Самопознание
Самопознание
изучение личностью собственных болезненных расстройств, своего характера.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
САМОПОЗНАНИЕ
познание своего «Я» в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного «Я».
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
САМОПОЗНАНИЕ
процесс поиска своей сущности, своих особенностей, предпочтений и потребностей, понимание человеком своих физических (телесных), духовных возможностей и качеств, своего предназначения в жизни, места среди других людей.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
САМОПОЗНАНИЕ
познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, самоанализом. В таком познании неразрывно связаны интеллект и эмоции. Познающий одновременно является и субъектом и объектом познания. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [1].
Самопознание
познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
САМОПОЗНАНИЕ
познание своего Я в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого себя — было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах (изречение приписывается Фалесу). И.В. Гете считал, что человек знает себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Самопознание
феномен познания человеком самого себя, самопостижения, самоосознания. Важнейшим компонентом С. является осознание человеком акмеологически важных переломных, критических этапов своей жизни. Это осознание переживается как предчувствие и прозрение себя, своей индивидуальности во всей совокупности ее свойств: уникальности, универсальности, целостности, ответственности и др. В основе предчувствия себя как начала С. лежит интуиция. Глубокое сосредоточение на своем, творческое уединение, самоуглубление – необходимое условие для овладения искусством самопознания – важной предпосылки эффективности деятельности реципиента в акмеологическом проектировании.
САМОПОЗНАНИЕ
изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно.
Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе. С. – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В С. соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его с позиций «идеального Я», что существенно для акмеологического подхода.
С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без С.
С. необходимо для успешного развития личности, оптимального осуществления деятельности, адаптации к социальной и природной среде, на основе индивидуализации, выработки оптимальной перспективной жизненной позиции и стратегии.
Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе. С. – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В С. соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его с позиций «идеального Я», что существенно для акмеологического подхода.
С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без С.
С. необходимо для успешного развития личности, оптимального осуществления деятельности, адаптации к социальной и природной среде, на основе индивидуализации, выработки оптимальной перспективной жизненной позиции и стратегии.
Источник: Акмеологический словарь
САМОПОЗНАНИЕ
субъективное наблюдение человека за самим собой, своим внутренним миром, его анализ, сопоставление с окружающим миром – возникает на определенном этапе индивидуального развития (как правило, подростковый и юношеский возрасты) в связи с необходимостью адекватно регулировать свои взаимоотношения с окружающими людьми. Основными приемами С. являются самонаблюдение и самоанализ. Результатом С. является знание индивида о себе, своем «Я» в единстве физических, психических и социальных особенностей, выявление собственных как положительных качеств, свойств, потенций, способностей, так и отрицательных. Знание своего темперамента, типа нервной системы, особенностей памяти, характера мышления, склонностей, устойчивых интересов и т. д., собственного положительного фонда важно для жизненного самоопределения и самореализации личности. С. (познание себя, своего «Я») осуществляется через других (сопоставление мнений других о себе с собственными представлениями, сравнение себя с другими) с помощью общения. Специфический характер это принимает в образовательных процессах, когда педагог может акцентировать внимание как на лучших качествах, так и на недостатках учащегося, студента. Искусство и религия создают альтернативную духовную реальность, которая может стимулировать и направлять процесс С. С. – продукт и результат жизнедеятельности человека, условие его самоутверждения, показатель зрелости самосознания и критерий результативности работы над собой. Самопознавательные процессы – исходный момент и основа существования самосознания, они приводят к формированию самооценки (Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М., 1990; Коломенский Л. Познай самого себя. – Минск, 1981; Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984). В. А. Лозовой
Источник: Глоссарий современного образования.
САМОПОЗНАНИЕ
необходимое условие и средство успешной организации любой деятельности и своих взаимоотношений с окружающим миром, самовоспитания. Поэтому очень важно, чтобы педагоги не только изучали учащихся, но и способствовали их самопознанию, побуждали их задуматься о себе, оценить себя, стремились к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя», – утверждал Гете.
Девиз «Познай самого себя» был начертан на арке Дельфийского храма в Греции еще в V веке до нашей эры. Древнегреческие мыслители так толковали его: «Познай свое предназначение, открой свои возможности, предвидь свое поведение».
Познание себя – процесс долгий и сложный, протекает он у людей по-разному. У великого Моцарта необычайная музыкальная одаренность проявилась в раннем детстве, а И.А. Крылов лишь в 40 лет начал писать басни и тем не менее стал выдающимся баснописцем. Примерно в этом же возрасте известный писатель-фантаст И. Ефремов начал свой путь в литературу, до этого же он был обыкновенным рабочим, геологом, стал кандидатом геолого-минералогических, а позднее доктором биологических наук, причем все полученные им знания пригодились ему как литератору.
Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задатками, способностями, наклонностями. Искусство С. в том и состоит, чтобы вовремя обнаружить и развить их. С. включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношение человека ко всему окружающему – труду, учебе, природе, людям, себе.
Объектом С. являются прежде всего направленность личности, ее способности, темперамент, характер.
С. осуществляется с помощью рефлексии, самонаблюдения, самоанализа и самооценки, которые позволяют как бы проникнуть в собственный внутренний мир.
С помощью С. формируется самосознание – система представлений человека о себе, о своих качествах, способностях, внешности, своей социальной значимости. Показателем самопознания является самооценка, являющаяся основой самовоспитания.
