Разум
РАЗУМ
форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т.е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность.
Разум
ц.слав. – смысл, значение) – это духовная сила человека, способствующая более глубокому постижению сущности познаваемого предмета. Разум «может» постигать, судить, осмысливать, творчески перерабатывать, обобщать, делать выводы, всесторонне и глубоко познавать явления. «Разум» отличается от «рассудка» тем, что он не ограничивается логическим анализом и формальным знанием, а использует интуицию, здравый смысл, опыт, свой и чужой, полученную из разных источников информацию. Разумом постигается не просто информация, а ценности, связь вещей, целесообразность существования. Особо высоко культивировался разум в эпоху Просвещения («Нет ничего более гордого и столь любознательного, как человеческий разум»), когда стал цениться смысл вещей, а не фиксирующая их «буква».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
РАЗУМ
присущая человеку и только человеку способность познавать мир и осознавать свое место в нем. В философии античных мыслителей, в частности, у Анаксагора, разум (нус) — это Мировая душа, у Платона и Аристотеля — «Мыслящая душа». Философия Нового времени также исходила из суверенности человеческого разума и противопоставляла его природе как объекту познания. И. Кант выдвинул положение о двух уровнях мыслительной деятельности человека: рассудке и разуме. Знание начинается с показаний чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок, считает Кант, всегда носит ограниченный характер, поскольку ограничено, конечно, и содержание чувственного познания. Разум же стремится найти бесконечное, абсолютное. Однако, по Канту, это недостижимо, и потому разум неизбежно останавливается перед рядом антиномий (неразрешимых противоречий), таких как Бог, свобода, время и т.п. Гегель также исходит из противопоставления разума и рассудка; рассудок — конечное мышление, разум — бесконечное, абсолютное. Такая концепция разума как рационализм, оформившаяся в Новое время и связанная с именами Декарта, Лейбница и Спинозы, выражая свойственный той эпохе уровень естественнонаучного знания, резко противопоставляла субъект и объект познания. Разум господствовал над природой и предписывал ей свои «законы». Развитие науки, в частности, квантовая механика, доказало неправомерность разрыва между субъектом и объектом исследования. На смену классической науке, базирующейся на принципе жесткого рационализма, последовательно пришли неклассическая и постнеклассическая наука. Неклассическая наука органично связала субъект и объект в единую систему, доказав, что тот или иной объект в этой системе можно противопоставить субъекту (и, напротив, противопоставить субъекта объекту) лишь условно. Постнеклассическая наука, опирающаяся на синергетику (теорию самоорганизации), исходит из приоритета принципов неравновесности, неустойчивости, нелинейности и т.п. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.