УМ (интеллект)

Найдено 1 определение
УМ (интеллект)
относительно устойчиво присущая человеку и развивающаяся в течение жизни система свойств, качеств, действий в области его познавательной активности, ориентировки во внутренних (психологических) и внешних обстоятельствах жизни и деятельности, включая и обстоятельства общественной среды (выделяют, в частности, «социальный интеллект», «технический интеллект», «гуманитарный интеллект», «математический», «вербальный», т.е. «словесный», «теоретический», «невербальный», «практический» и др. в зависимости от предметной области деятельности человека). В относительно узком смысле слова умом называют именно хорошо развитые познавательные способности человека. Работники в области науки, теории (в том числе и педагоги, психологи) нередко считают достойным рассмотрения умом только лишь теоретическое мышление, полагая его самой сложной и «высшей» формой познания, присущей человеку. Скорее всего, это мнение неверно и является бессознательным выражением позиции защиты и обоснования исключительности общественного положения своей (научной) профессиональной группы и своего лично. В действительности практический ум (ум практического работника) ничуть не проще и не «ниже», чем ум теоретический, поскольку профессионалу-практику приходится решать ответственные задачи в условиях ограниченного времени, иногда при неполной информации, в условиях неопределенности и реальных опасностей. «Цена ошибки» в работе человека-практика, вооруженного мощной техникой (например оператора энергосистемы, прокатного стана, сортировочной горки и т.п.) может быть очень высокой, в то время как человек-теоретик, сделав ошибку, может просто выбросить «в корзину» свои выкладки, не нанеся обществу заметного ущерба.
Лит.: Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961; Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений непсихологических специальностей. – М., 1997.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
249.24 кб

Педагогическая поддержка в преодолении интеллектуальных барьеров как средство формирования интеллект

Ожгибесова Нина Юрьевна
В статье описывается использование педагогической поддержки как одного из педагогических условий формирования интеллектуальных мотивов учения студентов.
Читать PDF
379.80 кб

Рефлексия и интеллект как основа формирования саморегуляции у студентов профессионального обучения

Петрова Нина Сергеевна
Статья посвящена педагогическим исследованиям в области формирования саморегуляции у студентов профессионального обучения.
Читать PDF
388.50 кб

Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллек

Ларионова Светлана Олеговна
В статье актуализируется вопрос нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями развития; представлены результаты исследования особенностей нравственного развития умственно отсталых и с задержко
Читать PDF
94.34 кб

Как создавать моду на интеллект?

Плетнер Юрий Дмитриевич, Даргыноол Чимиза Кудер-ооловна
Читать PDF
90.68 кб

Музыка и интеллект

Чернова Н. Н.
Читать PDF
172.67 кб

Никотиновая зависимость и интеллект

Фисин Юрий Максимович
Читать PDF
580.56 кб

Ставка на интеллект

Читать PDF
76.75 кб

Томская область ставит на интеллект

Кресс Виктор Мельхиорович
Читать PDF
440.17 кб

Интеллект: здравый смысл, рассудок и разум учащегося в контексте постижения научных знаний

Довгая Ю. Л.
Читать PDF
1.16 мб

Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт

Перминова Елена Павловна
Рассматривается вопрос применения интеллект-карт как инструмента системы образования в развитии интеллектуального потенциала учащихся: дано понятие здоровьесбережения, изложены основные принципы радиантного мышления, показано прим
Читать PDF
188.91 кб

Эмоциональный интеллект как составляющая непрерывного образования педагога

Почтарева Елена Юрьевна
Статья посвящена рассмотрению эмоционального интеллекта в аспекте непрерывного образования педагогов. Анализ выполнен на основе актуальных задач преобразования профессиональной деятельности педагогов.
Читать PDF
183.67 кб

Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки детей и подростков с недостатками интеллек

Белявский Б. В.
Читать PDF
924.07 кб

Интеллект, помноженный на ответственность (к 60-летию Арутюна Гургеновича айрапетова))

Блохина Ирина Романовна, Канищев Валерий Владимирович
Посвящается 60-летию доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой всеобщей истории Тамбовского государственного университета имени Г.Р.
Читать PDF
392.31 кб

Модель интеллектуального диапазона. Интеллект и общество

Дружинин Владимир Николаевич
Читать PDF
833.01 кб

Творчество. Воля. Интеллект

Молокова Т.А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • интеллект Академический

    способность к уче­бе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.); проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития интеллекта общего [52, c. 47].
  • интеллект Биологический

    врожденная составляющая общего интеллекта; в основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы (Г. Айзенк).
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    способность человека идентифицировать и выражать эмоции, регулировать их и использовать эту информацию для того, чтобы успешно справляться различными жизненными ситуациями.
  • Интеллект флюидный

    врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления; входит в состав общего интеллекта
  • Гибридный интеллект

    гр. – кровосмешение) – это соединение интеллекта человека с «интеллектом» машины и их взаимодействие при решении познавательных задач. При этом как бы один интеллект дополняется, усиливается дру
  • Интеллект

    умственные способности человека; ум.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СЕТЬ

    (англ. intelligent network) – коммуникационная сеть, которая осуществляет не только передачу данных, но и виды разнообразного сложного информационного сервиса.
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АГЕНТ

    (англ. intelligent agent) – программа, которая выполняет множество полезных функций, часто принимая решения на ходу. Это может быть любая программа, которая выполняет определенные задания и в соответствую
  • ИДЕАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    идеализированное представление об интеллекте, которое автор использует при конструировании текста; некоторая структура, способная осуществить формально-логические операции.
  • Искусственный интеллект

    (англ. artificial intelligence) – кибернетическая система, моделирующая и воспроизводящая с помощью ЭВМ некоторые виды интеллектуальной деятельности человека; область исследований, сопровождающих и обусла
  • Интеллект кристаллизованный

    связанный интел­лект») — интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта; сводится к системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интел­лекта (Р. Б. Кэттелл).
  • Интеллект общий

    умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профес
  • Интеллект социальный

    1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айз
  • ТЕСТОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    показатель уровня умственного развития индивида, критерием которого является набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных конкретным тестом. Проявляется при выполнен
  • Интеллект кристаллизированный

    форма интеллекта, который формируется с опытом и благодаря образованию. Реализуется в процессе непрерывного образования, благодаря развитию ассоциативных связей, охватывающих как содержание об
  • Интеллект невербальный

    интеллект, который используется для решения личностно значимых учебных задач, требующих выполнения действий, среди которых действия вербального характера либо не используются совсем, либо испол
  • Интеллект вербальный

    (от лат. verbalis – словесный) – интеллект, определяемый на основе решения задач, которое обеспечивается действиями вербального характера. В литературном образовании развитие И.В. является первоочер
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ-КЛУБ ГЛЮОН

    общественно-благотворительная организация, занимающаяся поиском, поддержкой и социальной защитой одаренных детей с целью сохранения интеллектуального генофонда нации и народа. Реализует прогр
  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети

    Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе орга-нич. поражения ЦНС, к-рое может быть различным по т
  • МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ

    кубообразная модель, классифицирующая свойства интеллекта по трем измерениям: 1) операции (как мы думаем) – что умеет испытуемый: познание, память, дивергентная продуктивность, ковергентная проду