Теория познания

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
учение об источниках и основных закономерностях познавательного процесса, формах и методах постижения человеком окружающего мира.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Теория познания
гносеология, эпистемология) — раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Источник: Исследовательская деятельность

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, ступени и формы процессов познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Теория познания
гносеология) – это система научных знаний, объясняющих природу, происхождение, закономерности, методы и средства достижения истины в изучении мира и рассматривающих отношение теории и практики. В теории познания анализируются механизмы формирования и развития знаний, их социально-культурные основы, уровень познания и формы отражения действительности в человеческой психике. Теория познания лежит в основе теории обучения, образовательных технологий.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
раздел философии, тесно связанный с психологией познавательных процессов и дидактикой. Другие названия Т.п. – гносеология, эпистемология. Связь Т.п. с психологией и дидактикой в идеале двусторонняя – с одной стороны Т.п. должна строиться и изменяться, развиваться сообразно тем фактам и закономерностям познавательной деятельности, которые обнаруживаются в конкретных исследованиях процессов познания в учении, труде, межличностном взаимодействии людей. С другой стороны, психология и дидактика сообразуют свой понятийный строй с теми достоверными обобщениями, которые фиксируются в Т.п. Все это есть нормальное частное выражение диалектического взаимодействия конкретных наук и философии. Как догматизация философских положений, так и уход от концептуальных философских ориентиров в область стихийного психологического и педагогического знахарства (пусть под знаменем «инноваций», «реформ», «авторских инициатив» и пр.) безусловно вредны для дела развития профессионального образования.
В отечественной науке откристаллизовались представления, согласно которым познание представляет собой процесс взаимодействия субъекта и объекта познания, завершающийся формированием некоторого продукта – субъективного отображения предметной реальности. При этом результат этот во многом зависит от активности субъекта (в частности, от того, насколько он активно производит предположения, гипотезы), от специфики его опыта (в частности, профессионального). Критерием истинности познания признается практика.
Лит.: Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 1997; Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995; Смирнов С.Д. Психология образа.
Проблема активности психического отражения. – М., 1985; Яковлев В.А., Суркова Л.В. Философские принципы современного университетского образования // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете. – М., 1996.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
159.55 кб

Теории познания в джайнизме

Захарьин Борис Алексеевич
В статье коротко характеризуются основные эпистемологические достижения джайнизма, одного из интереснейших религиозно-философских учений Индии в I тысячелетии до н.э.
Читать PDF
8.64 мб

Понятие истины в теории познания

Никифоров А. Л.
Читать PDF
501.97 кб

Другой взгляд на теорию познания

Купарашвили М. Д.
Предпринята попытка не только проанализировать непростую ситуацию в образовании, но и предложить другое видение теории познания на фундаменте общечеловеческой культуры и наличных систем ценностей.
Читать PDF
387.09 кб

Феномен видения в теории познания

Харунжева Мария Александровна
В статье рассматриваются основные трактовки видения, дается анализ психологических, личностных и культурологических оснований видения.
Читать PDF
535.99 кб

Э. Мах: основные положения теории познания

Полуян Н. Н.
В статье исследуется вопрос о том, какой позиции придерживается Мах в области теории познания как физик и как философ.
Читать PDF
12.73 мб

Методика вместо теории познания и наукоучения

Динглер Гуго
Читать PDF
132.15 кб

Принципы построения «Всеобщей теории познания»

Юлов Владимир Фёдорович
В статье предлагается новый философский проект - создание широкой и интегративной теории познания, охватывающей все четыре существующих типа познания: познание животных, человеческое практическое познание, духовный поиск (мировозз
Читать PDF
142.55 кб

Новейшие труды в немецкоязычной теории познания

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
3.13 мб

Педагогика в зеркале музыки и теории ее познания

Солопанова Ольга Юрьевна
В статье музыка рассматривается не только как искусство, но и как ценность научного знания.
Читать PDF
117.65 кб

Перспективы развития интегративной теории познания

Юлов В.Ф.
В статье речь идет о направлениях дальнейшего развития авторской концепции, объединившей три основных типа познания: познание животных, практическое познание, научное исследование и мировоззрение.
Читать PDF
214.04 кб

Символ в теории познания А. Бергсона и Э. Кассирера

Передвигина Татьяна Михайловна
Читать PDF
196.77 кб

Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева

Богданов Андрей Владимирович
Читать PDF
698.17 кб

Мифотворческая составляющая теоретического познания

Русаков В.М.
Читать PDF
91.49 кб

Метаязык в контексте неклассической теории познания

Канунникова Ольга Витальевна
Дан анализ метаязыка как способа образования абстракций в гуманитарных науках, показана специфика исследования, сопоставления и осмысления общих понятий в лингвистике, психологии культуры на основе выделения семантических примитив
Читать PDF
410.32 кб

Проблемы теории познания в философии Джеймса Освальда

Гурьевская Л. А.
В статье рассматриваются философско-религиозные идеи Джеймса Освальда представителя шотландской школы эпохи Просвещения.