ДЕТСКИЙ труд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРУД ДЕТСКИИ
труд малолетних, т. е. лиц, не достигших возраста трудовой дееспособности. Защита трудовых прав ребенка регулируется Кодексом законов о труде (ст. 173). Для работников, не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная рабочая неделя: в возрасте 16–18 лет – не более 36 час. в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, не более 24 час. в неделю. Условиями привлечения к труду детей в возрасте 14 лет являются: добровольность труда, согласие одного из родителей или лица его заменяющего.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Детский труд
это как оплачиваемая, так и неоплачиваемая работа и деятельность, которые в психическом, физическом, социальном моральном отношении сопряжены с опасностью или причинением вреда ребенку. Кроме того, детский труд — это работа, которая лишает детей возможности получить образование. Необходимо различать детский труд и трудовое воспитание. Например, участие детей в выполнении некоторых легких видов работ (помощь родителям по дому), трудовая деятельность подростков после школьных занятий или во время каникул в рамках трудового законодательства, производственная практика, профессиональное обучение, — являются элементами воспитания и не считаются детским трудом.
Статья 32 Конвенции о правах ребенка утверждает право детей на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием к получению образования. Она требует от правительств установить минимальный возраст для приема на работу, регламентировать продолжительность рабочего дня и условия труда для лиц моложе 18 лет и предусмотреть соответствующие меры для обеспечения осуществления законодательства. Положения Конвенции о правах ребенка развиты в ряде конвенций Международной организации труда (МОТ), из них ключевыми являются Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

