ИНТЕЛЛЕКТ
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Интеллект
(от лат. intellectus – понимание, рассудок) – ум, мыслительная способность человека.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ИНТЕЛЛЕКТ
от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — умственные способности человека; ум.
Источник: Педагогический словарь
Интеллект
(от лат. intellectus — понимание, познание) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ИНТЕЛЛЕКТ
(от лат. понимание, познание, разум) - мыслительная способность человека, его индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Интеллект
(от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле — мышление.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Интеллект
механизм, обеспечивающий реализацию всех рефлексивных функций в "информационном" (не энергетическом, мотивационном) слое. Применение языковых средств выступает условием осознанной формы интеллекта и, в частности, мышления.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Интеллект
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре (А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные функции, в узком — только мышление.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Интеллект
от лат. intellectus — понимание, познание, рассудок) — разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания.
Источник: Исследовательская деятельность
Интеллект
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ИНТЕЛЛЕКТ
умственные способности человека; ум; относительное устойчивая структура познавательных функций индивида. В ряде психологических концепций отождествляется со способностью к обучению, с умением оперировать символами, со способностью к активному овладению законами окружающего мира, со стратегией решения проблем [61, c. 50; 66, c. 136; 67, c. 142; 70, c. 51; 80, c. 196; 82, c. 278].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Интеллект
(от лат. intellectus – понимание) – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ИНТЕЛЛЕКТ
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации и др. Отечественная психология исходит из принципа связи И. с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера деятельности индивида (учение, производство, политика и пр.). В связи с развитием теории информации, вычислительной техники широкое распространение приобретает термин "искусственный интеллект".
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Интеллект
(от лат. intellectus — понимание) – а) способность мозга таким образом организовать (на эвристическом уровне) свою деятельность, чтобы с максимальной эффективностью использовать накопленный массив информации и с наименьшими затратами овладевать новой, необходимой для решения определенных задач, информацией. Также под И. принято понимать «коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве»; б) обобщающее понятие, которое характеризует общие способности индивида к познанию (в самом широком смысле), к осмыслению и разрешению проблем. В понятии И. объединяются все познавательные способности индивида в их совокупности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение. Интеллектуальное развитие личности школьника в процессе литературного образования является одной из важнейших задач школы, его обязательность обусловлена спецификой художественной литературы как особой формы интеллектуальной деятельности человека, ролью литературы как интеллектуального достояния человечества. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
ИНТЕЛЛЕКТ
(лат. intellectus – понятие, понимание) — 1) общая cпособность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок. Понятие И. как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные способности», большинство исследователей сходится на том, что общий И. существует как универсальная психическая способность, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным возрастом и климатом» семьи, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т. д.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
ИНТЕЛЛЕКТ
(от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Выделяются три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный И. (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический И. (умение добиваться поставленной цели). Психологи рассматривают И. как достигнутый учащимися к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, навыков и умений. Выделяются также разные виды интеллекта, в том числе интеллект вербальный, коммуникативный, аналитический, искусственный и др. (Немов, 2001–2002). Для учащихся важно обладать интеллектом академическим, который проявляется в способности человека к научению, быстрому и качественному приобретению знаний, навыков, умений в условиях регламентированного обучения (например, в школе, вузе и т. п.).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ИНТЕЛЛЕКТ
лат. intellectus — понимание, познание, рассудок) — разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем. В современной западной психологии наиболее распространенной является прагматическая трактовка интеллекта как способности справиться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Содержательное определение самого интеллекта зависит от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.). В связи с успехами научно-технической революции — развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники — широкое распространение приобретает термин «искусственный интеллект».
