относительно устойчиво присущая человеку и развивающаяся в течение жизни система свойств, качеств, действий в области его познавательной активности, ориентировки во внутренних (психологических) и внешних обстоятельствах жизни и деятельности, включая и обстоятельства общественной среды (выделяют, в частности, «социальный интеллект», «технический интеллект», «гуманитарный интеллект», «математический», «вербальный», т.е. «словесный», «теоретический», «невербальный», «практический» и др. в зависимости от предметной области деятельности человека). В относительно узком смысле слова умом называют именно хорошо развитые познавательные способности человека. Работники в области науки, теории (в том числе и педагоги, психологи) нередко считают достойным рассмотрения умом только лишь теоретическое мышление, полагая его самой сложной и «высшей» формой познания, присущей человеку. Скорее всего, это мнение неверно и является бессознательным выражением позиции защиты и обоснования исключительности общественного положения своей (научной) профессиональной группы и своего лично. В действительности практический ум (ум практического работника) ничуть не проще и не «ниже», чем ум теоретический, поскольку профессионалу-практику приходится решать ответственные задачи в условиях ограниченного времени, иногда при неполной информации, в условиях неопределенности и реальных опасностей. «Цена ошибки» в работе человека-практика, вооруженного мощной техникой (например оператора энергосистемы, прокатного стана, сортировочной горки и т.п.) может быть очень высокой, в то время как человек-теоретик, сделав ошибку, может просто выбросить «в корзину» свои выкладки, не нанеся обществу заметного ущерба.
Лит.: Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961; Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей. – М., 1997.
Е.А. Климов
249.24 кб
Педагогическая поддержка в преодолении интеллектуальных барьеров как средство формирования интеллект
В статье описывается использование педагогической поддержки как одного из педагогических условий формирования интеллектуальных мотивов учения студентов.