ФРОММ Эрих

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФРОММ ЭРИХ
(1900–1980), немецко-американский психолог, философ и социолог. Получил философское образование в Гейдельбургском университете; психоаналитическое образование – в Мюнхенском университете и Берлинском психоаналитическом институте. Первоначально был последователем Фрейда, но впоследствии разработал собственную концепцию “гуманистического психоанализа”. Определил, что типы социального характера совпадают с различными историческими типами самоотчужденного человека: накопительским, эксплуататорским, рецептивным (пассивным), рыночным. Выдвигал утопический проект создания гармоничного “здорового общества”, в частности предлагал проект “перевоспитания” американской нации. Основные работы: “Иметь или быть”, “Душа человека”, “Психоанализ и этика”, “Бегство от свободы” (опубл. в 1992 г.).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ФРОММ Эрих
23.3.1900, Франкфурт-на-Майне, Германия, - 18.3.1980, Муральто, Швейцария), нем.-амер. психолог, философ и социолог, один из гл. представителей неофрейдизма. Получил филос. образование в Гей-дельбургском ун-те, психоаналитич. образование в Мюнхенском ун-те и Берлинском психоаналитич. ин-те С 1925 вел частную психоаналитич. практику. В 1929—32 сотрудник Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, в к-ром сложилась известная франкфуртская социологич. школа - направление леворадикальной социально-филос. мысли. В 1932—34 Ф. выступил с рядом статей, посвященных применению идей 3. Фрейма к социальной психологии, в журн. ин-та «Zeitschrift fur Sozialforschung». В 1934 эмигрировал в США, преподавал в Колумбийском, Нью-Йоркском и Мичиганском ун-тах. С 1951 жил в Мексике (проф. ун-та Мехико).
Первоначально Ф. был последователем Фрейда, но впоследствии отказался от мн. положений «классич » психоанализа и разработал собств. концепцию «гуманистич. психоанализа». Использование им при этом отд. положений учения К. Маркса вылилось в одну из попыток синтеза фрейдизма и марксизма. Человеческие потребности и мотивы Ф. рассматривал как продукт «ист. процесса, к-рый творит людей». Однако в трактовке ист. процесса Ф. склонялся к пси-хологизаторской позиции, пытался объяснить исторические и социальные события через апелляцию к собственно пси-хол. механизмам (напр., «бегство от свободы»).
Разрабатывая целостную концепцию личности, Ф. стремился выяснить механизм взаимодействия психол. и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Ф., социальный характер, в формировании к-рого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет.н. вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с разл. ист. типами самоотчужденного человека: накопительским, эксплуататорским, рецептивным (пассивным), рыночным. Разл. формы социальной патологии в совр. обществе Ф. также связывает с отчуждением. Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Ф. выдвигал утопич. проект создания гармонич. ного «здорового общества» при помощи методов «социальной терапии», в частности предлагал проект «перевоспитания» амер. нации. Автор психол. исследований религ. концепций: иудаизма, христианства, дзен-буддизма.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
428.84 кб

Концепция отчуждения Эриха Фромма

Кравченко А.И.
В статье рассматривается концепция отчуждения Э.Фромма, послужившая исходной основой для формирования современных представлений об этом явлении в современной западной социальной психологии и социологии.
Читать PDF
735.85 кб

Обладание в понимании Эриха Фромма

Яковлева Я. П.
Читать PDF
311.42 кб

К 110-летию Эриха Фромма гуманистические идеи Э. Фромма

Рабаданова Разият Сулайбановна
Имя Эриха Фромма давно уже стало знаковым. Он олицетворяет целую эпоху, которая противостояла тоталитаризму и раболепию, в своих попытках придать социальной истории гуманистическое измерение.
Читать PDF
569.44 кб

«Консервативный символизм» в теории сновидений Эриха Фромм

Васильева Инга Борисовна, Цветкова Анна Андреевна
Дается анализ установок, актуальных, по Фромму, при толковании сновидений. В их центре находится понимание образа сновидения как символа, единого для области сновидений и для культуры в целом.
Читать PDF
134.35 кб

Деструктивность «Массового человека» в интерпретации Эриха Фромма

Стоян Арсен Александрович
В данной статье рассматривается интерпретационная позиция выдающегося немецкого философа и психолога Эриха Фромма по вопросу анализа деструктивности «массового человека».
Читать PDF
238.86 кб

Человек и его сущность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма

Дорофеева Е.В.
Проблема человека обеспечивает целостность фроммовской концепции.
Читать PDF
278.30 кб

Психоанализ и общество: психоаналитическое учение Эриха Фромма о поведении

Старовойтов Владимир Васильевич
Читать PDF
7.24 мб

«Гуманистический радикализм» Эриха Фромма - фундаментальный подход к созиданию социума

Куштым Евгения Александровна
Статья посвящена памяти Э.
Читать PDF
116.18 кб

Философский анализ феномена стереотипов в концепции социального конформизма Эриха Фромма

Боровская Л. А.
Согласно Э. Фромму феномен стереотипа может быть раскрыт только через постижение природы конформизма как социального явления.
Читать PDF
91.48 кб

Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализ

Агапов Платон Валериевич
Статья посвящена проблеме человеческой агрессивности в интерпретации известного философа и социолога Эриха Фромма.