МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Прогнозирование профессионального образования связано с реализацией стратегической задачи непрерывного образования.
Основные задачи прогнозирования профессионального обучения рабочих: изучение перспектив развития предприятий, новой техники, новых технологий, организации труда; выявление потребности в рабочих различного уровня квалификации по профессиям; определение наиболее целесообразных путей удовлетворения этой потребности как через учебные заведения соответствующего профиля, так и с учетом реализации собственных возможностей; обоснование необходимых финансовых и других материальных затрат на реализацию тех или иных нововведений; определение условий для участия рабочего, прошедшего повышение квалификации на соответствующей ступени обучения, в новых видах трудовой деятельности; стимулирование дальнейшего роста профессиональной квалификации; определение потребности личности в профессиональном образовании и учете изменяющихся мотивов и интересов человека на разных возрастных этапах, стимулирующих желание учиться, в том числе и путем самообразования; адаптирование учебно-программной документации к реальным потребностям личности с учетом региональной и национальной специфики, запросов предприятий; выявление спроса на профессиональное обучение со стороны не только администрации предприятия, но и различных категорий работающих; определение общей стратегии в этой области: углубление своей профессиональной подготовки или приобретение другой профессии и др.
С помощью прогнозирования представляется возможность определить, какие изменения в перспективе произойдут в производстве; какие профессии потребуются для обслуживания производства; каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие должны обладать, чтобы квалифицированно выполнять свою работу; как под влиянием технического прогресса изменятся условия труда рабочих; какие появятся новые машины; какие новые требования к подготовке рабочих в связи с этим возникают и как они будут выполняться в будущем; какие меры надо принять, чтобы с упреждением подготавливать учебно-материальную базу, создавать учебники, пособия; как и когда осуществлять переподготовку инженерно-педагогических кадров. Да и каждый преподаватель и мастер может более рельефно видеть перспективы и более четко представлять цели и задачи обучения и воспитания, так как сам учебный процесс приобретает прогностическую направленность, избавляет от проведения ненужных мероприятий, ориентирует на отражение в учебной практике требований производства.
Такая подготовка рабочих позволит не только обеспечивать эксплуатацию оборудования, находящегося в данное время на предприятии, но и учитывать тенденции его развития. Благодаря этому на предприятии создается резерв квалифицированных рабочих. При таком подходе к прогнозированию обучение рабочих будет проводиться с большим опережением; оно как бы забегает вперед, ведет за собой процесс развития человека, быстро устраняя разрыв со стремительно умножающимся объемом знаний. Словом, задачей прогнозирования является приведение структуры трудовых ресурсов в соответствие с требованиями научно-технического прогресса.Опережающее развитие личности, выражающееся в ее интеллектуальной и эмоциональной гибкости, в восприимчивости к новому и интуитивной готовности к нему, невозможно без значительного запаса общетеоретических (общеобразовательных) и специальных знаний, без широкого научного кругозора. Его формирование означает приобщение человека ко всем духовным богатствам, к опыту открытий, познания, общения, преобразующего труда. Вот почему прогнозирование профессионального обучения рабочих связано с изучением влияния научно-технического прогресса на содержание труда рабочих.
В ходе изучения необходимо выявить в прогностическом плане следующие взаимосвязанные вопросы:
научно-технические – прогнозирование развития соответствующей отрасли и сфер обслуживания;
экономико-педагогические – прогнозирование развития форм подготовки и расходов на обучение;
социальные – прогнозирование трудовых функций рабочих, особенностей использования молодежи как производительной силы;
науковедческие – прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки;
психологические – прогнозирование доступности учебного материала для соответствующего контингента учащихся;
физиологические – прогнозирование требований, предъявляемых той или иной профессией к физиологическим качествам работника;
воспитательные – прогнозирование целенаправленных мероприятий, предвидение характера и целей воспитания с необходимым упреждением внесения корректив в содержание, формы и методы воспитательной работы;
организационные – прогнозирование вопросов рационального управления учебно- воспитательным процессом и его технического оснащения.
Надо иметь в виду, что рассмотрение названных аспектов изолированно, в отрыве друг от друга, от общей системы и преемственности обречено на неудачу.
Лит.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1992.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.