РУЧНОЙ ТРУД
РУЧНОЙ ТРУД
учебный предмет в начальной и средней школе. Впервые трудовое обучение под названием "Р.т." было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866); первые разработки теории и практики Р.т. связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. В России Р.т. начал преподаваться с 1884. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К.Ю. Цирулем. Целями и задачами обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различных инструментов. "Примерная программа ручного труда" (1910) для 1-5-х классов, разработанная при участии А.П. Пинкевича, В.Н. Верховского, С.И. Созонова и др., включала усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - гл.о. сельскохозяйственный труд. В 50-х гг. название "Р.т." сохранилось лишь для учебного предмета, преподававшегося в начальной школе; с 60-х гг. название "Р.т." не употребляется. Цикл предметов, направленных на подготовку школьников к практической деятельности, носит название Трудовое и профессиональное обучение.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
"РУЧНОЙ труд"
название учебного предмета в середине 1950-х гг.
О первоклассниках в 1954 году: «А на последнем уроке, на “ручном труде”, [Лида] показала подбородком на крышку парты и язвительно расхохоталась: “Ха-ха-ха! Это что за уродики?” Им было задано сделать из бумаги домик и коробочку. Женя и сам видел, что его изделия не очень красивы. Не то, что у Васи Грачёва, например. У того из весело раскрашенного дома с дверью и окнами даже вился клубами серый дым. Женин дом был просто белый и притом кособокий, а на коробочку точно кто-то немножко наступил ногой... Но разве так уж плохо? Уже не обращая внимания на Женю, Лида с торжеством извлекла из коробки от маминых туфель, которую она всегда приносила с собой на уроки ручного труда, блестящую коробочку из голубой бумаги, сплошь усыпанную серебряными звёздочками. Коробочка была великолепна, и рядом с ней Женина придавленная коробчонка выглядела такой неуклюжей и жалкой, что Женя растерянно заморгал. Потом рывком, двумя руками схватил свои творения, над которыми вчера просидел не меньше сорока минут, и скомкал их. Елена Сергеевна обходила парты, рассматривая домики и коробочки, и многих ребят хвалила. “А где твоя работа, Сомов?” Красный и надутый…, Женя молча показал кивком головы на два белых комка на крышке парты. “Ах так? – сказала Елена Сергеевна. – Ставлю тебе единицу!” “Кол! Кол!” – зашептали ребята. На лице у Лиды появилась довольная улыбка… На уроке ручного труда ребята клеили из бумаги всякую мебель. Лиде очень хотелось посмотреть, как у Жени получился диван. Кроме того, Лида боялась, что Женя перемажется в клею. Домашнее задание по ручному труду они делали вместе. Женя совсем не умел держать кисточку и ровным слоем намазывать клей. Лида его научила» (Котовщикова, 1956; 42–43, 65).
О первоклассниках в 1954 году: «А на последнем уроке, на “ручном труде”, [Лида] показала подбородком на крышку парты и язвительно расхохоталась: “Ха-ха-ха! Это что за уродики?” Им было задано сделать из бумаги домик и коробочку. Женя и сам видел, что его изделия не очень красивы. Не то, что у Васи Грачёва, например. У того из весело раскрашенного дома с дверью и окнами даже вился клубами серый дым. Женин дом был просто белый и притом кособокий, а на коробочку точно кто-то немножко наступил ногой... Но разве так уж плохо? Уже не обращая внимания на Женю, Лида с торжеством извлекла из коробки от маминых туфель, которую она всегда приносила с собой на уроки ручного труда, блестящую коробочку из голубой бумаги, сплошь усыпанную серебряными звёздочками. Коробочка была великолепна, и рядом с ней Женина придавленная коробчонка выглядела такой неуклюжей и жалкой, что Женя растерянно заморгал. Потом рывком, двумя руками схватил свои творения, над которыми вчера просидел не меньше сорока минут, и скомкал их. Елена Сергеевна обходила парты, рассматривая домики и коробочки, и многих ребят хвалила. “А где твоя работа, Сомов?” Красный и надутый…, Женя молча показал кивком головы на два белых комка на крышке парты. “Ах так? – сказала Елена Сергеевна. – Ставлю тебе единицу!” “Кол! Кол!” – зашептали ребята. На лице у Лиды появилась довольная улыбка… На уроке ручного труда ребята клеили из бумаги всякую мебель. Лиде очень хотелось посмотреть, как у Жени получился диван. Кроме того, Лида боялась, что Женя перемажется в клею. Домашнее задание по ручному труду они делали вместе. Женя совсем не умел держать кисточку и ровным слоем намазывать клей. Лида его научила» (Котовщикова, 1956; 42–43, 65).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.