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНТЕЛЛЕКТ
(лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности, при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. Согласно структурно-генетическому подходу Ж. Пиаже, интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В соответствии с факторно-аналитическим подходом на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). На сегодняшний день принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика. Данный показатель имеет значение от 0,5 до 0,8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ИНТЕЛЛЕКТ
способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п. Термин «И.» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия «нус» (ум) и по своему смыслу тождествен ему. В схоластике он употребляется для обозначения высшей познавательной способности (сверхчувствительного постижения духовных сущностей) в противоположность разуму как низшей познавательной способности (к элементарной абстракции). В обратном значении эти термины былиупотреблены у Канта: И. – как способность образования понятий, а разум – как способность образования метафизических идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей немецкой философии и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка, И. и разума. В психологии под И. понимается относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, многочисленные исследования которой, однако, не дали пока однозначных результатов (разными авторами выделяется от одного-двух до 120 «факторов И.»). В ряде концепций И. отождествляют со стилем и отражением решения проблем и т.п. Понятие «искусственный И.» используется для обозначения технических систем, способных к адекватному поведению в решении задач, в том числе и таких, которые относятся к сфере восприятия, организации движений, понимания текста и т.п.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. 1989.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Интеллект
лат. – познание, понимание) – это высший уровень развития человеческой сущности, выраженный в мыслительных способностях человека, интегрирующих в себе познавательную чувственную и волевую сферы. В практической жизни интеллект условно сводят к мышлению человека, лишь немного расширяя зону функционирования. Вот почему, говоря об интеллекте, учитель чаще говорит об уме, разуме, рассудке ученика. Действительно, интеллект – это мыслительная способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Признаки наличия интеллекта: это способности и умение обучаться (обучаемость), оперировать абстракциями, символами и обобщениями, умение выделять главное, извлекать опыт из своей и чужой жизни и др. Проверяется это через качество выполнение умственных операций над разнородным информационным материалом. Интеллект зависит от генотипа человека, его генной программы, но также и от воспитания и обучения. Интеллект есть психический механизм приспособления человека к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Чем больше человек осваивает путей решения задач и их сочетаний, тем более гарантий его адаптации к жизни и деятельности. В этом случае интеллект выступает видом деятельности человека, обеспечивающей равновесие его со средой и самим собой. Интеллект обеспечивает устойчивое и в тоже время подвижное равновесие между универсумом и мышлением человека. Термин «интеллект» используется также применительно к некоторым техническим устройствам (например, компьютер) и тогда говорят об «искусственном интеллекте», «гибридном интеллекте».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Интеллект
[лат. intellectus – разумение, понимание, постижение] – 1) способность мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как, например, чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.; 2) зоопсихол. И., или «ручное мышление» высших животных понимают такие реакции, которые характеризуются внезапностью решения задачи, легкостью воспроизведения раз найденного решения, перекосом его на ситуацию, несколько отличную от исходной и, наконец, способностью решения «двухфазных» задач; 3) псих. (в общем плане) И. рассматривается как синоним мышления, умственного развития личности. В процессе развития И. совершенствуются его базовые структуры, независимые от культурных влияний и возникают структуры творческих способностей. Базовые структуры интеллекта закрепляются в системе свойств индивида в форме когнитивных черт характера и индивидуального стиля деятельности, а творческие способности выводят его в пространство отношений с другими людьми, способствуя формированию свойств личности и, на более высоком уровне, свойств индивидуальности человека. В педагогической акмеологии используются также понятия социального И. и общественного И. Социальный И. – интеллект человека, как личности, проявляющийся в системе его общественных отношений и обусловленный ими. Общественный И. – интеллект совокупного субъекта деятельности. Феномен возрастания роли общественного интеллекта в исторической детерминации назван А.И. Субетто законом роста идеальной детерминации в истории, в котором реализуется принцип «от общественного интеллекта – к общественному бытию». Этот закон имеет противоположную направленность по сравнению с «экономическим детерминизмом»: «от общественного бытия – к общественному сознанию». Онтопсихологические аспекты И. (осмысление проблем выживания, понимание механизмов преуспевания, осмысление проблем силы и власти, постижение объективной истины как пути к доброте и любви, стремление к универсальному подлинному знанию, достижение синтеза знаний, создание ментальной модели универсума представляются в виде матрицы акмеологического целепостроения.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ИНТЕЛЛЕКТ
(лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Верт-хеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале XX в. французские психологи А. Вине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов (см. Тест). Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовки И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур И., независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики И. были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов И.»: от 1–2 до 120. Такое дробление И. на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность расистских утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития представителей различных наций и социальных групп. Отечественные психологи признают зависимость интеллектуальных способностей человека от социальноэкономических условий его жизни. Содержательное определение самого И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.). В связи с успехами научнотехнической революции – развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники – широкое распространение приобретает термин «искусственный И.» (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.:Политиздат, 1999. – 494 с.). И. В. Ламаш
Источник: Глоссарий современного образования.
ИНТЕЛЛЕКТ
способность человека к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, воображение. Принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. Уровень интеллекта возможно развить, повысить или понизить КПД интеллекта человека. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:
- любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
- глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
- гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
- логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
- доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;
- критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
- широта мышления – способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений. Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии – боязни нового, непривычного. Существенное качество ума индивида – предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем. Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом индивида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление – сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов – созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления – его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам. В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна). Интеллект – одна из четырех сфер личности. Другое определение интеллекта: интеллект – это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели. Под это определение подпадают и устройства, обладающие искусственным интеллектом. Литература: [5].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.