Язык

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Язык
система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Язык
система знаков, служащих средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации и ее хранения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЯЗЫК
совокупность символов, правил, соглашений, используемых для общения, отображения и передачи информации, средство описания данных и алгоритмов решения задач.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЯЗЫК
образовательная область в начальной школе, обеспечивающая реальные связи человека с окружающим миром, реализующая способность человека к участию в различных коммуникативных ситуациях.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Язык
(средство речи)система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; социально-психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ЯЗЫК
1) система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективизируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением; 2) инф. совокупность символов, правил и соглашений, используемых для общения, отображения и передачи информации, средство описания данных и алгоритмов решения задач.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЯЗЫК
служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Благодаря языку осуществляется человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность поколений и исторических эпох. Звуковой язык вместе с пластикой человеческого тела являются «естественной» системой знаков. Наряду с этим создаются искусственные языки – язык математики, языки программирования, язык знаков дорожного движения и т. д. Язык занимает по отношению к образованию ведущее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому. Язык – одна из 9 форм общественного сознания. Литература: [36, 65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЯЗЫК
1. Система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей. 2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (например, книжный Я., разговорный Я.). Для методики важное значение имеет предложенная Л. В. Щербой теория о трех аспектах языковых явлений, положенная в основу лингвистического обоснования методики обучения иностранным языкам. Такими аспектами понятия «Я.» являются речевая деятельность, языковая система, языковой материал. В рамках современного подхода к обучению иностранным языкам в качестве основного объекта обучения выступает речевая деятельность, включающая в себя Я. и речь как внутренние средства и способы ее реализации. 3. Орган человека, расположенный во рту, который используется и для производства звучащей речи (артикуляции).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЯЗЫК
1) система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Исторически основой Я. служит труд, совместная деятельность людей. Я. существует и реализуется через речь, которая обладает такими характеристиками, как сукцессивность (линейность), пресуппозиционность (отсылка к энциклопедическим знаниям), ситуативность, неполнота и др. Каждый Я. имеет словарный фонд и грамматический строй. Слова любого Я. могут быть носителями понятий. Благодаря этому возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения Я. оказывает огромное влияние на все стороны психики человека, является условием формирования его сознания; 2) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Язык
ц.-слав. – народ) – это система фонетических, лексических и грамматических средств, посредством которых человеком выражаются мысли, чувства и волеизъявления. Язык – это средство общения людей. Философы склонный рассматривать «язык» шире, как «все вокруг», что несет информацию. На этом основании они выделяют «язык математики», «язык живописи», «язык поэзии», «язык жестов», «язык плаката», «машинный язык» и т.д. Но первооснова понимания «языка» восходит к народу и человеку, как его создателю и пользователю. Язык в широком философском смысле тоже, есть первое проявление народного духа, фактор этнической идентификации. Язык связан с историей, человеческой культурой, это явление одновременно и природное, и социальное. Оно теснейшим образом связано с мышлением, сознанием, познанием. Различают языки живые, служащие человеку сегодняшнему, и мертвые, отжившие, забытые, важные лишь как история. Язык во всех отношениях умнее отдельного человека. Он действует в ребенке задолго до того, как тот осознает себя. Образовательная система и существует для того, чтобы обучить детей разным типам языков, особенно живых.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЯЗЫК
1) (glossa; анатомический орган) – мускулистый орган в ротовой полости, служащий для определения вкуса и пережёвывания пищи, а у человека также участвующий в актах артикуляции звуков речи и речеобразования. При классификации звуков речи вводятся также условно-фонетические понятия передней, средней и задней части спинки языка. В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко уплощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология (например, «Сказка о Веселом Язычке»). См.: Аномалии языка. Аппарат артикуляционный.
2) англ. language; знаковая система) — знаковая система, используемая как средство общения и передачи информации, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: человеческие языки (предмет изучения лингвистики): естественные человеческие языки, искусственные языки для общения людей (например, эсперанто). См.: Речь.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Язык
1. "Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации". В этом смысле понятие "язык" аналогично понятию "естественный язык". 2. "Любая знаковая (семиологическая) система, воспроизводящая какую-либо из функций естественного языка или же функционирующая в качестве его заменителя". Например, язык жестов - "совокупность различных телодвижений, используемых в качестве средства общения"; язык искусственный - "любой вспомогательный язык в отличие от естественного языка".[31] Искусственные языки: язык математических символов, язык химических уравнений, язык радиотехнических схем и т.д. Метаязык - язык, содержащий набор терминов для описания любого языка, например, естественного. Английский философ Б.Рассел (1872-1970) утверждал, что "сущность языка состоит в использовании фиксированных ассоциаций, то есть в том, что нечто ощутимое - произнесенное слово, картинка, жест или что угодно - могли бы вызвать "представление" о чем-то другом. Когда это происходит, то ощутимое может быть названо знаком или символом, а то, о чем появляется представление -значением".[32] "Цель слов заключается в занятии тем, что отлично от слов", - писал Рассел.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ЯЗЫК
система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Звуковой язык, как и пластика человеческого тела, является «естественной» системой знаков – в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (напр. логике и математике), искусстве и т. п. Специфической особенностью человеческого языка является наличие в нем высказываний о самом языке, что обусловливает способность языка к самоописанию и описанию других знаковых систем. Другая особенность языка – его членораздельность, внутренняя расчлененность высказываний на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). Это связано с аналитизмом языка – дискретностью смысла его единиц и способностью к их комбинированию в речи по известным правилам (Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Грушевський М. С. Про українську мову й українську школу. – К., 1991; ДерридаЖ. О грамматологии. – М.:Ad marginem, 2000; Феномен української культури: методологічні засади осмислення. – К.: Фенікс, 1996; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ЯЗЫК
Большинство справочников и энциклопедий определяют язык как знаковую систему, выполняющую функцию общения человека с человеком (и, в последнее время, с компьютером). Вопрос о языке (коде) требует уточнения, поскольку рассматривать язык не как эргон (орган, застывшую систему), а энергию (деятельность) призывал еще В. фон Гумбольдт. Поэтому обойтись пониманием языка (кода) как системы знаков (в духе Ф. де Соссюра) уже не является достаточным, — как минимум, следует говорить о языке как о динамической системе знаков, по ходу использования меняющей и правила игры, и наличный состав элементов. Поэтому соссюровское сравнение языка с шахматами нужно развить, условно введя представление о таких шахматах, в которых фигуры по ходу партии могут менять свой функционал и не только убывать, но и прибывать (могут возникать новые). Примем, что язык — это динамичная система элементов, которые в процессе использования в речевой деятельности по производству речевых актов могут как устраняться, так и добавляться, но кроме всего прочего, элементы которых могут использоваться в добавочной функции, приводящей к многозначности слов и грамматических конструкций. Таким образом, язык, образно говоря, это такие шахматы, в которых к середине партии может быть добавлено несколько новых фигур, которых не было в начале партии, кроме этого, по ходу партии слон может приобрести функции коня при устранении коня на доске — или даже при его сохранении. Говорить о том, что по ходу партии ряд фигур будет «съеден», представляется излишним; скорее всего, в лингвистику следует провести экстраполяцию идеи об естественном отборе. Е.Ф. Киров

