ДЕТСКИЙ труд

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРУД ДЕТСКИИ
труд малолетних, т. е. лиц, не достигших возраста трудовой дееспособности. Защита трудовых прав ребенка регулируется Кодексом законов о труде (ст. 173). Для работников, не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная рабочая неделя: в возрасте 16–18 лет – не более 36 час. в неделю, в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, не более 24 час. в неделю. Условиями привлечения к труду детей в возрасте 14 лет являются: добровольность труда, согласие одного из родителей или лица его заменяющего.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Детский труд
это как оплачиваемая, так и неоплачиваемая работа и деятельность, которые в психическом, физическом, социальном моральном отношении сопряжены с опасностью или причинением вреда ребенку. Кроме того, детский труд — это работа, которая лишает детей возможности получить образование. Необходимо различать детский труд и трудовое воспитание. Например, участие детей в выполнении некоторых легких видов работ (помощь родителям по дому), трудовая деятельность подростков после школьных занятий или во время каникул в рамках трудового законодательства, производственная практика, профессиональное обучение, — являются элементами воспитания и не считаются детским трудом.
Статья 32 Конвенции о правах ребенка утверждает право детей на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием к получению образования. Она требует от правительств установить минимальный возраст для приема на работу, регламентировать продолжительность рабочего дня и условия труда для лиц моложе 18 лет и предусмотреть соответствующие меры для обеспечения осуществления законодательства. Положения Конвенции о правах ребенка развиты в ряде конвенций Международной организации труда (МОТ), из них ключевыми являются Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

ДЕТСКИЙ труд
труд детей.
О конце ХIХ – начале ХХ века: «До рев. у детей гор. и деревенской бедноты по существу не было детства. Уже с малых лет им приходилось работать вместе со своими родителями, старшими братьями, сестрами, испытывать всю тяжесть подневольного труда, бесправия, нищеты. Дет. труд широко использовался в пром-сти, с. х-ве, в торг. и ремесленных предприятиях… С развитием капитализма, с ростом крупных фабрик и заводов применение дет. труда не сокращалось… В конце XIX века 10% общего количества рабочих на фабриках Московского уезда поступали на работу в возрасте до 10 лет, около 30% – в возрасте 11–12 лет. Три четверти рабочих поступали на ф-ки и заводы, не достигнув 16 лет. Труд детей применялся не только на “ситцевых фабриках” Даниловых, Прохоровых, Цинделей, но и на металлургич. и машиностроит. заводах братьев Бромлей, Доброва и Набгольца, Гужона и многих других. С тяжелым чувством вспоминали свое детство старые рабочие этих предприятий. “Какая же раньше была жизнь? – рассказывал мастер завода “Серп и молот” (бывш. Гужона) т. Коротин. – Отец работал гвоздильщиком у Гужона, получал 30 рублей в месяц, мать – ткачихой, зарабатывала 10 рублей в месяц. Я с 12 лет начал работать в листопрокатном цехе завода Гужона. Подростки работали по 10–12 часов за 40 копеек в день. От ночных смен нас не освобождали…” Работа малолетних оплачивалась, как правило, вдвое дешевле, чем труд взрослых мужчин. А рабочий день длился 11– 12, а то и 13 часов. В годы перв. мировой войны положение рабочей молодежи и подростков ещё более ухудшилось. Гужон, например, стал заставлять и малолетних работать по 18 часов. В марте 1915 г. царское пр-во ввело особое положение, которое узаконивало применение труда малолетних даже на подземных и ночных работах… Бывало нередко, что дети-труженики, задавленные тяжелыми условиями жизни, нищетой, запуганные хозяевами, не видя выхода, кончали жизнь самоубийством. “Правда” в статье “Детимученики” приводила такие факты: “Отравился мальчик Мурашев, боясь наказания хозяина за потерянный рубль”; “Повесился 15-летний мальчик Богачев, боясь быть уволенным за разбитое стекло, стоящее 3 руб. 50 коп.”… “Нечем мне вспомнить свое детство, не было его у меня, – рассказывал вальцовщик листопрокатного цеха завода “Серп и молот” т. Иванов. – С 12 лет я пошёл в пастухи, батрачил у помещиков, кулаков за 12–15 рублей в год. Кормили остатками со стола. Зимой среди ночи будили и посылали молотить. Одним словом, была не жизнь, а человеческое истязание”. А сколько детей работало в мелких кустарных и торговых предприятиях, у ремесленников-одиночек в качестве “учеников”! Здесь царил полный произвол хозяев. На фабриках, заводах малолетние хоть были на виду у взрослых рабочих, и те могли вступиться за них. А дети, отданные в “ученье”, были совсем беззащитны. Их поднимали до света, заставляли убирать мастерскую, носить и колоть дрова, бегать в магазин, нянчить хозяйских детей. Подмастерья посылали их за водкой. Хозяин при всяком удобном случае нещадно бил…» (Яковлев, 1962, 6–9).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

