Самопознание

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самопознание
изучение личностью собственных болезненных расстройств, своего характера.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

САМОПОЗНАНИЕ
познание своего «Я» в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного «Я».

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

САМОПОЗНАНИЕ
процесс поиска своей сущности, своих особенностей, предпочтений и потребностей, понимание человеком своих физических (телесных), духовных возможностей и качеств, своего предназначения в жизни, места среди других людей.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

САМОПОЗНАНИЕ
познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, самоанализом. В таком познании неразрывно связаны интеллект и эмоции. Познающий одновременно является и субъектом и объектом познания. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [1].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Самопознание
познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОПОЗНАНИЕ
познание своего Я в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого себя — было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах (изречение приписывается Фалесу). И.В. Гете считал, что человек знает себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Самопознание
феномен познания человеком самого себя, самопостижения, самоосознания. Важнейшим компонентом С. является осознание человеком акмеологически важных переломных, критических этапов своей жизни. Это осознание переживается как предчувствие и прозрение себя, своей индивидуальности во всей совокупности ее свойств: уникальности, универсальности, целостности, ответственности и др. В основе предчувствия себя как начала С. лежит интуиция. Глубокое сосредоточение на своем, творческое уединение, самоуглубление – необходимое условие для овладения искусством самопознания – важной предпосылки эффективности деятельности реципиента в акмеологическом проектировании.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

САМОПОЗНАНИЕ
изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно.
Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе. С. – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В С. соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его с позиций «идеального Я», что существенно для акмеологического подхода.
С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без С.
С. необходимо для успешного развития личности, оптимального осуществления деятельности, адаптации к социальной и природной среде, на основе индивидуализации, выработки оптимальной перспективной жизненной позиции и стратегии.

Источник: Акмеологический словарь

САМОПОЗНАНИЕ
субъективное наблюдение человека за самим собой, своим внутренним миром, его анализ, сопоставление с окружающим миром – возникает на определенном этапе индивидуального развития (как правило, подростковый и юношеский возрасты) в связи с необходимостью адекватно регулировать свои взаимоотношения с окружающими людьми. Основными приемами С. являются самонаблюдение и самоанализ. Результатом С. является знание индивида о себе, своем «Я» в единстве физических, психических и социальных особенностей, выявление собственных как положительных качеств, свойств, потенций, способностей, так и отрицательных. Знание своего темперамента, типа нервной системы, особенностей памяти, характера мышления, склонностей, устойчивых интересов и т. д., собственного положительного фонда важно для жизненного самоопределения и самореализации личности. С. (познание себя, своего «Я») осуществляется через других (сопоставление мнений других о себе с собственными представлениями, сравнение себя с другими) с помощью общения. Специфический характер это принимает в образовательных процессах, когда педагог может акцентировать внимание как на лучших качествах, так и на недостатках учащегося, студента. Искусство и религия создают альтернативную духовную реальность, которая может стимулировать и направлять процесс С. С. – продукт и результат жизнедеятельности человека, условие его самоутверждения, показатель зрелости самосознания и критерий результативности работы над собой. Самопознавательные процессы – исходный момент и основа существования самосознания, они приводят к формированию самооценки (Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М., 1990; Коломенский Л. Познай самого себя. – Минск, 1981; Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

САМОПОЗНАНИЕ
необходимое условие и средство успешной организации любой деятельности и своих взаимоотношений с окружающим миром, самовоспитания. Поэтому очень важно, чтобы педагоги не только изучали учащихся, но и способствовали их самопознанию, побуждали их задуматься о себе, оценить себя, стремились к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя», – утверждал Гете.
Девиз «Познай самого себя» был начертан на арке Дельфийского храма в Греции еще в V веке до нашей эры. Древнегреческие мыслители так толковали его: «Познай свое предназначение, открой свои возможности, предвидь свое поведение».
Познание себя – процесс долгий и сложный, протекает он у людей по-разному. У великого Моцарта необычайная музыкальная одаренность проявилась в раннем детстве, а И.А. Крылов лишь в 40 лет начал писать басни и тем не менее стал выдающимся баснописцем. Примерно в этом же возрасте известный писатель-фантаст И. Ефремов начал свой путь в литературу, до этого же он был обыкновенным рабочим, геологом, стал кандидатом геолого-минералогических, а позднее доктором биологических наук, причем все полученные им знания пригодились ему как литератору.
Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задатками, способностями, наклонностями. Искусство С. в том и состоит, чтобы вовремя обнаружить и развить их. С. включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношение человека ко всему окружающему – труду, учебе, природе, людям, себе.
Объектом С. являются прежде всего направленность личности, ее способности, темперамент, характер.
С. осуществляется с помощью рефлексии, самонаблюдения, самоанализа и самооценки, которые позволяют как бы проникнуть в собственный внутренний мир.
С помощью С. формируется самосознание – система представлений человека о себе, о своих качествах, способностях, внешности, своей социальной значимости. Показателем самопознания является самооценка, являющаяся основой самовоспитания.
Педагогическое стимулирование С. предусматривает: диагностику самовоспитания со стороны педагога;
оценку учащихся педагогом, доведение до них результатов диагностики их самовоспитания. Анализ поведения и деятельности учащихся и призван служить стимулом С., но этот анализ должен быть объективным, доброжелательным, направленным на то, чтобы помочь каждому учащемуся, внушить уверенность в своих силах;
формирование у учащихся установки на С., предусматривающее в свою очередь их ознакомление с сущностью и значением С. в развитии личности, с его методикой;
обучение основным правилам С.;организацию С. на практике.
Стимулированию интереса учащихся к своей личности способствуют психологические знания, которые они могут получить как от педагога, так и с помощью самообразования. В процессе различных форм общения с учащимися полезно обсуждать такие понятия, как саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, самосовершенствование, С., самосознание, самооценка, идеалы, интересы, мотивы, потребности, привычки, воля, убеждения, характер и т.п. Учащимся, проявляющим повышенный интерес к своей личности, своим психологическим особенностям, можно рекомендовать специальную литературу. Для них может быть введен факультативный курс «Самовоспитание личности».
С. учащихся профессиональных учебных заведений способствуют:
задания, выполняемые по образцу (особенно в производственном обучении или на практике);
задания, выполняемые совместно с мастером производственного обучения или с сильным учащимся группы;
поручения, требующие умения организовать на выполнение какого-либо дела других;
поручения, требующие умения сочетать личные и общественные интересы, исполнительность и инициативу.
С. подготавливает человека к более сложной и направленной деятельности – осознанному и целенаправленному самоизменению и представляющему собой самовоспитание.
С началом осуществления программы самовоспитания С. не прекращается, оно является необходимым условием успешной работы человека над собой на всем ее протяжении, так как позволяет постоянно иметь так называемую обратную связь – информацию о происходящих изменениях и при необходимости вносить определенные коррективы в процесс самосовершенствования.
Лит.: Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – Мн., 1985; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен. – Казань, 1995; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
110.18 кб

