Теория познания
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
учение об источниках и основных закономерностях познавательного процесса, формах и методах постижения человеком окружающего мира.
Теория познания
гносеология, эпистемология) — раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Источник: Исследовательская деятельность
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, ступени и формы процессов познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Теория познания
гносеология) – это система научных знаний, объясняющих природу, происхождение, закономерности, методы и средства достижения истины в изучении мира и рассматривающих отношение теории и практики. В теории познания анализируются механизмы формирования и развития знаний, их социально-культурные основы, уровень познания и формы отражения действительности в человеческой психике. Теория познания лежит в основе теории обучения, образовательных технологий.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
раздел философии, тесно связанный с психологией познавательных процессов и дидактикой. Другие названия Т.п. – гносеология, эпистемология. Связь Т.п. с психологией и дидактикой в идеале двусторонняя – с одной стороны Т.п. должна строиться и изменяться, развиваться сообразно тем фактам и закономерностям познавательной деятельности, которые обнаруживаются в конкретных исследованиях процессов познания в учении, труде, межличностном взаимодействии людей. С другой стороны, психология и дидактика сообразуют свой понятийный строй с теми достоверными обобщениями, которые фиксируются в Т.п. Все это есть нормальное частное выражение диалектического взаимодействия конкретных наук и философии. Как догматизация философских положений, так и уход от концептуальных философских ориентиров в область стихийного психологического и педагогического знахарства (пусть под знаменем «инноваций», «реформ», «авторских инициатив» и пр.) безусловно вредны для дела развития профессионального образования.
В отечественной науке откристаллизовались представления, согласно которым познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта познания, завершающийся формированием некоторого продукта – субъективного отображения предметной реальности. При этом результат этот во многом зависит от активности субъекта (в частности, от того, насколько он активно производит предположения, гипотезы), от специфики его опыта (в частности, профессионального). Критерием истинности познания признается практика.
Лит.: Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 1997; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995; Смирнов С.Д. Психология образа.
Проблема активности психического отражения. – М., 1985; Яковлев В.А., Суркова Л.В. Философские принципы современного университетского образования // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете. – М., 1996.
Е.А. Климов
В отечественной науке откристаллизовались представления, согласно которым познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта познания, завершающийся формированием некоторого продукта – субъективного отображения предметной реальности. При этом результат этот во многом зависит от активности субъекта (в частности, от того, насколько он активно производит предположения, гипотезы), от специфики его опыта (в частности, профессионального). Критерием истинности познания признается практика.
Лит.: Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 1997; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995; Смирнов С.Д. Психология образа.
Проблема активности психического отражения. – М., 1985; Яковлев В.А., Суркова Л.В. Философские принципы современного университетского образования // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете. – М., 1996.
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.