УМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УМ
обобщенная характеристика познавательных возможностей человека. В более узком смысле – совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

УМ
обобщенная характеристика познавательных возможностей человека; в более узком смысле — индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека (быстрота, ясность, гибкость, глубина, критичность).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

УМ (умственные силы)
1) обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли); 2) в более узком смысле – совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность [24, c. 152; 67, c. 404; 80, c. 714].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Ум
личностное качество сознательной способности субъекта проникать в сущность вещей и явлений, их взаимосвязь, высшая форма интеллектуальной деятельности. К. Ушинский считал, что ум – это система знаний. В значительной степени развивается в процессе анализа литературного произведения, когда читатель выделяет его образные компоненты, объясняет их идейно-художественную функцию в тексте и связи между собой, выявление которых и приводит к пониманию авторской мысли в целом. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

УМ
комплексная характеристика познавательных возможностей человека, его индивидуально-психологических устойчивых мыслительных способностей, выражающихся в самостоятельности его мысли, ее критичности, гибкости, логичности и глубине, способности находить и обеспечивать решение и доказательность возникающих проблем. Обозначает то же, что разум, дух. В латинском языке соответствует понятию "интеллект". Термин также применяется для оценки состояния интеллектуальной сферы детей и взрослых, их готовности осуществлять различные мыслительные операции.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Ум
умственные силы) – обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли). В более узком смысле – совокупность индивидуальных способностей к накоплению, знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума: быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. У. совокупность индивидуальных способностей мышления и понимания человека. Свойства У. – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, творчество. Совокупность выраженных критичности, гибкости и творчества определяют инициативность, а она в сочетании с быстротой – сообразительность.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Ум
ст.слав. – смысл) – совокупность индивидуальных особенностей мышления, проявляющихся в его быстроте, ясности, критичности, глубине, гибкости, широте, творческости. Значение ума не абсолютно, ибо то, что в нем рождается, не всегда правильно. Ум требует за собой контроля, ибо его интересует не предмет размышления, т.е. содержание, а само мышление, его механизмы. У человека три разновидности ума: инстинктивный, рассудочный и прогностический, прозрение. Преклонение человека перед умом опасно. Если человек видит единственную цель в совершенствовании ума, то он утрачивает жизненную целостность, лишается духовности, доброты и сердечности. Вот почему православная педагогика утверждает, что сознание имеет своим престолом человеческое сердце, что все, что доходит до сознания, должно пройти через «цензуру сердца». В то же время она ввела в обиход понятие «умное делание», явно признающее роль ума в деятельности человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

УМ
состояние человеческого сознания, определяющей чертой которого является интенсивная интеллектуальная и нравственная жизнь. Ум направлен на познание объективной действительности и внутреннего мира человека. Ум, умственная деятельность включают интеллектуальную обработку показаний чувств, формирования на их основе истинного знания, волевые импульсы, эмоциональные переживания. В известном смысле ум отождествляется со всей совокупностью сознания (разума). Основные механизмы ума — внимание, воображение, память и особенно — способность абстрагироваться от конкретных чувственных данных и формировать понятия, отражающие существенные свойства предметов. Ум предполагает большой объем знаний, но это — не многознание. Ум — способность видеть вещи и процессы в их целостно-диалектической связи, в историческом и социальном контексте. Ум, вместе с тем, предполагает способность осмысливать действительность с позиций нравственных ценностей, прежде всего — с позиций вечных, абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты, их неразрывного единства. Умные люди всегда апеллировали и будут апеллировать к добродетели, мудрости, добру, уважали и будут уважать такие человеческие качества, как благородство, сочувствие, верность дружбе, служение общему благу, ценили и будут ценить красоту, музыку, литературу, искусство. Ум, требуя высокого напряжения интеллектуальных и нравственных сил, вместе с тем обеспечивает полноту душевной жизни, дает человеку истинную основу познания мира и себя, наполняет его душу яркими и глубокими эмоциональными переживаниями, что делает человека счастливым. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.