ДЕТСКИЙ труд
труд детей.
О конце ХIХ – начале ХХ века: «До рев. у детей гор. и деревенской бедноты по существу не было детства. Уже с малых лет им приходилось работать вместе со своими родителями, старшими братьями, сестрами, испытывать всю тяжесть подневольного труда, бесправия, нищеты. Дет. труд широко использовался в пром-сти, с. х-ве, в торг. и ремесленных предприятиях… С развитием капитализма, с ростом крупных фабрик и заводов применение дет. труда не сокращалось… В конце XIX века 10% общего количества рабочих на фабриках Московского уезда поступали на работу в возрасте до 10 лет, около 30% – в возрасте 11–12 лет. Три четверти рабочих поступали на ф-ки и заводы, не достигнув 16 лет. Труд детей применялся не только на “ситцевых фабриках” Даниловых, Прохоровых, Цинделей, но и на металлургич. и машиностроит. заводах братьев Бромлей, Доброва и Набгольца, Гужона и многих других. С тяжелым чувством вспоминали свое детство старые рабочие этих предприятий. “Какая же раньше была жизнь? – рассказывал мастер завода “Серп и молот” (бывш. Гужона) т. Коротин. – Отец работал гвоздильщиком у Гужона, получал 30 рублей в месяц, мать – ткачихой, зарабатывала 10 рублей в месяц. Я с 12 лет начал работать в листопрокатном цехе завода Гужона. Подростки работали по 10–12 часов за 40 копеек в день. От ночных смен нас не освобождали…” Работа малолетних оплачивалась, как правило, вдвое дешевле, чем труд взрослых мужчин. А рабочий день длился 11– 12, а то и 13 часов. В годы перв. мировой войны положение рабочей молодежи и подростков ещё более ухудшилось. Гужон, например, стал заставлять и малолетних работать по 18 часов. В марте 1915 г. царское пр-во ввело особое положение, которое узаконивало применение труда малолетних даже на подземных и ночных работах… Бывало нередко, что дети-труженики, задавленные тяжелыми условиями жизни, нищетой, запуганные хозяевами, не видя выхода, кончали жизнь самоубийством. “Правда” в статье “Детимученики” приводила такие факты: “Отравился мальчик Мурашев, боясь наказания хозяина за потерянный рубль”; “Повесился 15-летний мальчик Богачев, боясь быть уволенным за разбитое стекло, стоящее 3 руб. 50 коп.”… “Нечем мне вспомнить свое детство, не было его у меня, – рассказывал вальцовщик листопрокатного цеха завода “Серп и молот” т. Иванов. – С 12 лет я пошёл в пастухи, батрачил у помещиков, кулаков за 12–15 рублей в год. Кормили остатками со стола. Зимой среди ночи будили и посылали молотить. Одним словом, была не жизнь, а человеческое истязание”. А сколько детей работало в мелких кустарных и торговых предприятиях, у ремесленников-одиночек в качестве “учеников”! Здесь царил полный произвол хозяев. На фабриках, заводах малолетние хоть были на виду у взрослых рабочих, и те могли вступиться за них. А дети, отданные в “ученье”, были совсем беззащитны. Их поднимали до света, заставляли убирать мастерскую, носить и колоть дрова, бегать в магазин, нянчить хозяйских детей. Подмастерья посылали их за водкой. Хозяин при всяком удобном случае нещадно бил…» (Яковлев, 1962, 6–9).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ДЕТСКИЙ ТРУД
. Педагогика концептуально включает Д.т. в систему воспитания. Он рассматривается ею как важнейшее средство всестороннего развития личности, составной частью которого является трудовое воспитание, выступает основой для связи обучения и воспитания с жизнью, для социально-профессионального самоопределения школьников, поскольку в труде на основе подражания мастеру, приспособления к производственным требованиям, прохождения профессиональных проб, овладения технологией и техникой производства подростки вливались в трудовой коллектив.
Д.т. использовался в семье с незапамятных времен. В патриархальной семье дети ухаживали за младшими братьями и сестрами, пасли телят, жеребят, коз и овец, присматривали за птицей. Часто с 7–8-летнего возраста включались в полевые работы, трудились на огороде и в лугах. Нередко в этом же возрасте дети становились помощниками кустарям, а несколько более старшими поступали в ремесленное ученичество, основной базой которого является Д.т.
С развитием мануфактур, механизированного производства Д.т. стал применяться весьма широко вследствие его дешевизны. В погоне за сверхприбылью Д.т. сделался важнейшим источником фабрикации продукции с низкими затратами на рабочую силу. Организационно включение детей в производство осуществлялось так, что они не получали какого-либо воспитания, а условия и содержание труда составляли угрозу их здоровью. Фабричное законодательство относительно применения Д.т. предусматривало сокращение рабочего дня до 8–10 часов и обязательное обучение юных тружеников в школе. Однако в течение десятилетий эти законы не применялись. Положение изменилось с развитием системы профессионального образования.
Отношение общества к Д.т. в основном выражено в работе К. Маркса «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета». Хотя она построена на идее антагонизма рабочего класса по отношению к капиталистическому способу производства, в ней выражалось положительное отношение к Д.т. как к средству, способствующему эффективной социализации подрастающего поколения. Убедительным также было обращение к таким психологическим особенностям детей, как впечатлительность, естественная любознательность, способность к быстрому усвоению научных основ производства, владению наиболее распространенными орудиями труда, что обеспечивает им подвижность в производственной сфере и способность противостоять безработице, катаклизмам крупной промышленности в связи с внедрением новой техники и технологии.
Д.т. выполняет свои воспитательные и развивающие функции при определенных условиях: доступность труда, его воспитательное, развивающее влияние; обеспечение возможностей социализации личности, решения задач профессиональной ориентации.Д.т. используется как коррекционное и диагностическое средство в общеобразовательных и специальных учреждениях. Особо благодатные возможности в этом плане открывает ручной труд. Шитье, вышивание, плетение кружев, резьба по дереву, столярные и слесарные работы удовлетворяют требованиям в качестве коррекционных видов Д.т. Они способствуют практическому воспитанию, сенсорному развитию, формированию творчества, нравственных, эстетических качеств личности.
В современной общеобразовательной и профессиональной школе труд учащихся выполняет диагностическую функцию. Наблюдение за процессом труда, изучение продуктов труда позволяет определить не только качество трудовых знаний и умений, но и воспитанность и развитие личности.
Д.т. становится особенно эффективным, если он отражает современные социально- экономические и технико-технологические основы производства, в связи с чем его содержание обогащается доступной для учащихся экономической, управленческой деятельностью, достижениями научно-технического прогресса.
Лит.: Кащенко В.П. Коррекционная педагогика. – М., 1992; Шабалов С.М. Политехническое обучение. – М., 1956.
Н.И. Бабкин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
20.71 мб

Образование и детский труд

Ильин Георгий Леонидович
В статье обсуждается проблема трудового воспитания в школах в свете изменения, которое готовится в современном отечественном законодательстве о более тесной связи обучения и труда.
Читать PDF
123.70 кб

Мотивы детского труда в отрядах «Милосердие»

Антонова Е.П.
Формы организованной занятости детей складываются на пересечении государственной политики и социально одобряемых видов деятельности. Одной из таких форм является социальная работа несовершеннолетних в отрядах «Милосердие».
Читать PDF
712.19 кб

Что такое трудовое воспитание в детском саду?

