какие изменения в перспективе произойдут в производстве, какие профессии потребуются для обслуживания производства, каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие должны обладать, чтобы квалифицированно выполнять свою работу, как меняются под влиянием технического прогресса условия труда рабочих, какие появятся новые машины, какие новые требования к подготовке рабочих в связи с этим возникают и как они будут выполняться в будущем, какие меры надо принять, чтобы с упреждением подготавливать учебно-материальную базу, создавать учебники, пособия; как и когда осуществлять переподготовку профессионально-педагогических кадров. Каждый преподаватель и мастер может более реально видеть перспективы и более четко представлять цели и задачи обучения и воспитания, т. к. сам учебный процесс приобретает прогностическую направленность.
Прогнозирование избавляет от проведения ненужных мероприятий, ориентирует на отражение в учебной практике требований производства. В целом подобная подготовка рабочих позволяет не только обеспечивать эксплуатацию оборудования, находящегося в данное время на предприятии, но и учитывать тенденции его развития. Благодаря этому на предприятии создается резерв квалифицированных рабочих. При таком подходе к прогнозированию обучение рабочих проводится с большим опережением; оно как бы забегает вперед, ведет за собой процесс развития человека, быстро устраняя разрыв со стремительно умножающимся объемом знаний. Словом, задачей прогнозирования является приведение структуры и качества трудовых ресурсов в соответствие с требованиями научно-технического прогресса. Опережающее развитие личности, выражающее в ее интеллектуальной и эмоциональной гибкости, восприимчивости к новому и интуитивной готовности к нему, невозможно без значительного запаса общетеоретических и специальных знаний, без широкого научного кругозора. Его формирование означает приобщение человека ко всем духовным богатствам, к опыту открытий, познания, общения, преобразующего труда. Вот почему прогнозирование профессионального обучения рабочих связано с изучением влияния развития науки, культуры, научно-технического прогресса на содержание труда рабочих. В ходе изучения объекта прогноза необходимо выявить следующие взаимосвязанные вопросы:
научно-технические (прогнозирование развития соответствующей отрасли и сфер обслуживания);
экономико-педагогические (прогнозирование развития форм подготовки и расходов на обучение);
социальные (прогнозирование трудовых функций рабочих, особенностей использования молодежи как производительной силы);
науковедческие (прогнозирование динамики компонентов логической структуры соответствующей науки);
психологические (прогнозирование доступности учебного материала для соответствующего контингента учащихся);
физиологические (прогнозирование требований, предъявляемых той или иной профессией к физиологическим качествам работника);
воспитательные (прогнозирование целенаправленных мероприятий, предвидение характера и целей воспитания, внесение, с необходимым упреждением, коррективов в содержание, формы и методы воспитательной работы);
организационные (прогнозирование организации рационального управления учебно-воспитательным процессом и его технического оснащения). Надо иметь в виду, что рассмотрение указанных выше аспектов изолированно, в отрыве друг от друга и от общей системы, игнорирование принципа преемственности с необходимостью влекут за собой просчеты и погрешности прогнозирования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005