Педагогическое стимулирование С. предусматривает: диагностику самовоспитания со стороны педагога;
оценку учащихся педагогом, доведение до них результатов диагностики их самовоспитания. Анализ поведения и деятельности учащихся и призван служить стимулом С., но этот анализ должен быть объективным, доброжелательным, направленным на то, чтобы помочь каждому учащемуся, внушить уверенность в своих силах;
формирование у учащихся установки на С., предусматривающее в свою очередь их ознакомление с сущностью и значением С. в развитии личности, с его методикой;
обучение основным правилам С.;организацию С. на практике.
Стимулированию интереса учащихся к своей личности способствуют психологические знания, которые они могут получить как от педагога, так и с помощью самообразования. В процессе различных форм общения с учащимися полезно обсуждать такие понятия, как саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование, С., самосознание, самооценка, идеалы, интересы, мотивы, потребности, привычки, воля, убеждения, характер и т.п. Учащимся, проявляющим повышенный интерес к своей личности, своим психологическим особенностям, можно рекомендовать специальную литературу. Для них может быть введен факультативный курс «Самовоспитание личности».
С. учащихся профессиональных учебных заведений способствуют:
задания, выполняемые по образцу (особенно в производственном обучении или на практике);
задания, выполняемые совместно с мастером производственного обучения или с сильным учащимся группы;
поручения, требующие умения организовать на выполнение какого-либо дела других;
поручения, требующие умения сочетать личные и общественные интересы, исполнительность и инициативу.
С. подготавливает человека к более сложной и направленной деятельности – осознанному и целенаправленному самоизменению и представляющему собой самовоспитание.
С началом осуществления программы самовоспитания С. не прекращается, оно является необходимым условием успешной работы человека над собой на всем ее протяжении, так как позволяет постоянно иметь так называемую обратную связь – информацию о происходящих изменениях и при необходимости вносить определенные коррективы в процесс самосовершенствования.
Лит.: Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Мн., 1985; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен. – Казань, 1995; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
П.Н. Осипов
Девиз «Познай самого себя» был начертан на арке Дельфийского храма в Греции еще в V веке до нашей эры. Древнегреческие мыслители так толковали его: «Познай свое предназначение, открой свои возможности, предвидь свое поведение».
Познание себя – процесс долгий и сложный, протекает он у людей по-разному. У великого Моцарта необычайная музыкальная одаренность проявилась в раннем детстве, а И.А. Крылов лишь в 40 лет начал писать басни и тем не менее стал выдающимся баснописцем. Примерно в этом же возрасте известный писатель-фантаст И. Ефремов начал свой путь в литературу, до этого же он был обыкновенным рабочим, геологом, стал кандидатом геолого-минералогических, а позднее доктором биологических наук, причем все полученные им знания пригодились ему как литератору.
Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задатками, способностями, наклонностями. Искусство С. в том и состоит, чтобы вовремя обнаружить и развить их. С. включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношение человека ко всему окружающему – труду, учебе, природе, людям, себе.
Объектом С. являются прежде всего направленность личности, ее способности, темперамент, характер.
С. осуществляется с помощью рефлексии, самонаблюдения, самоанализа и самооценки, которые позволяют как бы проникнуть в собственный внутренний мир.
С помощью С. формируется самосознание – система представлений человека о себе, о своих качествах, способностях, внешности, своей социальной значимости. Показателем самопознания является самооценка, являющаяся основой самовоспитания.
Педагогическое стимулирование С. предусматривает: диагностику самовоспитания со стороны педагога;
оценку учащихся педагогом, доведение до них результатов диагностики их самовоспитания. Анализ поведения и деятельности учащихся и призван служить стимулом С., но этот анализ должен быть объективным, доброжелательным, направленным на то, чтобы помочь каждому учащемуся, внушить уверенность в своих силах;
формирование у учащихся установки на С., предусматривающее в свою очередь их ознакомление с сущностью и значением С. в развитии личности, с его методикой;
обучение основным правилам С.;организацию С. на практике.
Стимулированию интереса учащихся к своей личности способствуют психологические знания, которые они могут получить как от педагога, так и с помощью самообразования. В процессе различных форм общения с учащимися полезно обсуждать такие понятия, как саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование, С., самосознание, самооценка, идеалы, интересы, мотивы, потребности, привычки, воля, убеждения, характер и т.п. Учащимся, проявляющим повышенный интерес к своей личности, своим психологическим особенностям, можно рекомендовать специальную литературу. Для них может быть введен факультативный курс «Самовоспитание личности».
С. учащихся профессиональных учебных заведений способствуют:
задания, выполняемые по образцу (особенно в производственном обучении или на практике);
задания, выполняемые совместно с мастером производственного обучения или с сильным учащимся группы;
поручения, требующие умения организовать на выполнение какого-либо дела других;
поручения, требующие умения сочетать личные и общественные интересы, исполнительность и инициативу.
С. подготавливает человека к более сложной и направленной деятельности – осознанному и целенаправленному самоизменению и представляющему собой самовоспитание.
С началом осуществления программы самовоспитания С. не прекращается, оно является необходимым условием успешной работы человека над собой на всем ее протяжении, так как позволяет постоянно иметь так называемую обратную связь – информацию о происходящих изменениях и при необходимости вносить определенные коррективы в процесс самосовершенствования.
Лит.: Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Мн., 1985; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен. – Казань, 1995; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.