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
161.06 кб

Проблемы оптимизации процесса обучения иноязычному произношению в языковом вузе (французский язык ка

Фролова И. В.
Статья отражает основные результат научного исследования в области разработки оптимальной модели организации и управления процессом формирования слухопроизносительных навыков французского языка как второго иностранного (при первом
Читать PDF
464.88 кб

Язык научно-педагогических и учебных текстов Г.И.Щукиной как предмет анализа

Роботова Алевтина Сергеевна
Читать PDF
177.51 кб

"Язык наш корчится в тоске": (горькие заметки об отношении к русскому языку)

Воронцов Алексей Васильевич
Проблема сохранения национальных языков в эпоху глобализации при наличии новейших информационно-технологических средств, прежде всего Интернета, является общемировой. В целом идет наступление на гуманитарное знание, язык.
Читать PDF
147.39 кб

Роль презентации языкового материала в развитии личности студента втуза средствами иностранного язык

Литвиненко Елена Владимировна
Читать PDF
67.87 кб

Русский язык в школе

Дунёв Алексей Иванович
В последние годы происходит изменение содержания образования и переоценка роли таких школьных предметов, как русский язык и литература.
Читать PDF
174.69 кб

Год русского языка: русский язык в Париже

Артемьева Татьяна Владимировна, Гончаров Сергей Александрович
Читать PDF
278.71 кб

Русский язык как иностранный в Герценовском университете: из прошлого в будущее

Теремова Римма Михайловна, Артамонова Валентина Викторовна
Читать PDF
175.86 кб

Русский язык как инструмент интеграции мигрантов в российский социум

Лысакова Ирина Павловна
Читать PDF
236.89 кб

Лингвокультурологические проблемы лингводидактики в предметной области «Русский язык» в поликультурн

