Теория
форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ТЕОРИЯ
это совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
Теория
система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающих какое-либо относительно однородное, целостное явление или совокупность элементов, функций. (3)
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ТЕОРИЯ
система знания, существующего в виде логически взаимосвязанных предложений, отражающих общие существенные, т. е. закономерные и необходимые, связи той или иной предметной области.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
ТЕОРИЯ
от греч. theoria — наблюдение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ТЕОРИЯ
описание, объяснение и предсказание, система основных идей в какой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, целостное представление закономерностей и существенных свойств, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Теория
содержание специального текста, создаваемое как обобщенный заместитель первичных текстов описаний явлений, «эмпирических» текстов. Теория является понятием, включенным в реализацию познавательной функции и выражающим абстрактное представление о познаваемом объекте.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Теория
(от греч. theoria — наблюдение, исследование) — 1) упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие; 2) совокупность обобщенных положений, выражающих суть науки.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Теория
От rp. theoria — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Источник: Исследовательская деятельность
ТЕОРИЯ
(нем. Theorie от гр. θεωρία – рассмотрение, рассуждение, учение) – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства (ср. доктрина, концепция) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 692). Ж. Е. Потапова
Источник: Глоссарий современного образования.
ТЕОРИЯ
1) (в узком смысле) – высшая и самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области знания; 2) (в широком смысле) – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого–либо явления [26, c. 325; 80, c. 670; 82, c. 778].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Теория
система основных идей в той или иной отрасли знаний; система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление или совокупность его элементов, функций; система взаимосвязанных утверждений, содержащая средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения явлений и эмпирических зависимостей.
Источник: Военная педагогика
Теория
(греч. teoria – наблюдение, исследование): (1) – совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития теории – практика; (2) – система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ТЕОРИЯ
высшая форма научного мышления, система понятий, категорий, законов, отражающих существенные свойства, связи, отношения предметов действительности. Теория составляет структурный основной элемент науки, связывая в единое целое факты, проблемы, гипотезы, методы познания и др.; возникает на основе наблюдений, экспериментов, описания, классификации и обобщения фактов. Она предполагает не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение, осмысление их во всей системе данной науки.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Теория
[гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование] – 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-л. науку или раздел ее, а также правил в области какого-л. мастерства, искусства; 3) система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; 4) отвлеченные знания, не опирающиеся на реальную действительность, напр., Т. ценностей, Т. информации и т.д. Критерий истинности и основа развития Т. – практика.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Теория
гр. – наблюдение) – система суждений, объясняющих причины, сущность и законы развития тех или иных явлений, эмпирических фактов. Теория – это всегда упорядоченная система знаний о явлениях, полученных специальными методами и представленных в виде понятий, категорий, законов, принципов. Одна теория, как правило, описывает либо какое-то одно явление, либо группу однородных явлений. Критерии научной теории заключаются в относительной завершенности ее структуры, наличии теоретических конструктов и доказательств, устойчивости понятийно-терминологического аппарата. Примером могут служить теория деятельности, теория личности, теория познания, теория «человеческого капитала» и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ТЕОРИЯ
(от греч. theōria – рассмотрение, исследование). В широком смысле – совокупность формализованных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления. Является формой организации научного знания. В структуре Т. выделяются следующие компоненты: 1) эмпирическая основа – факты; 2) теоретическая основа – постулаты, или аксиомы; 3) внутренние и внешние оценки области применения; 4) совокупность выводимых в рамках Т. утверждений, которые составляют теоретическое знание; 5) совокупность утверждений, выдвигаемых прогнозов, которые подлежат проверке. Для лингводидактики, например, характерно наличие в рамках ее понятийного аппарата теорий, возникших как в недрах самой лингводидактики, так и заимствованных из базисных для нее наук. Это обстоятельство и является одним из аргументов в пользу самостоятельности лингводидактики как научной дисциплины.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).