Познавательный мотивПозор

Познание

Найдено 8 определений термина Познание

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Познание

приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПОЗНАНИЕ

процесс отражения и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ПОЗНАНИЕ

обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом к-рого является новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

ПОЗНАНИЕ

процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у учащихся возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах; через познание постигается сущность предметов и явлений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Познание

это процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания. В процессе изучения человек простраивает мысленную модель познаваемого, как бы «складывая» и систематизируя добытые знания и представления о факте как объекте познания. Так складывается простая осведомленность о чем-то. Сущность познания и его технологию разные авторы видят по-разному. Наиболее популярна сегодня концепция познания, основанная на следующих идеях: данные чувственного опыта, ставшие аксиомами, позволяют делать разные заключения при столкновении с новыми фактами; данные опыта связываются между собой логически, а также интуитивно; строгими являются лишь частные утверждения, логически выведенные из аксиом; получаемые вновь утверждения вновь соотносятся с чувственным опытом, уточняются, дополняются, корректируются. В то же время православная педагогика рассматривает познание как акт откровения, как результат духовного опыта: в меру духовности человеку открывается мир, что и составляет процесс истинного ведения и движения к Истине. В настоящее время теория познания стала учебным предметом в старших классах, включенным в некоторых странах в стандарт образования. Незнание теории познания становится тормозом в развитии образования, сдерживающим развитие творческого и критического мышления.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Познание

процесс получения человеком объективно новых сведений об объективной реальности; деятельность, обеспечивающая получение людьми ранее неизвестных сведений о природе, обществе, технике, способах деятельности. В процессе познания создаются или пополняются познаваемые элементы объективного опыта человечества. Понятие объективной новизны связано с уровнем развития коммуникаций и наличием средств, в которых объективно накапливаются соответствующие сведения. Например, при выдаче свидетельства на открытие (о результатах познания особенностей объективного мира) пользуются понятием мировой новизны, при выдаче патента на изобретение в ряде стран используется экспертиза на новизну только в стране, в органы которой поступила заявка. Принято считать моментом возникновения нового элемента объективного опыта человечества момент опубликования сведений о нем в любой форме (публичное выступление, статья, учебное пособие, художественное произведение и т.п.). Познание может осуществляться как попутно в любой деятельности (см. 3.4), так и в процессе осуществления деятельности, специально направленной на исследование или отображение нового (см. 3.5-3.6). Оно может осуществляться и латентно (см. 3.7). В традиционной педагогической литературе и работах по психологии образования часто используется термин «познавательная деятельность» для обозначения любых процессов восприятия информации. Здесь этот термин не используется, поскольку восприятие, познание, усвоение - психологически очень разные процессы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ПОЗНАНИЕ

творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного П. (познаваемости мира) является центральной темой гносеологии, или эпистемологии (теории познания). В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (Средние века), "знания и незнания" (Новое время). Для классической философии процесс П. - это созерцание. П. при этом интерпретируется в двух осн. ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную мысль. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент практики, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к познанию реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь - процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. Аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, рассматривающих П. как научный анализ знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логический и семиотический инварианты, но не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни. Чувственное познание (его осн. формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Особым видом П. выступает П. самого себя, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ПОЗНАНИЕ

воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. деятельности.

Выделяют разл. формы П.: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологич., худож. и науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. и гуманитарное П. Как специфич. вид рассматривается фил ос. П.

Существуют также разные культурно-ист. типы П. Так, напр., в античности идеал П. связывался с пониманием природных процессов — дедуктивным выведением следствий из отд. посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания. В знании и ведущем к нему П. виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. — развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, — как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым; П. уподобляется в ряде отношений коммуникации.

Если классич. наука и классич. философия связывали П. с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. все более выявляется важная познават. роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погруженность П. в культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. статуса лишь за последним в совр. условиях подчеркивается многообразие видов познават. деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место.

П. считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учета его включенности в деятельность и в коммуникацию.

Особая форма П. — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).

П. изучается рядом науч. дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец. разделе философии — теории П. Механизмы познават. деятельности отд. человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. деятельности — предмет социологии П. и культурологии. Ист. развитие науки как специфич. формы П. изучается историей науки. Специфич. проблемы логич. организации науч. знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Познание — 0

Найдено научныех статей по теме Познание — 0

Найдено книг по теме Познание — 0

Найдено презентаций по теме Познание — 0

Найдено рефератов по теме Познание — 0