Саяхова Л. Г., Давлетбаева Р. Г.
Статья посвящена лингвокультурологическим проблемам обучения русскому языку в полилингвальном пространстве Республики Башкортостан, системе формирования двуязычной личности на всех этапах школьного обучения, включая начальный уров
Читать PDF
295.96 кб

Междисциплинарный курс «Культура, язык и концепции постнеклассической науки»

Ревягин Леонид Николаевич
Представлена синергетическая концепция междисциплинарного курса, объединяющего разделы физики, культуры, языка и философии.
Читать PDF
109.54 кб

Иностранный язык как учебный предмет в историко-педагогических исследованиях регионального уровня

Булыгина Маргарита Викторовна
В последнее время исследователи все чаще обращаются к региональному педагогическому опыту, в том числе касающемуся отдельных учебных предметов.
Читать PDF
66.29 кб

Русский язык и высшее образование в России

Воротников Юрий Леонидович
Читать PDF
291.80 кб

Русский язык: взгляд социолога

Воронцов Алексей Васильевич
Читать PDF
86.42 кб

Русский язык в современном мире

Воронцов Алексей Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

Русский язык как важный элемент гимназического образования в Бессарабии (XIX начала ХХ В. )

Аникин Владимир

Похожие термины:

  • Язык алгоритмический

    система символов и правил, позволяющих записывать в формализованном виде алгоритмы решения задач на ЭВМ [49, c. 70].
  • Язык аудийный

    audio language) – комплекс средств и приемов аудиовыразительности и коммуникации.
  • Язык аудиовизуальный

    audiovisual language) – комплекс средств и приемов аудиовизуальной выразительности и коммуникации.
  • Церковно-славянский язык

    это письменность древних славян, упорядоченная и одухотворенная братьями Кириллом и Мефодием и приспособленная для переводов и написания богословской литературы. Это язык, вобравший в себя элем
  • ЯЗЫК ДИССЕРТАЦИИ

    средство выражения результатов диссертационного исследования.
  • Древнерусский язык

    общий язык наших предков, сформировавшийся в VII-VIII вв. на базе диалектной речи восточнославянских племен и просуществовавший в качестве активного языка до XIV-XV веков. Древнерусский язык относится
  • Язык информации

    information language) – комплекс средств и приемов информационного общения.
  • Язык коммуникации

    communication language) – комплекс средств и приемов общения.
  • Язык медиа

    discourse, media language) – комплекс средств и приемов медийной выразительности и коммуникации.
  • ЯЗЫК ЭМОЦИЙ

    Непосредственная экспрессия, чудащаяся в пении – не более, чем плод наших собственных ощущений, того воздействия, которое пение оказывает на нашу душу Так пишут критики. Это не так! Техника физиол
  • ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

    язык в собственном смысле слова, человеческий язык как важнейшее средство общения, орудие формирования и выражения мысли (в отличие от искусственных языков). Слово «естественный» не следует поним
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения

    осн. язык обучения и учебный предмет. Преподавание Р.я. направлено на усвоение учащимися осн. сведений о фонетических особенностях, словарном составе, грамматическом строе Р.я.; выработку навыков с
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

    основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т. д. В странах с многонациональным населением (напр., Индия, Канада, Швейца
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ЯЗЫК

    язык, предназначенный для формализованного описания смыслового содержания документов, подлежащих хранению в системе, и составления запросов к системе на поиск и выдачу документов.
  • Язык медийный

    media language) – комплекс средств и приемов медийной выразительности и коммуникации.
  • ЯЗЫК НАУКИ

    Язык научного изложения в условиях естественного применения в научной сфере общения.
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

    1. Язык другой страны. 2. Учебный предмет, ведущей целью которого является формирование практических навыков и умений (коммуникативная цель); их проверка осуществляется в том числе через лингводида
  • ЯЗЫК ИРРЕЛЕВАНТНЫЙ

    англ. irrelevant - неуместный) — слова, фразы, высказывания ребенка, имеющие значение только для говорящего. Наблюдаются в норме и при раннем детском аутизме (когда это совершенно непонятный для окружаю
  • Язык культурный

    язык народов, достигших высокого уровня цивилизации, который получил значение языка государственного; характеризуется относительной устойчивостью, распространением по всей данной территории. (1
  • Язык обучающих курсов

    формализованный язык высокого уровня, предназначен для описания обучающих курсов учебных дисциплин [49, c. 70].