Самопознание в процессе обогащения сознания

Сорокоумова Елена Александровна
В статье рассматриваются инновационные подходы к обогащению сознания субъектов учебной деятельности (учителя и учащиеся) в процессе их самопознания.
Читать PDF
257.20 кб

Традиции развития духовно-нравственной культуры взрослых через самоанализ и самопознание личности в

Браже Тереза Георгиевна
В статье сопоставляются современные и первоначальные исконные латинские смыслы понятия «рефлексия», говорится о способах ее использования при чтении
Читать PDF
260.15 кб

Самопознание образа «я» путь к профессиональному самоопределению

Кучегашева П. П.
Читать PDF
271.25 кб

Самопознание как важнейший процесс становления личности

Мастич Т.В.
В статье рассматривается самопознание как механизм трансформации личности в субъект жизнедеятельности, который стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения.
Читать PDF
578.44 кб

"САМОПОЗНАНИЕ" И ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Лекерова Гульсим Жанабергеновна, Кидирбаева Халима Керимбаевна, Кемелбекова Гульнар Ашимхановна, Тагайбекова Дарига Сирнебаевна, Сыздыкова Маржан Нурмановна, Алшынбаев Орынбасар Акпанулы
В статье анализируются в качестве основных приоритетов гуманизации образования в Казахстане усиление воспитательных задач во всех образовательных учреждениях; обеспечение государственных гарантий доступности и бесплатности образов
Читать PDF
260.96 кб

Самопознавательная реализация обучающихся как интегративный фактор системы образования

Байлук Владимир Васильевич
Впервые в педагогической литературе обосновывается, что интегративным фактором в системе образования является самопознавательная реализация обучающегося.
Читать PDF
239.71 кб

Профессиональное самосовершенствование преподавателя высшей школы как субъекта самопознавательной де

Черкашина Татьяна Викторовна
Профессиональное самосовершенствование как неоспоримый факт эволюционного развития самосознания разумно мыслящего субъекта педагогической деятельности, продиктовано социальным запросом вследствие возросших требований к современной
Читать PDF
140.32 кб

Формирование самопознания и самооценки учащихся в целях профориентации

Рышард Пажецки
Читать PDF
286.95 кб

Школа имени В. О. Ключевского: уроки самопознания

Инюшкин Н. М.
Статья раскрывает опыт работы федеральной экспериментальной площадки в школе им. В.О. Ключевского Пензенского района по теме «Системное использование культурно-исторической среды в педагогическом процессе».
Читать PDF
366.24 кб

Модель организации самопознания как фактор формирования здорового образа жизни младших подростков

Миронова Елена Владимировна
В статье рассмотрен новый подход к сохранению и укреплению здоровья школьников младшего подросткового возраста. Обоснована важная роль самопознания в формировании здорового образа жизни.
Читать PDF
208.59 кб

Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальн

Дорохова Татьяна Сергеевна
Предпринимается попытка теоретически обосновать значимость ментального подхода для самопознания, понимаемого как средство успешной самореализации личности.
Читать PDF
276.68 кб

Методологическая и инновационная функции самопознания в образовательном процессе

Перминова Л. М.
Гуманизация и гуманитаризация общества и образования только тогда действительны, когда они затрагивают и преобразуют жизнь каждого человека через осуществление им самопознания как условия сознательного и осознанного самостроительс
Читать PDF
0.00 байт

Особенности формирования у будущих учителей опыта самопознания в процессе педагогической практики

Бадмаева В. И.
В статье рассматривается проблема формирования у студентов педагогического вуза опыта самопознания как основы профессиональной подготовки.
Читать PDF
116.29 кб

Экзистенциальный кризис как основа самопознания

Карнаух Марина Петровна
Рассматриваются проблемы критических ситуаций, а также проблемы самопознания личности в условиях экзистенциального кризиса.
Читать PDF
199.23 кб

Процесс самопознания: «Сам себя и познаю» практическое занятие

Барбитова Анна Дмитриевна
Автор продолжает знакомить читателя с серией практических занятий со старшеклассниками, обеспечивающими укрепление психического здоровья. В журнале «Инновационные проекты и программы в образовании». 2009.

Похожие термины:

  • Коммуникативное самопознание

    деятельность человека, направленная на познание, изучение уровня развития у себя коммуникативных умений и навыков, оценки, организации и регулирования различных видов и форм общения.