РУЧНОЙ ТРУД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РУЧНОЙ ТРУД
учебный предмет в начальной и средней школе. Впервые трудовое обучение под названием "Р.т." было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866); первые разработки теории и практики Р.т. связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. В России Р.т. начал преподаваться с 1884. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К.Ю. Цирулем. Целями и задачами обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различных инструментов. "Примерная программа ручного труда" (1910) для 1-5-х классов, разработанная при участии А.П. Пинкевича, В.Н. Верховского, С.И. Созонова и др., включала усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - гл.о. сельскохозяйственный труд. В 50-х гг. название "Р.т." сохранилось лишь для учебного предмета, преподававшегося в начальной школе; с 60-х гг. название "Р.т." не употребляется. Цикл предметов, направленных на подготовку школьников к практической деятельности, носит название Трудовое и профессиональное обучение.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

"РУЧНОЙ труд"
название учебного предмета в середине 1950-х гг.
О первоклассниках в 1954 году: «А на последнем уроке, на “ручном труде”, [Лида] показала подбородком на крышку парты и язвительно расхохоталась: “Ха-ха-ха! Это что за уродики?” Им было задано сделать из бумаги домик и коробочку. Женя и сам видел, что его изделия не очень красивы. Не то, что у Васи Грачёва, например. У того из весело раскрашенного дома с дверью и окнами даже вился клубами серый дым. Женин дом был просто белый и притом кособокий, а на коробочку точно кто-то немножко наступил ногой... Но разве так уж плохо? Уже не обращая внимания на Женю, Лида с торжеством извлекла из коробки от маминых туфель, которую она всегда приносила с собой на уроки ручного труда, блестящую коробочку из голубой бумаги, сплошь усыпанную серебряными звёздочками. Коробочка была великолепна, и рядом с ней Женина придавленная коробчонка выглядела такой неуклюжей и жалкой, что Женя растерянно заморгал. Потом рывком, двумя руками схватил свои творения, над которыми вчера просидел не меньше сорока минут, и скомкал их. Елена Сергеевна обходила парты, рассматривая домики и коробочки, и многих ребят хвалила. “А где твоя работа, Сомов?” Красный и надутый…, Женя молча показал кивком головы на два белых комка на крышке парты. “Ах так? – сказала Елена Сергеевна. – Ставлю тебе единицу!” “Кол! Кол!” – зашептали ребята. На лице у Лиды появилась довольная улыбка… На уроке ручного труда ребята клеили из бумаги всякую мебель. Лиде очень хотелось посмотреть, как у Жени получился диван. Кроме того, Лида боялась, что Женя перемажется в клею. Домашнее задание по ручному труду они делали вместе. Женя совсем не умел держать кисточку и ровным слоем намазывать клей. Лида его научила» (Котовщикова, 1956; 42–43, 65).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
906.20 кб

Анализ программ по ручному труду начала XX века

Зотова Татьяна Николаевна
В статье анализируются программы по ручному труду начала XX в. Рассматриваются программы К. Ю. Цируля, И. Шнеерсона, О. А. Саломона. Выявлены специфика преподавания ручного труда в начале XX в.
Читать PDF
229.84 кб

Конструирование творческого компонента в ручном труде дошкольников

Пышьева Н.С.
Читать PDF
484.98 кб

Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда

Епураш Валентина Николаевна
В работе отражены проблемы трудового воспитания, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятиях и в свободное время и как обеспечить одновременный контро
Читать PDF
5.66 мб

Имидж преподавателя ручного труда как предмет педагогического исследования

Сопин Алексей Николаевич
Педагогика как наука рассматривает большой спектр направлений и способов деятельности в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Особое место занимает трудовая деятельность.
Читать PDF
893.12 кб

Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века

Зотова Татьяна Николаевна
В статье рассматривается становление ручного труда в России и зарубежных странах до XX в. Проводится обзор российской, французской и шведской систем обучения ручному труду.
Читать PDF
104.93 кб

Отечественный и зарубежный опыт обучения ручному труду в историческом аспекте

Скворцова Т.К.
Статья посвящена истории обучения ручному труду, начиная с древних времен до наших дней.
Читать PDF
2.06 мб

Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда

Пышьева Наталья Сергеевна
Читать PDF
76.20 кб

Педагогические предпосылки формирования умений ручного труда у детей дошкольного возраста с тяжелой

Гоголева Г. С.
Читать PDF
37.25 мб

Ручной труд в постиндустриальном мире: сравнительный анализ сапожного ремесла в мегаполисах России и

Веселов Ю.В., Карапетян Р.В., Синютин М.В.
Статья посвящена социальному исследованию ручного труда в современном мире. Авторы сравнивают две модели репродукции сапожного ремесла в России (на примере Санкт-Петербурга) и в Индии (на примере Мумбаи).