Труд
ТРУД
это деятельность, направленная на создание общественно- полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Труд
целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением. (3)
Труд
целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Труд
сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
ТРУД
целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс исторической адаптации человека к внешней среде характеризуется развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ТРУД
сознательная, целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для создания предметов и услуг, предназначенных для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Труд является основной формой жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, исходным условием социального бытия, развития всех сторон общественной жизни, средством самовыражения и самоутверждения личности, реализации ее опыта, интеллектуального и творческого потенциала, нравственного достоинства.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Труд
др.рус. – работа, рвение) сознательное, постоянное и целенаправленное совершение действий по физическому или духовному преобразованию действительности, выступающих одновременно способом добывания средств к существованию. Труд обеспечивает развитие человека и его движение вперед, правда, при условии любви к труду и творческого отношения к нему. Русская православная культура рассматривает труд прежде всего как духовный процесс. Труд отгоняет от нас пороки, скуку, лень, продляет жизнь, оздоравливает. В народе труд воспринимается как забота о ком-то и чем-то, в церкви – как послушание. В любом случае труд нескончаем, это вечная доля человечества. Чтобы его совершать, нужно мужество, терпение. Труд благословенен и благодетелен для человека. Народ России всегда был убежден, что только труд является основой любого благополучия и благочестия. «Без труда природные богатства и обилие капиталов оказывают гибельное влияние не только на нравственное и умственное развитие людей, но даже и на их состояние» (К.Д. Ушинский). В мировоззрении русского человека труд был высшим мерилом богоугодности. Во времена Владимира Мономаха труд физический и умственный не противопоставлялись. Первый рассматривался как необходимая предпосылка для успеха второго, а второй как облагораживающий первый, делающий человека сильным, мудрым.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
"ТРУД"
школьный предмет. Существовал с 1927 по 1937 гг. и с 1955 года по 1990-е гг. В 1990-е – 2000-е гг. в некоторых школах стал называться «Технология». Труд был введен в школу как особый предмет обучения в 1927 году. «Учащиеся знакомились с осн. пр-вами, с разл. материалами и инструментами. Ставилась задача выработать у них умения и навыки, общие для разл. труд. процессов. В школе I ступени детей обучали первонач. умениям работать с деревом, бумагой, картоном, тканью, металлом, глиной, для этого должны были создаваться специально оборудованные рабочие комнаты. Учащиеся старших групп школ-семилеток (V–VII) работали в шк. мастерских, обучаясь уже более сложным приемам обработки дерева и металла, изготавливая из них простейшие предметы… В начале 1930-х гг. наметилась тенденция к пересмотру роли труд. и политех. обучения в системе общего образования. Труд все больше стал играть иллюстративную роль, и в 1937 г. он был как учебный предмет отменен» (ИПО, 2001, 464–465). В 1955–1956 учеб. г. в учеб. план школ был включен труд как самост. предмет. «Потребовались доп. помещения под мастерские и оборудование для них. В целях создания мат.-тех. базы труд. обучения и восп. мин-вам и ведомствам было разрешено безвозмездно передавать школам не используемое в пр-ве, но годное для обучения станочное оборудование. Определены были также гос. планы пром. изготовления оборудования для шк. мастерских» (Очерки, 1988, 74). […]
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
ТРУД
целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.
Т. создает материальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом. Т. является решающим фактором формирования и развития самого человека. В процессе целесообразной деятельности, при помощи орудий Т., человек воздействует на природу и использует ее в целях создания условий для своего существования.
Анализируя роль Т. в становлении человека, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. разделением функций рук и ног, развитием органов речи, постепенным превращением мозга животного в развитый мозг человека, совершенствованием его органов чувств. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история есть не что иное, как образование человека Т.
Т. как целесообразная деятельность человека, начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным.Процесс Т. – это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определенные связи и отношении между собой – производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Т. создает материальные и духовные блага, необходимые для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом. Т. является решающим фактором формирования и развития самого человека. В процессе целесообразной деятельности, при помощи орудий Т., человек воздействует на природу и использует ее в целях создания условий для своего существования.
Анализируя роль Т. в становлении человека, Ф. Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. разделением функций рук и ног, развитием органов речи, постепенным превращением мозга животного в развитый мозг человека, совершенствованием его органов чувств. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история есть не что иное, как образование человека Т.
Т. как целесообразная деятельность человека, начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным.Процесс Т. – это не только воздействие людей на природу. Чтобы производить материальные блага, люди вступают в определенные связи и отношении между собой – производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.
Лит.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.