Жиналиева Сайра Булатовна
В статье раскрыты вопросы трудового воспитания в дошкольном учреждении. Ведь методика развития умений и навыков трудовой деятельности детей до конца не раскрыта в программе ФГОС.
Читать PDF
401.75 кб

Детская характерология в трудах П. Ф. Каптерева

Лунёв Роман Сергеевич
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью использования научно-педагогического опыта развития отечественного образования с его системной стороны во второй половине XIX-начале XX века, представленного в психолог
Читать PDF
443.12 кб

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОГО АУТИЗМА: ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ

Макаров Игорь Владимирович, Автенюк Антон Сергеевич
Проблемная статья затрагивает вопросы трудностей диагностики детского аутизма и принятого ныне в североамериканской классификации диагноза «расстройства аутистического спектра».
Читать PDF
4.16 мб

ДЕТСКИЙ ТРУД: АНАХРОНИЗМ БЕДНОСТИ ИЛИ КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Павлов Б. С., Сарайкин Д. А.
Читать PDF
260.31 кб

Развитие детско-родительских отношений в трудных жизненных ситуациях

Шац Игорь Константинович, Коваленко Виктория Викторовна
В статье анализируется развитие отношений между родителями и детьми в трудных жизненных ситуациях: развода и серьезной болезни ребенка.
Читать PDF
127.16 кб

Детский труд: плюрализм в определении понятия и меры социальной политики

Федотова-антонова Е. П.
Проведено определение содержания понятий «детский труд» и «детская занятость» в социологическом поле исследования; проанализировано отношение к феномену детского труда, которое менялось с развитием представлений о детстве, правах
Читать PDF
101.09 кб

Физиолого-гигиеническая характеристика условий труда детских стоматологов

Субаев Марс Наилевич, Сетко Н.П.
Приведена гигиеническая оценка условий труда детских врачей стоматологов трех специальностей: стоматолог-терапевт, стоматолог-ортодонт и стоматолог-хирург.
Читать PDF
176.71 кб

Об особенностях детско-взрослых взаимодействий в трудных жизненных ситуациях

Жигалик М.А.
Обозначаются некоторые проблемы взаимоотношений младшего и старшего поколений в современном российском обществе; приводятся данные эмпирического исследования по изучению особенностей детско-взрослого взаимодействия в трудных жизне
Читать PDF
11.08 мб

Гигиеническое обоснование оптимизации условий труда детских врачей-стоматологов

Нехорошев Александр Сергеевич, Силин А.В., Морозова Е.И.
Актуальной проблемой на сегодняшний день является взаимосвязь между гигиеническими условиями труда, состоянием здоровья, личностными психосоциальными особенностями врачебного персонала.
Читать PDF
251.37 кб

Трудности социально-психологичсекой адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS»

Иванова Светлана Павловна, Манойлова Марина Алексеевна
В статье представлены результаты анализа особенностей социально-психологической адаптации воспитанников «Детской деревни-SOS».
Читать PDF
406.25 кб

Представления о детско-родительских отношениях у школьников из семей трудовых мигрантов

Николаева Анна Васильевна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучаются представления о детско-родительских отношениях подростков из семей трудовых мигрантов.
Читать PDF
291.92 кб

Проблема детской смертности в России в трудах русских врачей и ученых (XVIII — начало ХХ века)

Егорышева Ирина Валентиновна
Читать PDF
279.31 кб

Проект «Детские проблемы» : социально - педагогическая поддержка детей в трудной жизненной ситуации

Заславская О. В.
Рассматривается актуальная проблема социальной реабилитации детей сирот в воспитательной системе детского дома и подготовке их к будущей самостоятельной жизни в обществе.

Похожие термины:

  • ДЕТСКИЙ ТРУД И ОТДЫХ

    общество по воспитательной работе с детьми, организованное С.Т. Шацким в 1909-19, Москва. Продолжило деятельность общества "Сетлемент", включив в свой состав его воспитательные учреждения (детский сад