ДЕТСКИЙ ТРУД
. Педагогика концептуально включает Д.т. в систему воспитания. Он рассматривается ею как важнейшее средство всестороннего развития личности, составной частью которого является трудовое воспитание, выступает основой для связи обучения и воспитания с жизнью, для социально-профессионального самоопределения школьников, поскольку в труде на основе подражания мастеру, приспособления к производственным требованиям, прохождения профессиональных проб, овладения технологией и техникой производства подростки вливались в трудовой коллектив.
Д.т. использовался в семье с незапамятных времен. В патриархальной семье дети ухаживали за младшими братьями и сестрами, пасли телят, жеребят, коз и овец, присматривали за птицей. Часто с 7–8-летнего возраста включались в полевые работы, трудились на огороде и в лугах. Нередко в этом же возрасте дети становились помощниками кустарям, а несколько более старшими поступали в ремесленное ученичество, основной базой которого является Д.т.
С развитием мануфактур, механизированного производства Д.т. стал применяться весьма широко вследствие его дешевизны. В погоне за сверхприбылью Д.т. сделался важнейшим источником фабрикации продукции с низкими затратами на рабочую силу. Организационно включение детей в производство осуществлялось так, что они не получали какого-либо воспитания, а условия и содержание труда составляли угрозу их здоровью. Фабричное законодательство относительно применения Д.т. предусматривало сокращение рабочего дня до 8–10 часов и обязательное обучение юных тружеников в школе. Однако в течение десятилетий эти законы не применялись. Положение изменилось с развитием системы профессионального образования.
Отношение общества к Д.т. в основном выражено в работе К. Маркса «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета». Хотя она построена на идее антагонизма рабочего класса по отношению к капиталистическому способу производства, в ней выражалось положительное отношение к Д.т. как к средству, способствующему эффективной социализации подрастающего поколения. Убедительным также было обращение к таким психологическим особенностям детей, как впечатлительность, естественная любознательность, способность к быстрому усвоению научных основ производства, владению наиболее распространенными орудиями труда, что обеспечивает им подвижность в производственной сфере и способность противостоять безработице, катаклизмам крупной промышленности в связи с внедрением новой техники и технологии.
Д.т. выполняет свои воспитательные и развивающие функции при определенных условиях: доступность труда, его воспитательное, развивающее влияние; обеспечение возможностей социализации личности, решения задач профессиональной ориентации.Д.т. используется как коррекционное и диагностическое средство в общеобразовательных и специальных учреждениях. Особо благодатные возможности в этом плане открывает ручной труд. Шитье, вышивание, плетение кружев, резьба по дереву, столярные и слесарные работы удовлетворяют требованиям в качестве коррекционных видов Д.т. Они способствуют практическому воспитанию, сенсорному развитию, формированию творчества, нравственных, эстетических качеств личности.
В современной общеобразовательной и профессиональной школе труд учащихся выполняет диагностическую функцию. Наблюдение за процессом труда, изучение продуктов труда позволяет определить не только качество трудовых знаний и умений, но и воспитанность и развитие личности.
Д.т. становится особенно эффективным, если он отражает современные социально- экономические и технико-технологические основы производства, в связи с чем его содержание обогащается доступной для учащихся экономической, управленческой деятельностью, достижениями научно-технического прогресса.
Лит.: Кащенко В.П. Коррекционная педагогика. – М., 1992; Шабалов С.М. Политехническое обучение. – М., 1956.
Н.И. Бабкин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.