Разум

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЗУМ
форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т.е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Разум
ц.слав. – смысл, значение) – это духовная сила человека, способствующая более глубокому постижению сущности познаваемого предмета. Разум «может» постигать, судить, осмысливать, творчески перерабатывать, обобщать, делать выводы, всесторонне и глубоко познавать явления. «Разум» отличается от «рассудка» тем, что он не ограничивается логическим анализом и формальным знанием, а использует интуицию, здравый смысл, опыт, свой и чужой, полученную из разных источников информацию. Разумом постигается не просто информация, а ценности, связь вещей, целесообразность существования. Особо высоко культивировался разум в эпоху Просвещения («Нет ничего более гордого и столь любознательного, как человеческий разум»), когда стал цениться смысл вещей, а не фиксирующая их «буква».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РАЗУМ
присущая человеку и только человеку способность познавать мир и осознавать свое место в нем. В философии античных мыслителей, в частности, у Анаксагора, разум (нус) — это Мировая душа, у Платона и Аристотеля — «Мыслящая душа». Философия Нового времени также исходила из суверенности человеческого разума и противопоставляла его природе как объекту познания. И. Кант выдвинул положение о двух уровнях мыслительной деятельности человека: рассудке и разуме. Знание начинается с показаний чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок, считает Кант, всегда носит ограниченный характер, поскольку ограничено, конечно, и содержание чувственного познания. Разум же стремится найти бесконечное, абсолютное. Однако, по Канту, это недостижимо, и потому разум неизбежно останавливается перед рядом антиномий (неразрешимых противоречий), таких как Бог, свобода, время и т.п. Гегель также исходит из противопоставления разума и рассудка; рассудок — конечное мышление, разум — бесконечное, абсолютное. Такая концепция разума как рационализм, оформившаяся в Новое время и связанная с именами Декарта, Лейбница и Спинозы, выражая свойственный той эпохе уровень естественнонаучного знания, резко противопоставляла субъект и объект познания. Разум господствовал над природой и предписывал ей свои «законы». Развитие науки, в частности, квантовая механика, доказало неправомерность разрыва между субъектом и объектом исследования. На смену классической науке, базирующейся на принципе жесткого рационализма, последовательно пришли неклассическая и постнеклассическая наука. Неклассическая наука органично связала субъект и объект в единую систему, доказав, что тот или иной объект в этой системе можно противопоставить субъекту (и, напротив, противопоставить субъекта объекту) лишь условно. Постнеклассическая наука, опирающаяся на синергетику (теорию самоорганизации), исходит из приоритета принципов неравновесности, неустойчивости, нелинейности и т.п. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
440.17 кб

Интеллект: здравый смысл, рассудок и разум учащегося в контексте постижения научных знаний

Довгая Ю. Л.
Читать PDF
743.74 кб

Презентация. Коллективный разум редакции - редакционная (рецензионная) коллегия журнала

Бухаркина О.Г.
Пришло время представить тех, кто определяет политику журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири».
Читать PDF
604.12 кб

Л. Н. Толстой: "дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека" (к 190-летию великог

Помелов Владимир Борисович
В статье характеризуются педагогические воззрения великого русского мыслителя, писателя и общественного деятеля Л. Н. Толстого (1828-1910). Выделены основные этапы его педагогической деятельности. Показан вклад Л. Н.

Похожие термины:

  • РАЗУМ И РАССУДОК

    соотносительные понятия философии. Разум означает ум, способность понимания, осмысления. В ряде философских учений разум - высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей. У И. Канта ра
  • ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ

    гипотетическая техническая система, способная обнаруживать свойства, идентичные разумному мышлению и поведению человека. В отличие от систем искусственного интеллекта, не только оперирует гото